Сбалансированность бюджета и методы ее достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.
Проведение экономических реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.
Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования.

Файлы: 1 файл

Сбалансированность бюджета и методы ее достижения.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

За последние годы на местные  бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

В качестве одной из мер ля решения  вопроса бюджетного обеспечения  местных бюджетов в РФ принят закон  “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ.

Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных  образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы).

Из федерального бюджета должны финансироваться расходы, обеспечивающие общегосударственные интересы, имеющие общегосударственную значимость и целесообразность. К ним относятся:

  • расходы на национальную оборону;
  • на внешнеэкономическую и международную деятельность;
  • обслуживание внешнего и основной части внутреннего государственного долга;
  • финансирование мероприятий по стабилизации экономики, ее структурной перестройке;
  • поддержке отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность государства;
  • финансирование объектов, являющихся национальным достоянием;
  • федеральные целевые программы и др.

Расходы территориальных бюджетов должны определяться теми функциями и задачами, которые выполняются непосредственно на данной территории, – это комплексное развитие экономики региона, его благоустройство, обеспечение функционирования отраслей экономики, транспорта, социальной сферы, обслуживающих население данной территории, экологическая деятельность, развитие межрегиональных отношений и др. При этом средства местных бюджетов концентрируются главным образом на обеспечении социальной сферы, жилищного коммунального хозяйства и других отраслей, обслуживающих население данной территории.

Основополагающими принципами при  распределении расходов между бюджетами  являются:

- на федеральном уровне –  обеспечение общегосударственных  интересов, государственная значимость  расходов;

- на региональном уровне –  соответствие функциям, выполняемым данным уровнем управления, территориальная принадлежность, значимость для данной территории;

- на местном уровне главными  принципами становятся экономическая  целесообразность и территориальная  принадлежность.

 

 

  1. Бюджетный дефицит и методы управления им

 

    1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения

 

Бюджетный дефицит выступает как сложная  финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются  пропорции бюджетной системы, взаимосвязи  между потоками доходов государства.

Категория «бюджетного дефицита» является результатом и критерием эффективности  взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Бюджетный дефицит не обязательно  свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики, что  отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.

Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой  другой экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста.

2.2 Виды дефицита

 

Дефицит подразделяется на структурный  и циклический. Структурный дефицит  представляет собой вычисленную  разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы (например, 6%). Когда экономика входит в период спада, то поступления от налогов сокращаются, а социальные и иные выплаты растут (безработица выше базовой). Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. В США после спада 1981-82 гг. циклический дефицит сократился, а структурный неуклонно возрастал6.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики ''недоимки'', которые являются следствием сокращения реального ВВП, а также неплатежей со стороны предприятий и организаций.

Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной  общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается  и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает "бремя долга" в экономике.

Если возникает временный бюджетный  дефицит, имеются перспективы его  преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к  стоимости ВНП, его не следует  считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал, неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами7.

Нормальным считается дефицит  бюджета, приблизительно соответствующий  уровню инфляции в стране. Такой  дефицит бюджета обычно покрывается  низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3% ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим. А, например, в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.

 

2.3 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита

 

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным  законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также  приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета  субъекта Российской Федерации, дефицит  местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Дефицит бюджета  субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов  утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Нефтегазовый  дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом  доходов федерального бюджета без  учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Нефтегазовый  дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Нефтегазовый  дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета

Нефтегазовый  трансферт представляет собой часть  средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового  дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

Существуют разнообразные источники  финансирования бюджетного дефицита, особенно в условиях устойчивого  экономического роста и наличия  достаточной массы не вовлеченных  в реальный инвестиционный процесс финансовых ресурсов у населения, банков и финансового рынка.

По формам собственности источники  финансирования бюджетного дефицита можно  разделить на собственные и заемные. К собственным источникам относятся  поступления ресурсов от имущества, находящегося в собственности государства и местного самоуправления. Поступления от этих источников носят безвозвратный характер. Заемные источники привлекаются как временно свободные ресурсы финансового рынка и носят возвратный характер, относятся на увеличение государственного долга, требуют процентных расходов по их обслуживанию.

 

Таблица 1. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Внутренние источники

Поступления от продажи государственного имущества, в том числе от реализации запасов драгоценных металлов и драгоценных камней

Кредиты банковской системы

Государственные займы на финансовом рынке

Бюджетные ссуды

Изменения остатков на счетах в банках

(-,+)

Внешние источники

Кредиты международных финансовых организаций

Кредиты правительств иностранных государств

Государственные займы от размещения ценных бумаг за рубежом

Кредиты иностранных банков и фирм


 

Заемные источники классифицируются на внутренние и внешние. По способу  привлечения относятся к кредитам и займам, имея в виду, что кредиты предоставляются на основе договоров и соглашений, а займы реализуются посредством эмиссии государственных бумаг.

Основными особенностями финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам и отсутствие у них ресурсов от реализации запасов валютных ценностей (драгоценных металлов и драгоценных камней), поскольку большинство субъектов Федерации и тем более органов местного самоуправления не имели ни экономической, ни правовой возможности реализовывать соответствующие фонды, за исключением отдельных регионов, которым такое право было временно предоставлено некоторым субъектам Российской Федерации в соответствии с договорами о разграничении полномочий с федеральным центром.

Источники финансирования дефицита бюджетов на всех уровнях утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной  финансовый год по основным видам  привлеченных средств.

Источники финансирования бюджетного дефицита взаимосвязаны со способами дефицитного финансирования. Способы финансирования дефицита характеризуются специфическими финансовыми инструментами и технологиями, посредством которых финансовые ресурсы из других финансовых сфер и финансовых потоков попадают в бюджетную систему государства. Используются следующие способы финансирования дефицита государственного бюджета:

  1. Дополнительные налоговые поступления от принятия новых законодательных решений и улучшения налогового администрирования;
  2. Займы на внутреннем и внешнем рынках;
  3. Долговые обязательства (кредиты);
  4. Кредитно-денежная эмиссия;
  5. Использование переходящих или временно свободных остатков бюджетных средств на счете Федерального казначейства;
  6. Привлечение средств из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

Информация о работе Сбалансированность бюджета и методы ее достижения