Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 07:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджета, его значение для развития национальной экономики.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;
- раскрыть понятия дефицита и источники его финансирования;
- проанализировать динамику трансформации дефицита федерального бюджета в профицит на примере России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………с.3
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1.Теоретические основы сбалансированности бюджета…………….с.6
1.2. Сбалансированность бюджетов и методы ее достижения………………………………………………………..…..…с.12
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1 Виды бюджетного дефицита, причины его возникновения, пути сокращения и ликвидации………………………..…………………….с.16
2.2 Особенности финансировании бюджетного дефицита в России и других странах……………………………………..…………..…..……с.26
3. Бюджетный профицит и направления его использования
3.1. Теоретические основы бюджетного профицита………………….с.40
3.2. Раскрытие причин появления бюджетного профицита…….……с.42
Заключение…………………..…………………………………………………с.48
Список используемой литературы……………………………………………с.50
По мнению многих современных экспертов в экономике затруднительное экономическое положение США и стран Европы в первую очередь связано с поступлением огромного количества товаров во всех отраслях из Китая и других азиатских стран, которые готовы выпускать огромные партии по очень низкой цене. Но в отличие от отечественных товаров они имеют более приятный внешний вид, что очень сильно влияет на потребителей, которые всегда были готовы покупать дешевые красивые товары даже самого низкого качества. Такая политика азиатских стран очень сильно давит и на мировые рынки и переманивает основную массу клиентов на себя. В связи с этим руководители европейских стран и США работают над созданием экономических проектов, которые должны хотя бы на какое-то время стабилизировать ситуацию и вывести Европу из всеобщего кризиса, но пока это двигается слишком медленно. [12].
По материалам «Независимой газеты» от 14.04.2011, президент США Обама предложил сократить бюджетный дефицит за счет богатых: "Мы должны жить по средствам, сократить дефицит и вернуться на путь, который позволит нам расплатиться с долгами. И мы должны проделать это таким образом, чтобы защитить восстановление экономики, защитить инвестиции, необходимые нам для роста, создать рабочие места и обеспечить свое будущее".
С тем чтобы привлечь на свою сторону электорат из разных слоев американского общества, Обама предлагает за 12 лет или даже раньше сократить бюджетные дефициты в США на четыре триллиона долларов. Сейчас общий государственный долг США составляет чуть более 14 триллионов долларов.
Примечательно,
что президент намерен
К слову, оппозиционные республиканцы, как и следовало ожидать, с идеями Обамы не согласились, назвав его выступление "политической бравадой, произнесенной главой избирательной кампании". Сами республиканцы предлагают сократить бюджетный дефицит на 6,2 триллиона долларов в течение десяти лет. Мимо этого предложения хозяин Белого дома не прошел и отметил, что оно в первую очередь ударит по кошелькам бедных и пожилых американцев.[6].
По материалам сайта http://www.banki.ru/news (источник: РИА Новости 09.12.2011) Кипр рассчитывает уменьшить бюджетный дефицит до 2,4% ВВП в 2012 году.
Республика Кипр рассчитывает сократить бюджетный дефицит в 2012 году ниже разрешенных в еврозоне 3% благодаря программе экономии, заявил в четверг министр финансов страны Кикис Казамиас, которого цитируют местные телеканалы.
Казамиас представил в парламенте бюджет-2012, который предполагает дефицит в 2,4% и рост экономики всего на 0,2%. При этом долг незначительно повысится до 67% ВВП.
Бюджет также предполагает, что Кипр получит от России кредит в 2,5 млрд евро. Ранее правительство Кипра заявило о принципиальном соглашении с российской стороной по данному кредиту, но соответствующее межправительственное соглашение пока не заключено. Кипр не может занимать на международных рынках капитала из-за чрезмерно высоких процентов, которых требуют кредиторы на волне кризиса суверенного долга в еврозоне.
Среди мер по стабилизации бюджета — сокращение расхода, замораживание роста зарплат и рост налога с продаж на два процентных пункта — до 17%.[13].
Также тяжелая экономическая ситуация складывается в Германии. По материалам сайта www.rcb.ru от 24 ноября 2011, в нынешнем году дефицит бюджета крупнейшей в Европе экономической державы составит примерно 1.5% от ВВП. - 22 млрд. евро, а в следующем - 26,1 млрд. Первоначально в бюджет ФРГ на 2011 год был заложен дефицит в размере 48,4 млрд. евро. Однако неожиданно высокие темпы роста немецкой экономики привели к столь значительному увеличению налоговых поступлений, что для латания бюджетных дыр хватило взятых в долг 22 млрд. Так что сопоставлять запланированный на следующий год бюджетный дефицит следует не с этой цифрой, а с той, что была одобрена год назад. В таком случае стремление к оздоровлению госфинансов станет более чем очевидным, указывает правительство. Еще одним аргументом правительства является тот факт, что расходная часть проекта бюджета на 2012 год, составляющая 306,2 млрд. евро, по сравнению с текущим годом увеличилась менее чем на 0,1%. Таким образом, государство фактически потратит в следующем году не больше денег, чем в этом. Однако использоваться они будут более рационально, с явным прицелом на будущее. Об этом свидетельствует, в частности, увеличение на 11 с лишним процентов до 12,9 млрд евро расходов на образование и научные исследования. Столь существенный рост инвестиций в будущее произошел благодаря сокращению расходов на сферу труда и социальную политику. А это в свою очередь стало возможным, потому что число безработных в Германии продолжает устойчиво падать. Тем не менее, сфера труда, включая выплату соцпособий неработающим, остается самой крупной статьей расходов немецкого государства. На эти цели в 2012 году уйдет 126 млрд евро - более трети всего бюджета. Если же прибавить к этой статье расходы на здравоохранение (14 млрд), а также средства, предоставляемые министерству по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи (7 млрд), то получится, что почти каждый второй потраченный федеральным правительством евро идет на социальные цели, об этом передает Финмаркет. А вот вторую по важности статью расходов сегодняшней Германии - 38 млрд евро - составляет обслуживание госдолга. Это означает, что на выплату процентов кредиторам уходит больше денег, чем тратится за весь год на здравоохранение, образование, научные исследования и семейную политику вместе взятые, отмечает "Немецкая волна".[14].
Ситуация в странах Европы по вопросу сбалансированности государственного бюджета в целом можно охарактеризовать следующим графиком: Рис.4.Общий дефицит/профицит государственного бюджета в процентах от ВВП. [16].
Рис.4.Общий дефицит/профицит государственного бюджета в процентах от ВВП.
Перейдем к анализу состояния бюджета РФ на период 2011-2013 гг.
По материалам сайта www.forbes.ru, предоставим следующие выводы: законопроектом предусмотрено формирование федерального бюджета на 2011 год с дефицитом в размере 1 814,0 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП, что меньше на 614,6 млрд. рублей, или на 25,3 %, чем утверждено на 2010 год. В плановом периоде прогнозируется его сокращение до 1 795,7 млрд. рублей (2,9 % ВВП) в 2013 году, что на 18,3 млрд. рублей, или на 1 % меньше, чем в 2011 году. В абсолютном выражении объем дефицита федерального бюджета в 2013 году сократится по сравнению с показателем 2009 года (2 322,3 млрд. рублей) на 526,6 млрд. рублей, или в 1,3 раза.
Согласно приложениям № 42 и 43 к законопроекту источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год сформированы в размере 1 814,0 млрд. рублей (3,6% ВВП), в 2012 и 2013 годах в связи с сокращением объема дефицита федерального бюджета предусматривается сокращение размеров источников финансирования дефицита федерального бюджета до 1 734,4 млрд. рублей, или 3,1 % ВВП, и 1 795,7 млрд. рублей, или 2,9 % ВВП соответственно, что соответствует объему дефицита
Таблица 1.
Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 - 2013 годах приведена в следующей таблице. (млрд. рублей)
2010 г. Закон № 308-ФЗ (с изм.) |
2011г. проект |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2013 г. к 2010 г., | |||
% | |||||||
Дефицит |
-2428,6 |
-1814 |
-1734,4 |
-1795,7 |
73,9 | ||
% ВВП |
-5,4 |
-3,6 |
-3,1 |
-2,9 |
53,7 | ||
Источники финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе: |
2428,6 |
1814 |
1734,4 |
1795,7 |
73,9 | ||
% ВВП |
5,4 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
53,7 | ||
Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета |
2344,3 |
1768,3 |
1651,5 |
1712,1 |
73 | ||
% ВВП |
5,2 |
3,5 |
3 |
2,8 |
53,7 | ||
из них: |
|||||||
средства Резервного фонда |
1419,3 |
284,4 |
0 |
0 |
|||
средства ФНБ |
2,5 |
5 |
7,5 |
10 |
400 | ||
государственные ценные бумаги (сальдо) |
934,3 |
1340,8 |
1504,4 |
1485,3 |
159 | ||
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации |
7 |
298 |
276,1 |
309,4 |
4420 | ||
Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета |
84,3 |
45,7 |
82,9 |
83,5 |
99,1 | ||
% ВВП |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
50 | ||
из них: |
|||||||
государственные ценные бумаги (сальдо) |
175,5 |
137,5 |
174,4 |
176,1 |
100,3 | ||
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» , 2010//Счетная палата Российской Федерации |
Анализ динамики показывает, что источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся по сравнению с 2010 годом на 576,0 млрд. рублей, или на 24,6 %, в плановом периоде их объем не превысит уровень 2011 года.
В 2011 году на покрытие дефицита федерального бюджета предусматривается использовать все оставшиеся средства Резервного фонда (284,4 млрд. рублей). За 2009 годы и истекший период 2010 года на обеспечение сбалансированности федерального бюджета направлены средства Резервного фонда в сумме 3 484,3 млрд. рублей.
Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся на 38,6 млрд. рублей, или на 45,8 %, по сравнению с 2010 годом, в плановом периоде предусматривается их увеличение практически до уровня 2010 года.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 -2013 годах будут государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке (сальдо по государственным ценным бумагам), которые составят 73,9 %, 86,7 % и 82,7 % общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета соответственно, а также средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности - 16,4%, 15,9%, 17,2% соответственно, в связи с предполагаемым использованием средств Резервного фонда в полном объеме в 2011 году.
Ненефтегазовый дефицит в абсолютных размерах увеличится с 5 904,0 млрд. рублей в 2011 году до 6 448,9 млрд. рублей в 2013 году, относительно ВВП его объем сократится с 11,7 % ВВП до 10,4 %, или на 1,3 процентных пункта.
Законопроектом финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазового трансферта не предусмотрено.[18].
По материалам же сайта www.forbes.ru, по оценкам экономического обозревателя Бориса Грозовского, «рост расходов бюджета в 2012 году превысит 10%, а снижение цены нефти с нынешнего пика может вызвать в России бюджетный кризис.
Рост расходов ускорится, и теперь даже небольшое снижение цены нефти приведет к ускоренному росту госдолга.
Самая удивительная
черта в опубликованных правительством
накануне заседания основных параметрах
бюджета — это рост расходов при
практической остановке роста доходов
(см. табл.2.).
Казалось бы, рост расходов плавный и настораживать не должен. Тем более что из года в год при бюджетном планировании Минфин старательно занижает оценку доходов, а затем, весной-летом, ее повышает (исключением был кризисный 2009-й).
Из таблицы
виден беспрецедентный для
Совсем небольшой,
3%-ный, рост доходов запланирован и
на 2012 год. А если учесть, что доходы-2011
чуть-чуть занижены, получается, что
доходы-2012 фактически равны поступлениям
этого года. Такой сценарий кажется
маловероятным — логично
На этот раз все может оказаться не так.
Повышенная с этого года ставка социальных взносов заметно ослабила темп экономического роста. Инвестиции в январе-мае были выше прошлогодних всего на 2%, а реальные располагаемые денежные доходы населения — ниже на 1,9%. С таким слабым инвестиционным и потребительским спросом экономику вытягивает, по сути, только экспорт.
Чиновники это все вроде учитывают. Планируемый на будущий год темп роста еще ниже, чем нынешний: 3,5%. Несколько ниже цена нефти: $93 по основному сценарию.
Все может оказаться еще хуже, если Европе не удастся погасить расползающийся по модели домино долговой кризис, а в США вынужденно сворачиваемая политика стимулирования роста за счет денежной накачки так и не приведет к оживлению. Ну и плюс сценарий резкого (до 6%) замедления роста в Китае — во многом и так «нарисованного» (пустые города, рост плохих активов у банков и долгов у местных правительств). Этот весьма вероятный по нынешним настроениям рынков сценарий, который рисуют Нуриэль Рубини и Гэри Шиллинг, — путь к мировой рецессии. В рамках этого сценария нефть может подешеветь значительно сильнее предусмотренных правительством $10.
В таком случае государству придется жить в долг, увеличивая дефицит с 1-2% до 5-10% ВВП. Несколько лет можно продержаться и с большим дефицитом: рынки будут рады России с ее низким уровнем госдолга, но не слишком долго.
Выстроилась очень ненадежная конструкция. Правительство России, как когда-то брежневское, поймалось на нефтяную удочку. Вместе с ценой нефти ежегодно повышается ее уровень, при котором бюджет сводится без дефицита. Он уже перевалил за $100 и входит в границы диапазона $115-125. Это фантастические цифры, означающие предельную неустойчивость бюджета. Повышенные пенсии, Олимпиада, подготовка к мировому футбольному чемпионату, огромная программа закупки вооружений, Сколково — каждая из этих гирь не дает бюджетной птице подняться. Добавьте к этому масштабное дорожное и железнодорожное строительство, новое инвестиционное госагентство, строительство финансового рая где-нибудь на Новой Риге, гигантскую сумму на нужды ВТБ, незадачливого приобретателя банков…
И вот еще снижение ставки соцвзносов, при котором ни в коем случае не должно произойти уменьшение поступлений. Если бы не это, то, подчеркивают минфиновские таблицы, все было бы еще в пределах приличий: рост расходов мог составить 926 млрд рублей (почти как в этом году), а не 1163 млрд. И все это на фоне бесконечного откладывания реформ, которые могли бы дать бюджету возможность для маневра в будущем.