Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 05:00, шпаргалка
1. Эконом теория как наука. Эконом законы. Методы эконом теории. Эконом категории.
Экономика (термин ввёл Аристотель) - «правило ведения хоз-ва», занимается изучением деят-ти людей, её законов и закономерностей, условий и элементов в произ-ве.
Предмет экономики - экономич отношения (между людьми и соц группами, складывающиеся в пр-ве, распределении, обмене и потреблении благ).
Фин. ресурсы предп. образуются за счет целого ряда источников:
- собственные - уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, специальные фонды, прочее доходы, амортизационные отчисления, нематериальные активы, прибыль от реализации продукции, работ, услуг, прочая прибыль, прибыль по внереализационным операциям (штрафы, пени, неустойки)
- собственные, строго целевого назначения – резервы предстоящих расходов и платежей, целевое финансирование и поступления, страховые возмещения
- заемные – кредиты, прочие займы, кредиторская задолженность.
Основной капитал – часть фин. ресурсов орг-ции, кот. инвестирована во внеоборотные активы, т.е для приобретения или создания основных фондов производственного и не производственного назначения, которые являются основным сегментом основного капитала. Это средства труда, кот. неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму; их стоимость переносится на готовую продукцию частями по мере изнашивания в виде амортизационных отчислений.
К основному капиталу относятся:
- основные средства (здания, сооружения, машины и т.д.)
- не материальные активы (изобретения, патенты)
- долгосрочные финансовые вложения
Амортизация основных фондов – перенос части стоимости основных фондов на вновь созданный продукт для создания условий для воспроизводства основных фондов по времени их полного износа.
Источниками формирования являются собственный капитал и долгосрочные займы. Сумма износа основных фондов включается в стоимость товаров и услуг и после их реализации возвращается предприятию для формирования фонда амортизации с целью замены действующих основных фондов в будущем. В основной капитал предприятия входят нематериальные активы, незавершенные долгосрочные инвестиции, долгосрочные финансовые вложения. В процессе хозяйственной деятельности происходит кругооборот этих видов внеоборотных активов. Их пополнение и возобновление может инвестироваться из различных источников.
Рыночные отношения существенным образом повлияли на организацию фин. отношений предприятий. Теперь они могут самостоятельно выбирать любую форму предприн-ва, вид деятельности с учетом лишь ограничений, предусмотренных гражданским законод-вом.
Согласно ГК РФ предприн-кую деят-ть могут вести физ. лица (граждане) без образования юр. лица с момента гос-ной регистрации в качестве ИП и ЮЛ.
Юр. лицо – организация, прошедшая гос. регистрацию, кот. имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Коммерческие организации создаются с целью извлечения прибыли. Они могут осуществлять свою деятельность в форме:
Некоммерческие организации создаются не с целью извлечения прибыли и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Они могут создаваться в форме:
Унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяй-ственного ведения и на праве оперативного управления. Унитарное предприятие, находящееся в федеральной собственности, основанное на праве оперативного управления, принимает статус федерального казенного предприятия.
Акционерное общество (АО) - общество, уставный капитал кот. разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым и закрытым.
ОАО - общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество вправе проводить открытую подписку предусмотренных законодательством.
ЗАО – общество, акции которого распространяются только среди его учредителей. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
ООО - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал кот. разделен на доли участников. определенными в учредительных документах размерами.
В любой экономической системе одной из основных эк-ких категорий явл. ЦЕНА.
Значение цены
в экономике объясняется тем,
что это важнейший
Цена - денежное выражение стоимости единицы товара; сумма денег, за кот. покупатель готов купить товар, а производитель продать его.
В зависимости от области применения различают следующие основные виды цен:
-оптовые - применяются для определения объема производства и реализации продукции и получения необходимой прибыли (себестоимость+прибыль)
-закупочные - устанавливаются на с/х продукцию, приобретаемую у сельских производителей (себ+приб)
-розничные - цены, по которой товары реализуются населению (оптовая цена+надбавка)
-сметные ценвы на строительство - применяются при строительно-монтажных работах.
-тарифы на услуги - устанавливаются только на услуги производственного и непроизводственного характера (себестоимость+прибыль)
-мировые цены - применяются во внешней торговле. Различают мировые цены на экспортную и импортную продукцию.
В зависимости от утверждения различают:
-государственные цены и тарифы, утвержденные органами власти.
-свободные цены и тарифы, устанавливаемые предприятиями с учетом спроса и предложения.
Базовая цена- цена без скидок, наценок, транспортных, страх., сервисных компонентов.
Существует 5 основных методов определения базовой цены, кот. можно использовать изолировано, либо в различных комбинациях.
1. Метод полных издержек. К полной сумме затрат добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Наиболее распространенный.
2. Метод стоимости изготовления. К полной сумме затрат (на ед.товара) добавляют сумму, соответствующую собственному вкладу предприятия в формирование стоимости изделия. Метод не применим на длительную перспективу, дополняет метод полных издержек. Применяется в особых случаях.
3. Метод маржинальных издержек. К переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма, %, покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли. Метод применим на любых предприятиях.
4. Метод рентабельности инвестиций. Проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма % за кредит. Подходит для пр-тий с широким ассортиментом изд.
5. Метод маркетинговых и рыночных оценок. Страдает неопределенностью оценок. Цена устанавливается произвольная.
Установление
цены должно быть продуманным и
Ценовая политика - механизм принятия решений о ценах на основных рынках для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.
ЦП охватывает решения предп. по след. вопросам: в каких случаях необходимо использовать при разработке ценовую политику, когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурентов. какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта, по каким товарам изменить цены, на каких рынках надо проводить активную ценовую политику, какими ценовыми мерами можно усилить эффективность сбыта.
Сущность ЦП в обеспечении сбыта (когда предп. ставит задачу добиться максимального роста объема сбыта и увеличения массы прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара), максимизация прибыли (предп. стремиться максимизировать текущую прибыль, для чего производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирает цену, обеспечивающую максимальное возмещение затрат), удержание рынка (в целях сохранения предприятием существующего положения на рынке могут быть использованы разные уровни цен на продукцию).
Разработка ЦП осущ. в след. последовательности:
- постановка ЦП - определение спроса на продукцию - оценка издержек - анализ цен и товаров конкурентов - выработка ценовой стратегии - выбор метода ценообразования
- установление окончательной цены
ЦП должна разрабатываться с учетом долгосрочных целей. Однако часто предприятия ставят краткосрочные цели, такие, как:
- снижения влияния изменения цены на спрос - повышение имиджа предприятия или продукта - стимулирование тех товаров, кот. занимают слабые позиции на рынке и т.д.
Стратегия ценообразования является неотъемлемой частью системы стратегий предприятия. Отсутствие четко определенной ценовой стратегии рождает неопределенность в принятии решений в этой области различными службами предприятия.
В рамках ценообразования выделяют несколько ценовых стратегий.
- стратегия "снятия сливок" - на начальных этапах появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена, в расчете на потребителя, кот. готов купить товар по такой цене. Затем осущ-ся снижение цены по мере снижения спроса.
- стратегия постепенного проникновения на рынок - сначала устанав-ся значительно более низкая цена, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов. Чтобы привлечь максимальное число покупателей и завоевать рынок. В дальнейшем по мере роста рынка цены на продукцию поднимаются.
- стратегия психологической цены. В основе лежат механизмы ценовосприятия. При этом цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы. Т.о. у покупателя создается впечатление очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана.
- стратегия следования за лидером. Предполагает установление цены, исходя из цены главного конкурента.
- стратегия установления престижной цены. Предполагает установление высоких цен на изделия очень высоко качества, обладающие уникальными свойствами.
- стратегия скользящей цены. Цена устанав-ся в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения, затем постепенно снижается по мере насыщения рынка.
- стратегия преимущественной цены. Осущ-ся опред-ное понижение цены на товары предприятием, занимающим ведущее положение. В результате снижения цены предп. увеличивает спрос на свою продукцию, тем самым получает значит. снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации.
- стратегия установления цен на изделия, снятые с призводства. Для таких изделий устанавливается пониженная цена.
Управление ценами выражает общую фин. стратегию предп. Осущ-ся фин. службами в действующей системе цен и тарифов. Определяет полные издержки на произ-во и реализ. товара и показатели деловой аквности (объем продаж, валовой доход, прибыль, рентаб.)
Расходы организации - уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества, или возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала. В целях управления затратами используются различные классификаторы затрат.
Все затраты предп. группируются по 3 признакам:
1. расходы, связанные с извлечением прибыли. Включают затраты на производство и реализацию продукции, инвестиции
2. расходы, не связанные с извлечением прибыли. Расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и др.
3. принудительные расходы. Налоги и налоговые платежи, отчисления на соц. страхование, личное и имущественное страхование, создание обязательных резервов, эк-кие санкции.
При составлении Отчета о прибылях и убытках расходы классифицируются:
- расходы по обычным видам деят-ти (связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретение и продажа товаров, выполнение работ, услуг, управл-кие и ком-кие расходы).
- операционные (связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, предоставление за плату прав на изобретения, патенты, связанные с участием в уставных капиталах др. организаций,% за предоставление кредитов, прочие расходы)
- внереализационные (штрафы, пени, неустойки, возмещение причиненных убытков, убытки прошлых лет, дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, курсовые разницы, прочие)
- чрезвычайные (расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств)
- затраты на произ-во и реализац. продук.: материальные затраты, на оплату труда, расходы на управление произ-ным процессом, стоимость использованных внеоборотных активов.
Доходы – увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества, или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.
Как и расходы, доходы подразделяются на: