Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 04:40, реферат
Цель: изучить и проанализировать закономерности функционирования и развития рынка недвижимости в Российской Федерации.
Задачи:
1) определить понятие и виды недвижимости, рассмотреть ее особенности как товара;
2) определить понятие, виды, субъекты рынка недвижимости;
Введение
1. Недвижимое имущество и его виды
1.1 Понятие и признаки недвижимости
1.2 Общая классификация объектов недвижимости
1.3 Особенности недвижимости как товара
1.4 Место недвижимости в рыночной системе
2. Основные понятия и особенности рынка недвижимости
2.1 Понятие и система рынка недвижимости
2.2 Функции рынка недвижимости
2.3 Субъекты рынка недвижимости
2.4 Виды и сегментация рынка недвижимости
2.5 Особенности рынка недвижимости
3. Анализ современного состояния рынка недвижимости в России
4. Анализ рынков недвижимости в зарубежных странах
Заключение
Список литературы
Пока же по данным Ассоциации российских банков, с использованием ипотечного кредита в России приобретается 1,5 процента жилья. В пересчете на объем ВВП это 0,007 процентов, тогда как в США этот показатель составляет 55 процентов, в Западной Европе - 35 процентов [4]. За рубежом жилищная проблема уже давно решается в основном за счет ипотеки и дешевого долгосрочного кредита. А в России лишь 5-7% населения могут себе позволить покупку квартиры в кредит. Это люди, для кого ежемесячные выплаты в 500-600 долларов составляют не более трети заработка. А намереваются попробовать получить кредит лишь 3% граждан. Хотя для большинства нуждающихся в жилье именно ипотека могла бы стать своего рода золотой рыбкой, превращающей избу в современную квартиру [1]. Почему население не торопится выстраиваться в очередь за ипотечными ссудами? По словам вице-президента Ассоциации банков Северо-Запада Виктора Титова, ипотечное кредитование тормозят в первую очередь две причины. Первая - существенный разрыв между уровнем доходов населения и стоимостью жилья. В настоящее время даже тридцатипроцентный первоначальный взнос для большинства граждан России неподъемен. К этому надо добавить, что нынешние ставки кредитования увеличивают стоимость квартир, приобретаемых по ипотечной схеме, примерно в два раза. Вторая причина - отсутствие у российских банков «длинных» денег. Потому и на ипотечном рынке игроками выступают либо банки с государственным участием, либо те, кто имеет доступ к иностранным финансовым ресурсам.5
По мнению правительства поправки, внесенные в закон «Об ипотеке», призваны решить эти проблемы как для банкиров, так и для заемщиков. Банки опасались выдавать ипотечные кредиты потому что заемщики фактически не несли никакой ответственности за своевременность их погашения. А сейчас банкам даются гарантии, что они в случае форсмажорных обстоятельств заберут себе квартиры неплатежеспособных клиентов, даже если это жилье у них является единственным. Исправить положение с отсутствием долгосрочных ресурсов помогут поправки, внесенные в закон «Об ипотечных ценных бумагах», который значительно расширил перечень организаций, имеющих право выкупа ипотечных ценных бумаг. Очевидно, что новый «жилищный пакет» позволяет банкам снизить риски по ипотечному кредитованию и привлечь дополнительные ресурсы, что в свою очередь сулит покупателям благоприятные изменения в условиях ипотечной сделки [1].
По данным Ассоциации российских
банков, в 2001 году объемы ипотечных
кредитов составили 107 млрд. руб., в 2002 году
- 7,8 млрд. руб., а в 2003 году - 15 млрд. руб.
При средней величине кредита 18 тыс.
долларов на конец 2003 года банками выдано
27 тыс. кредитов. И к началу 2004 года
более 100 тыс. семей смогли улучшить
свои жилищные условия с использованием
ипотечных схем. Половину из этого
количества ипотечных кредитов выдал
Сбербанк России. Доля просроченной задолженности
составляла в 2002 году 0,42%, в 2003 году - 0,33%.
По итогам 6 месяцев 2004 года из общего числа
реализованных с помощью
Сейчас одни регионы уже практикуют ипотечное кредитование, другие только планируют использовать его для решения жилищных проблем. Соглашения с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) заключили 68 регионов, и 45 из них работают по его стандартам. С учетом своих особенностей там создают и собственные схемы [3].
Например, Республика Башкортостан один из лидеров по количеству выданных ипотечных кредитов. По специальной программе, реализуемой в республике Уфимским городским агентством ипотечного кредитования, было предоставлено 2316 кредитов на общую сумму 947,96 млн рублей. На сегодня это лучший результат по России. Ныне в январе было выдано 214 кредитов на сумму 101,84 млн рублей [1].
В Татарстане начали работать по программе развития социального ипотечного строительства. Средства предприятий при этом - основной источник финансирования строительства. Их отчисления предполагается оформить на возвратной основе, а возврат средств начнется через 7 лет. Рассрочка по оплате составит 28,5 лет [3].
В Перми областной ипотечный фонд жилищного кредитования в 2004 году выдал 157 ипотечных кредитов на общую сумму 56,1 млн рублей [1].
В Санкт-Петербурге за 2004 г.
выдано 1,3 тыс. ипотечных кредитов. В
том числе за 2004 г. ипотечные кредиты
по специальной городской
Объем ипотечного рынка Москвы и Подмосковья в 2004 году увеличился примерно в 2 раза, с 7-8 млрд руб., до 15,5-16,5 млрд руб. По прогнозам аналитиков в 2005 году он может увеличиться до 28 млрд рублей.
В Красноярском крае в качестве ипотечного оператора выступает краевой фонд жилищного строительства. Для ипотечных кредитов на год предусмотрено 525 млн рублей. Займы будут выдаваться под 15% годовых на срок до 27 лет. Возраст заемщика - от 18 до 60 лет. Например, заем в 300 тыс. рублей может получить семья, совокупный доход которой составляет от 10 тыс. рублей в месяц. При этом их ежемесячный взнос в банк будет составлять 3818 рублей.
На Южном Урале первоначальный взнос по кредиту предполагается снизить с 30 до 10%. В 2005 году ипотечные кредиты смогут получить 10 тысяч семей [2].
Есть примеры сотрудничества
регионов с иностранными банками. Так,
среди банков-партнеров
Итак, можно считать, что
двери жилья, приобретаемого с помощью
ипотечных кредитов, еже открываются,
правда, пока не для всех. По расчетам
специалистов, предельные ставки для
обеспечения действительно
В рамках всей жилищной реформы предполагается, что к 2010 году стоиться жилья будет вдвое больше, и оно будет доступно для 30-35% населения. По завершении всей реформы мы в течение какого-то времени войдем в нормальный режим, при этом спрос будет на уровне примерно 150 млн. кв. м в год. Это позволит достичь большего равновесия спроса и предложения на рынке жилищного строительства и стабилизировать цены на квартиры [1].
Рынок коммерческой недвижимости. Первой проблемой, с которой сталкивается бизнес после регистрации, а часто и перед ней, является сложность размещения рабочих площадей. Заоблачность цен на недвижимость не позволяет предпринимателям приобрести офис, здание или земельный участок в собственность. Заключение договоров купли-продажи коммерческой недвижимости сегодня - единичные случаи. Единственное, что остается хозяйственнику, - заключить с собственником договор аренды [3].
Но, по мнению специалистов различных консалтинговых компаний региональные рынки недвижимости в скором времени будут пользоваться спросом у инвесторов и девелоперов. И наиболее перспективным для вложений будет сегмент торговой недвижимости, который в настоящее время развивается опережающими темпами по сравнению с другими сегментами рынка. Объем российского рынка торговой недвижимости в 2004 году составил 200 млрд. долларов, при этом его рост по итогам года составил 30% в долларовом эквиваленте. Развитие рынка торговой недвижимости обусловлено развитием розничной торговли, ростом денежных доходов населения и объемов потребления. Кроме того, участники рынка почти не рассматривают сегмент офисной недвижимости, который в регионах представлен офисами класса С, в лучшем случае - класса В. Одни считают, что в регионах бизнес не считает необходимым тратиться на хороший офис, поскольку воспринимает его не как актив, способный повлиять на увеличение прибыли компании, а как пассив, расходы на который необходимо минимизировать. Другие участники рынка придерживаются мнения, что региональные рынки пока не созрели для высококлассной офисной недвижимости, а посему и вкладываться в этот сегмент в настоящее время особого смысла не имеет. В частности, построенный в Самаре бизнес-центр класса А не полностью востребован арендаторами, многие помещения пустуют. Это говорит о том, что строительство такого бизнес-центра было преждевременным [1].
Рынок земли. В рыночной среде земля имеет многофункциональное назначение. В качестве природного объекта, существующего независимо от воли людей, земля - это вся планета, колыбель человека, выполняющая важнейшую экологическую функцию. Одновременно земля - это и почва, верхний слой нашей планеты, ее поверхность или пространственный базис - объект хозяйствования и, следовательно, отражает экономические отношения. Социальная роль земли в том, что она служит местом обитания и условием жизни людей. И, наконец, земля, как территория государства или субъекта Федерации, обуславливает политическую функцию. Поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется не только конституционными нормами и земельным правом, но и гражданским законодательством с учетом лесного, экологического и иного специального законодательства [2].
В силу перечисленных выше
факторов земля, как невосполнимый
природный ресурс многофункционального
значения, имеет особый юридический
статус. Распоряжение землей, особенно
купля-продажа земельных
В 90-ые годы, когда шла приватизация основной массы предприятий, земля под ними передавалась новым собственникам на праве постоянного бессрочного пользования. Бес срочность оказалась весьма относительной, и уже в 2001 г., когда был принят новый Земельный кодекс РФ, перед предприятиями замаячила необходимость либо выкупить, либо арендовать свой земельный участок (ст. 36 ЗК РФ). Изначально Законом от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ (он ввел в действие Земельный кодекс РФ) юридические лица обязывались переоформить право бессрочного пользования в срок до 1 января 2004 года, затем им была предоставлена отсрочка до 1 января 2006 г. Однако было ясно, что рано или поздно платить за землю придется. При переоформлении права бессрочного пользования на право собственности цена земли устанавливается субъектами Федерации. При этом Законом о введении в действие Земельного кодекса установлена норма предельной цены выкупа в зависимости от численности населения:
· до 500 тыс. человек - от 3 до 5 ставок земельного налога;
· от 500 тыс до 3 млн. человек - от 5 до 17 ставок;
· свыше 3 млн. человек - от 5 до 30 ставок [1].
Некоторые регионы начали
приватизацию земельных участков, другие
ее притормозили - все зависело от того,
насколько приемлемой власти посчитали
цену земли и насколько они
были заинтересованы в развитии своих
территорий. Часть субъектов РФ установила
максимальную цену, часть - минимальную,
либо дифференцировала цену по категориям
участков и собственников объектов
недвижимости, расположенных на них.
Однако, по данным Минэкономразвития,
ряд регионов, изначально установивших
минимальные выкупные цены, начинают
отказываться от такой практики. То
есть установление минимальной цены
в них привело к массовому
выкупу участков, а отдельные землепользователи,
имеющие высокодоходный бизнес на малых
площадях (магазины, заправочные станции
и т.п.), в состоянии заплатить
адекватную цену за землю. Между тем
многие собственники считают, что, покупая
пакеты акций предприятий на конкурсах
и аукционах, они фактически уже
оплатили и стоимость соответствующей
земли. В результате в настоящее
время переоформлено менее 30% земельных
участков из находящихся на праве
постоянного бессрочного
Сегодня 129,3 млн га составляет
общая площадь земель, находящихся
в частной собственности в
РФ, из них 124,2 млн га - земли в собственности
граждан, 5,1 - в собственности юридических
лиц. В государственной и
Земля и недвижимость - это мощный экономический ресурс, который, во-первых, используется в российской экономике крайне неэффективно, а во-вторых, экономический потенциал которого существенно недооценивается. В исследовании Эрнандо де Сото, достаточно убедительно доказана гипотеза, согласно которой одна из основных причин экономического разрыва между развитыми странами и странами третьего мира - это неумение последних правильно распоряжаться имеющимися ресурсами. Применительно к недвижимости это «неумение» заключается в отсутствии институтов, обеспечивающих защиту прав на недвижимое имущество и свободный оборот этих прав. В настоящее время Правительство РФ взялось за земельную реформу. Содержание земельной реформы включает в себя предложения практически по всем основным институтам рынка недвижимости. В первую очередь это предоставление прав на земельные участки (приватизация и долгосрочная аренда, разграничение государственной собственности на землю, развитие системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости для целей налогообложения, формирование и кадастровый учет объектов недвижимости, установление сервитутов, резервирование и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд [1].
В связи с этим Минэкономразвития России предложило изменить порядок установления выкупной цены на участки. Субъекты РФ вправе устанавливать выкупные цены в пределах:
· 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в поселениях с численностью населения свыше 3 млн человек;
· 5% кадастровой стоимости участка, расположенного в иной местности [2].
Предлагается изменить порядок определения и расчета арендной платы при переоформлении прав на участки в порядке ст. 36 ЗК РФ: размер годовой аренды не должен превышать 3% кадастровой стоимости земли. Получается, что 2 года аренды участка в городе с населением менее 3 млн человек обойдется дороже выкупной стоимости земли. По мнению Г.Грефа, это должно простимулировать выкуп земель. Государство заинтересовано в наличии полноценных собственников и наиболее полном использовании земельных ресурсов.
Все нововведения по выкупу
и аренде участков, предлагаемые Минэкономразвития,
отталкиваются от кадастровой стоимости
земли. По словам руководителя Роснедвижимости
М.Мишустина, к настоящему времени проведена
государственная кадастровая оценка большей
части земель РФ и с 1 января 2006 года налогообложение
земли будет производиться на основе кадастровой
стоимости участков [2].