Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджета, его значение для развития национальной экономики.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;
- раскрыть понятия дефицита и источники его финансирования;
- проанализировать динамику трансформации дефицита федерального бюджета в профицит на примере России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………с.3
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1.Теоретические основы сбалансированности бюджета…………….с.6
1.2. Сбалансированность бюджетов и методы ее достижения………………………………………………………..…..…с.12
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1 Виды бюджетного дефицита, причины его возникновения, пути сокращения и ликвидации………………………..…………………….с.16
2.2 Особенности финансировании бюджетного дефицита в России и других странах……………………………………..…………..…..……с.26
3. Бюджетный профицит и направления его использования
3.1. Теоретические основы бюджетного профицита………………….с.40
3.2. Раскрытие причин появления бюджетного профицита…….……с.42
Заключение…………………..…………………………………………………с.48
Список используемой литературы……………………………………………с.50

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 773.00 Кб (Скачать файл)

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Текущие расходы  бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденные законом о бюджете субъекта Российской Федерации, не могут превышать объем доходов этого бюджета.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов данного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета (п. 4 ст. 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджетный кодекс Российской Федерации лимитирует размер дефицита объемом доходов бюджета субъекта Российской Федерации. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать данное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.[7].

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга. [8].

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта Российской Федерации в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации особо оговаривает, что кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств субъектов Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита регионального бюджета.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (то есть обеспечение сбалансированности этого бюджета) могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

2) бюджетные  ссуды и бюджетные кредиты,  полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредиты, полученные  от кредитных организаций;

4) поступления  от продажи имущества, находящегося  в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

5) изменение  остатков средств на счетах  по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.[7].

Графически  это можно представить в виде следующей схемы: Рис. 2. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета. [15].

 

Рис. 2. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета.

В настоящее  время правительства экономически развитых стран взяли на вооружение рекомендации современных теорий использования государственных финансов для целей регулирования экономики. В этих условиях бюджетный дефицит и сопутствующий ему государственный долг рассматриваются не как «зло» экономики, а как гибкие и эффективные инструменты государственной политики. Однако их использование имеет определенные рамки. Экономическая наука установила (а практика это подтверждает), что предельным уровнем бюджетного дефицита являются 3% ВВП. Максимальной границей государственной задолженности в европейском союзе, например, считается 60% ВВП.

Правительства государств с  развивающейся и переходной экономикой, где перспективы роста не могут  быть точно спрогнозированы и  определяются многочисленными (зачастую случайными факторами), стремятся к составлению бюджета, основанного на равновесии доходов и расходов, но в действительности получают бюджетный дефицит. Некоторые из них (например, правительства стран, экономика которых ориентирована на экспорт энергоресурсов) вынуждено проводят политику профицитного бюджета и формирование на этой основе стабилизационных (резервных) фондов.

Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов  и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей. Профицитный бюджет, как было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государства.[ с.399-400].

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетный  дефицит и источники его финансирования.

2.1. Виды бюджетного  дефицита, причины его возникновения,  пути сокращения и ликвидации.

Наиболее часто  встречающаяся в экономической практике сложная ситуация — это дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами.: Рис.3.Механизм балансировки госбюджета. Дефицит бюджета. 

Рис.3.Механизм балансировки госбюджета. Дефицит бюджета.

Дефицит рассматривается  как временный, если имеются перспективы  его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит  составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

Дефицит государственного бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду  чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть разным:

-дефицит может  быть связан с необходимостью  осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики;

-дефицит возникает  в результате чрезвычайных обстоятельств  (войны, крупных стихийных бедствий  и т. п.), когда обычных резервов  становится недостаточно и приходится  прибегать к источникам особого  рода;

-дефицит может  отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Таким образом, бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального  воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное,  эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны.[9].

Бюджетный дефицит  и профицит могут быть первичными и общими (итоговыми). Первичный дефицит  имеет место при превышении суммы  бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом Расходов на Обслуживание долга). Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.

Дефицит бюджета  может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный дефицит складывается в рамках одного финансового года. Он выявляется в случаях отклонения по каким-либо причинам макроэкономических условий, в которых проходило исполнение бюджета, от условий его составления и утверждения. Долгосрочный дефицит бюджета выявляется на протяжении ряда лет. Он порождается устойчивыми факторами, которые из года в год приводят к превышению расходов бюджета над его доходами. Основными причинами долгосрочного (хронического) бюджетного дефицита могут быть высокие непроизводительные расходы в период ведения войн и подготовки к ним, экономическая и политическая нестабильность в переходный период, неэффективность экономической системы, ошибки в экономической политике, ведущие к сокращению налоговой базы.[с.400-401].

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный  дефицит.

Структурный дефицит  представляет собой разницу между  государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

 

 Циклический  дефицит – это разность между  фактическим дефицитом и структурным  дефицитом: 

 Во время  спада фактический дефицит больше  структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.[10].

Выделяют также  текущий дефицит бюджета и  первичный дефицит. Текущий бюджетный  дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Различают также  активный и пассивный бюджетный  дефицит. Активный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает в случае падения объема налоговых поступлений в условиях снижения экономической активности в стране. [4,с.400-401].

Возникновение дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени".

Основные причины  бюджетного дефицита отдельных стран можно объединить в три группы:

1. Необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости. И в этом, безусловно, есть рациональное зерно.

2. Результат  чрезвычайных обстоятельств (войны,  крупных стихийных бедствий и  т.п.), когда обычных резервов становится  недостаточно и приходится прибегать  к источникам дохода особого рода.

3. Кризисные  явления в экономике, неэффективность  финансово-кредитных связей,  неспособность  правительства держать под контролем  экономические процессы. [9].

Достижение сбалансированности бюджета в условиях его дефицитности имеет ряд проблем. Если дефицит имеет краткосрочный характер, то правительству достаточно проведения мер по ограничению роста бюджетных расходов или сокращению налоговых поступлений. Если дефицит имеет долгосрочный характер, то правительство не может обойтись только бюджетноналоговыми мерами: необходимы проведение реструктуризации экономики, внедрение новых технологий, модернизация производства, финансовое оздоровление предприятий, принятие иных мер общеэкономического характера по устранению причин, определяющих наличие хронического дефицита.

Источники финансирования бюджетного дефицита.

Всякий бюджетный  дефицит нуждается в изыскании  источников его финансирования. Основными  способами привлечения средств  для покрытия разрыва между расходами  и доходами бюджета являются проведение государственных заимствований, продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Кредитно-денежная эмиссия представляет собой инфляционный способ покрытия бюджетного дефицита, поскольку непосредственно ведет к увеличению количества денег в обращении. Это обстоятельство делает использование монетизации довольно редким явлением в практике финансирования дефицитов: применяется в годы военного противостояния, коренной ломки социально-экономического уклада жизни общества, в условиях глубокого кризиса государственных финансов и т.п.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов