Сбалансированность бюджета и методы ее достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.
Проведение экономических реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.
Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования.

Файлы: 1 файл

Сбалансированность бюджета и методы ее достижения.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Совокупный объем средств Резервного фонда, выраженный в российских рублях и долларах США, соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Резервного фонда и средств Резервного фонда, размещенных в резервную позицию Российской Федерации в Международном валютном фонде, пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным Центральным банком Российской Федерации на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.

 

    1. Бюджетная политика в условиях кризиса

 

Резкое снижение цен на нефть  и газ, а также экономический  спад приведут к тому, что федеральный  бюджет недополучит в 2009 году 4,2 трлн.рублей. Принятые правительством решения по облегчению налоговой нагрузки снизят поступления в бюджетную систему на 420 млрд.рублей. Тем самым правительство увеличивает остающиеся в распоряжении предприятий средства, которые могут использоваться на выплату заработной платы либо инвестиции.

Снижение доходов коснется и  территориальных бюджетов, и социальных фондов. Правительство приняло решение, несмотря на это, не сократить, а увеличить государственные расходы, существенно изменив их направленность. Сокращаются или отодвигаются на более поздние сроки неприоритетные расходы бюджета. «Высвободившиеся» средства будут направлены на увеличение пенсий, помощь потерявшим работу гражданам и их переобучение, укрепление банковской системы, стабилизацию состояния ипотечного рынка и поддержку попавших под удар секторов экономики.

Увеличение государственных расходов, несмотря на сокращение доходов, будет обеспечено за счет средств, накопленных в Резервном фонде в период высоких цен на нефть. В 2009 году из Резервного фонда на расходы будет направлено примерно 2751,5 млрд.рублей. Даже в случае, если усиление кризиса приведет к дальнейшему снижению цен на товары российского экспорта, использование Резервного фонда гарантирует полное и безусловное исполнение увеличенных расходных обязательств федерального бюджета.

Важным направлением в решении задач повышения сбалансированности бюджетной системы станет реализация мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

В этой связи будет ускорена реализация решений, направленных на модернизацию бюджетного сектора экономики, включая  развитие института автономных учреждений, механизмов финансирования социальных услуг из бюджетных источников, осуществляемого на конкурсной основе. 10

 

 

Заключение

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным  средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

Сбалансированность бюджета  — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений.

Формирование расходной части  бюджета, адекватной доходной, грамотное  проведение инвестирования на развитие экономики, использование современных  экономических инструментов для покрытия бюджетного дефицита, вот основные направления для его сбалансированности.

В бюджетной политике Российской Федерации  на ближайшее время делается упор на повышение государственных расходов, обеспеченное за счет средств Резервного фонда.

Важным направлением в решении  задач повышения сбалансированности бюджетной системы станет реализация мер, направленных на повышение эффективности  бюджетных расходов.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бюджетная система России. Учебник. / Под ред.Г.Б. Поляка. М
  2. Абалкин Л.И. Еще раз о бегстве капитала из России // Деньги и кредит.
  3. Гвоздева Е. и др. Международный подход к анализу вывоза капитала из России // Вопросы экономики.
  4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л.А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ.
  5. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, № 10.
  6. Федеральный закон от 31.07.1998г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации».
  7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / под ред. Врублевской О.В. и Романовского М.В. – М.: Юрайт-Издат.
  8. Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика. М.
  9. Бирюков А.Г. О роли бюджетных ограничений в бюджетном процессе // Финансы.
  10. Петров В. Проблемы привлечения и размещения финансовых средств в России // РЦБ – 2007. - № 9 – с. 29.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния»
  12. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации.
  13. Кудрин А.Л. Россия и мировой финансовый кризис//Вопросы экономики №1.
  14. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник / Под ред. И.М. Александрова. М.:Дашков и К*, 2006. – 486с.
  15. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 240с.
  16. Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России): www.roskazna.ru
  17. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации: www.minfin.ru

 

1 Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2001. – 389 с.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 1, статья 6

3 Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика. М., 2003. – 256 с., c.87

4 Федеральный закон от 31.07.1998г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (редакция от 09.04.2009г.).

5 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / под ред. Врублевской О.В. и Романовского М.В. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – c.411

6 Петров В. Проблемы привлечения и размещения финансовых средств в России // РЦБ – 2007. - № 9 – с. 29.

7 Абалкин Л.И. Еще раз о бегстве капитала из России // Деньги и кредит. 2007. № 2. с. 375.

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния»

9 Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.8, п.4

10 Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (С учетом мнений экспертов, граждан РФ, представителей партий, общественных и политических организаций, проект по состоянию на 6 апреля 2009 года)

 


Информация о работе Сбалансированность бюджета и методы ее достижения