Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:26, курсовая работа
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.
Проведение экономических реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.
Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования.
Реальными источниками внутреннего
финансирования дефицита федерального
бюджета в 1999-2001гг. являлись поступления
от выпуска и размещения государственных
ценных бумаг (государственных
Сальдо по источникам внешнего финансирования дефицита бюджета было отрицательным: средства федерального бюджета расходовались на обслуживание и погашения внешнего государственного долга, внешние заимствования в последние годы являются незначительными.
В Российской Федерации кредитно-денежная эмиссия как способ финансирования бюджетного дефицита не используется и защищена бюджетно-банковским законодательством. Дополнительные налоговые поступления учитываются при составлении проектов бюджетов и Бюджетным кодексом РФ не рассматриваются как способ финансирования бюджетного дефицита.
Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2002 год» создан финансовый резерв за счет профицита бюджета в сумме 109,8 млрд руб. и свободных остатков средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2002 года.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
Фонд национального благосостояния формируется за счет:
В российской правительственной бюджетной политике проблемы бюджетного дефицита увязываются только в плане подавления инфляции и уплаты внешнего долга.
Различаются два типа бюджетно-налоговой политики, в которой формируется тот или иной подход к бюджетному дефициту.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном подходе политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.
Сдерживающая бюджетно-
Если бюджетный дефицит
Наряду со структурным может иметь место циклический дефицит (излишек), который отражает конъюнктурные явления, неизбежные в капиталистической рыночной экономике. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволяла бы ослабить эффекты колебательных явлений, как в потреблении, так и в накоплении сектора домашних хозяйств, коммерческих организаций и государства.
При дискреционной бюджетно-
Дефицит федерального бюджета РФ в I квартале 2013г., по уточненным данным, составил 141,06 млрд руб., или 0,9% от ВВП, сообщила первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.
Доходы бюджета за I квартал составили 3,1 трлн руб. (20,8% от ВВП), расходы – 3,24 трлн руб. (21,8% от ВВП), отметила она.
Отметим, в конце марта Т.Нестеренко сообщала, что ожидается дефицит в I квартале на уровне 130,8 млрд руб., или 0,9% от ВВП.
Между тем профицит федерального бюджета РФ в марте 2013г. ожидается в размере 128,7 млрд руб. (2,4% ВВП). По словам Т.Нестеренко, доходы бюджета в марте составят 1,1 трлн руб., расходы планируются на уровне 1,09 трлн руб.
По оценке Минфина, дефицит федерального бюджета за январь-февраль составил 259,51 млрд руб., или 2,7% от ВВП.
По последним данным Федерального
казначейства РФ, дефицит федерального
бюджета РФ за 2012г. составил 37,065 млрд
руб. В январе 2013г. Минфин сообщал,
что, по предварительной оценке, дефицит
федерального бюджета РФ за 2012г. составил
12,8 млрд руб. или 0,02% от ВВП. В феврале 2013г.
в отчете Счетной палаты РФ отмечалось,
что федеральный бюджет за 2012г. был исполнен
с дефицитом в размере 27 млрд руб. или 0,04%
ВВП.
В октябре - декабре 2008 года, когда
мировой экономический кризис начал
оказывать серьезное
В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.
Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- налога на добычу полезных
ископаемых в виде
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:
- в 2008 году - 6,1 %;
- в 2009 году - 5,5 %;
- в 2010 году - 4,5 %;
- начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.
Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.
Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.
Средства нефтегазовых доходов
федерального бюджета, Резервного фонда
и Фонда национального
Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.8
Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта происходит в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год.9
Такое использование средств
Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в текущем финансовом году нефтегазовых доходов.
Предельный объем
Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.
Совокупный объем средств
Дата |
в млрд. долларов США |
в млрд. рублей |
в процентах к ВВП** |
01.04.2013 |
83,93 |
2 608,69 |
3,9% |
01.03.2013 |
84,68 |
2 592,89 |
3,9% |
01.02.2013 |
86,24 |
2 589,45 |
3,9% |
01.01.2013 |
62,08 |
1 885,68 |
3,0% |
01.12.2012 |
61,40 |
1 906,89 |
3,1% |
01.11.2012 |
61,35 |
1 934,08 |
3,1% |
01.10.2012 |
61,46 |
1 900,13 |
3,0% |
01.09.2012 |
60,48 |
1 953,11 |
3,1% |
01.08.2012 |
59,87 |
1 927,12 |
3,1% |
01.07.2012 |
60,50 |
1 985,45 |
3,2% |
01.06.2012 |
60,21 |
1 953,88 |
3,1% |
01.05.2012 |
62,16 |
1 825,28 |
2,9% |
01.04.2012 |
62,28 |
1 826,62 |
2,9% |
01.03.2012 |
62,40 |
1 806,47 |
2,9% |
01.02.2012 |
61,36 |
1 863,06 |
3,0% |
01.01.2012 |
25,21 |
811,52 |
1,5% |
01.12.2011 |
25,60 |
801,77 |
1,5% |
01.11.2011 |
26,42 |
790,02 |
1,4% |
01.10.2011 |
25,85 |
823,87 |
1,5% |
01.09.2011 |
26,76 |
772,28 |
1,4% |
01.08.2011 |
26,55 |
734,98 |
1,3% |
01.07.2011 |
26,60 |
746,84 |
1,4% |
01.06.2011 |
26,57 |
745,86 |
1,4% |
01.05.2011 |
27,11 |
745,71 |
1,4% |
01.04.2011 |
26,33 |
748,53 |
1,4% |
01.03.2011 |
26,12 |
755,82 |
1,4% |
01.02.2011 |
25,96 |
770,24 |
1,4% |
01.01.2011 |
25,44 |
775,21 |
1,7% |
01.12.2010 |
40,88 |
1 279,85 |
2,8% |
01.11.2010 |
41,81 |
1 286,99 |
2,8% |
01.10.2010 |
41,39 |
1 258,26 |
2,8% |
01.09.2010 |
40,08 |
1 228,93 |
2,7% |
01.08.2010 |
40,59 |
1 225,17 |
2,7% |
01.07.2010 |
39,32 |
1 226,57 |
2,7% |
01.06.2010 |
39,27 |
1 197,66 |
2,7% |
01.05.2010 |
40,59 |
1 188,70 |
2,6% |
01.04.2010 |
52,90 |
1 553,28 |
3,4% |
01.03.2010 |
58,90 |
1 763,89 |
3,9% |
01.02.2010 |
59,91 |
1 823,26 |
4,0% |
01.01.2010 |
60,52 |
1 830,51 |
4,7% |
01.12.2009 |
75,07 |
2 238,58 |
5,8% |
01.11.2009 |
77,18 |
2 242,09 |
5,8% |
01.10.2009 |
76,37 |
2 298,00 |
5,9% |
01.09.2009 |
85,74 |
2 706,82 |
7,0% |
01.08.2009 |
88,53 |
2 811,34 |
7,2% |
01.07.2009 |
94,52 |
2 957,54 |
7,6% |
01.06.2009 |
100,95 |
3 127,93 |
8,1% |
01.05.2009 |
106,81 |
3 551,47 |
9,2% |
01.04.2009 |
121,06 |
4 117,67 |
10,6% |
01.03.2009 |
136,33 |
4 869,74 |
12,5% |
01.02.2009 |
137,34 |
4 863,80 |
12,5% |
01.01.2009 |
137,09 |
4 027,64 |
9,8% |
01.12.2008 |
132,63 |
3 661,37 |
8,9% |
01.11.2008 |
134,60 |
3 572,78 |
8,7% |
01.10.2008 |
140,98 |
3 559,19 |
8,6% |
01.09.2008 |
142,60 |
3 504,62 |
8,5% |
01.08.2008 |
129,68 |
3 040,37 |
7,4% |
01.07.2008 |
130,30 |
3 056,52 |
7,4% |
01.06.2008 |
129,32 |
3 069,94 |
7,4% |
01.05.2008 |
129,80 |
3 069,47 |
7,4% |
01.04.2008 |
130,48 |
3 068,43 |
7,4% |
01.03.2008 |
127,81 |
3 082,28 |
7,5% |
01.02.2008 |
125,19 |
3 057,85 |
7,4% |
Информация о работе Сбалансированность бюджета и методы ее достижения