Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:26, курсовая работа
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.
Проведение экономических реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.
Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансы и кредит»
Тема: Сбалансированность бюджета и методы ее достижения.
Деркачева М.А.
Проверила старший преподаватель
Казакова С.Р.
Сбалансированность бюджета
Подходы правительств различных государств
к выбору методов сбалансированности бюджетов
различались на разных этапах исторического
развития. До 1930-х гг. национальные правительства
строили свою финансовую политику исходя
из стремления к достижению ежегодного
равенства доходов и расходов. Это соответствовало
представлениям об ответственном перед
страной правительстве, которое без надобности
не увеличивает расходы, не повышает налоги
и не накапливает долги. Мировой экономический
кризис 1929—1930 гг. заставил многих представителей
экономической науки пересмотреть взгляды
на обоснованность использования такого метода
достижения сбалансированности бюджетов. Кризис
наглядно показал, какую опасность для
общества представляют массовые банкротства
предприятий, растущая армия безработных
и другие негативные последствия обвального
падения производства и потребления. Антикризисные
мероприятия стали неотъемлемой частью
национальной политики многих стран, предполагавшей
активное использование государственных
финансов в качестве инструмента регулирования
экономики. В бюджетной сфере такой практике
соответствовала политика циклического
балансирования бюджета с оправданием
его дефицита, направленного на стимулирование
экономического развития.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.
Проведение экономических реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.
Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования.
Рассмотрим в этой работе вопросы бюджетного дефицита и профицита, а также проблему сбалансированности бюджета.
1. Теоретические основы бюджетных отношений в Российской Федерации
1.1 Сущность бюджета и его место в финансовой системе Российской Федерации
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.
Государственный бюджет — основной финансовый план государства, имеющий силу закона; утверждается законодательными органами власти — парламентами. В России утверждается Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается Президентом РФ. Выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.
Как экономическая категория
Бюджет выполняет следующие задачи:1
• перераспределение ВВП;
• государственное регулирование и стимулирование экономики;
• финансовое обеспечение бюджетной
сферы и осуществления
• контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
1) образование доходов бюджета;
2) использование бюджетных
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.2
В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
Доходы бюджета имеют
Доходы бюджета могут носить
налоговый и неналоговый
Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.
Структура бюджетных доходов подвижна
и во многом определяется конкретными
экономическими условиями. Например, в
странах с высоким уровнем
жизни основой налоговых
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Через бюджетные расходы
Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Структура бюджетных расходов ежегодно
устанавливается
1.2 Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
Финансовая система РФ в качестве основного звена включает государственный бюджет.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти.
Бюджетное устройство Российской Федерации - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.
В бюджетную
систему Российской Федерации как
самостоятельные части
Бюджетный Кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов ”4.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
Как видно, бюджетное устройство РФ
определяется ее государственным
устройством - в унитарных государствах
бюджетная система имеет два уровня - государственный
бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных,
и в федеративных государствах бюджеты
нижестоящих уровней (нижестоящих государственных
и административно-
Информация о работе Сбалансированность бюджета и методы ее достижения