Самарская область обладает
значительным потенциалом в различных
направлениях: природными ресурсами, производственными
мощностями, квалифицированной рабочей
силой. Но значительный потенциал сам
по себе не является гарантией социально-экономического
развития. Для трансформации потенциала
в развитие необходимо эффективно вовлечь
все составляющие потенциала в хозяйственный
оборот, сформировать среду, в которой
бизнес, преследуя собственные цели,
работает на общество.
И здесь невозможно обойтись
без инвестиций — того инструмента,
который превращает потенциал —
наши природные богатства, достижения
науки, интеллектуальные ресурсы —
в добавленную стоимость, в новые
рабочие места, в рост валового регионального
продукта и, в конечном итоге, в достойный
уровень жизни наших граждан.
Необходима системная
политика властей по привлечению
инвестиций в регион, по созданию рабочих
мест, увеличению доходов граждан
и налогового потенциала региона. И
такая политика проводится в Пермском
крае. Она направлена на создание общих
благоприятных условий для ведения
бизнеса, на привлечение в регион
крупных инвесторов и реализацию
значительных инвестиционных проектов.
Основным приоритетом
экономической политики является создание
благоприятных условий для привлечения
инвестиций и развития инвестиционного
процесса в регионе.
обладает значительным потенциалом
в различных направлениях: природными
ресурсами, производственными мощностями,
квалифицированной рабочей силой.
Но значительный потенциал сам по
себе не является гарантией социально-экономического
развития. Для трансформации потенциала
в развитие необходимо эффективно вовлечь
все составляющие потенциала в хозяйственный
оборот, сформировать среду, в которой
бизнес, преследуя собственные цели,
работает на общество.
И здесь невозможно обойтись
без инвестиций — того инструмента,
который превращает потенциал —
наши природные богатства, достижения
науки, интеллектуальные ресурсы —
в добавленную стоимость, в новые
рабочие места, в рост валового регионального
продукта и, в конечном итоге, в достойный
уровень жизни наших граждан.
Необходима системная
политика властей по привлечению
инвестиций в регион, по созданию рабочих
мест, увеличению доходов граждан
и налогового потенциала региона. И
такая политика проводится в Пермском
крае. Она направлена на создание общих
благоприятных условий для ведения
бизнеса, на привлечение в регион
крупных инвесторов и реализацию
значительных инвестиционных проектов.
Основным приоритетом
экономической политики Администрации
Пермского края является создание благоприятных
условий для привлечения инвестиций
и развития инвестиционного процесса
в регионе.
Самарская область сотрудничает
с инвесторами более чем из
100 стран мира. Иностранный капитал
присутствует практически во всех сферах
экономики региона, концентрируясь
в машиностроении, металлургии, пищевой
промышленности, энергетике, транспорте
и связи, ритейле, торговле. На территории
Самарской области ведут бизнес
PepsiCo, Coca-Cola, Alcoa, General Motors, Nissan , Nestle, Siemens,
Metro Cash, Auchan, Leroy Merlin, IKEA, Carlsberg и др. В секторе
финансовых услуг активно работают Райффайзенбанк,
Ситибанк, группа Женераль Восток.
Конкурентоспособность и
инвестиционная привлекательность
самарского региона подтверждается
высокими рейтингами. За январь-август
2011 года губерния заняла 3 место по индексу
промышленного производства в ПФО.
В начале 2012 года Самарская область
вошла в десятку самых инновационных
регионов России в рейтинге, составляемом
фондом «Петербургская политика» и
Российской академией народного
хозяйства и государственной
службы при президенте РФ.
16. Роль
коммерческих банков в инвестиционной
политике региона
Коммерческие банки
прямым или косвенным образом
участвуют в реализации региональной
инвестиционной политики. Посредством
кредитного механизма они способствуют
укреплению финансового состояния
предприятий, что улучшает инвестиционный
климат регионов. В то же время
инвестиционный климат оказывает
определенное влияние на кредитный
риск коммерческих банков и
тем самым приводит к необходимости
корректировки кредитной политики
с учетом инвестиционных особенностей
регионов. От оптимального сочетания
инвестиционной политики регионов
и кредитной политики коммерческих
банков зависит эффективность
функционирования российской экономики.
Реальные инвестиции, как
правило, составляют незначительную долю
в общем объеме банковских инвестиций.
Более характерным для банков
как финансово-кредитных институтов
являются финансовые инвестиции.
Финансовые инвестиции банков
включают вложения в ценные бумаги,
срочные депозиты в других банках,
инвестиционные кредиты, паи и долевые
участия. По мере развития фондового
рынка все большее значение приобретают
вложения в ценные бумаги: долговые
обязательства (векселя, депозитные сертификаты,
государственные и муниципальные
ценные бумаги, прочие виды обязательств,
эмитируемые юридическими лицами),
долевые ценные бумаги (акции) и производные
ценные бумаги.
17. Роль
денежных средств населения в формировании
финансовых ресурсов региона
В современных условиях решение
подавляющего большинства проблем
жизнеобеспечения населения сосредотачивается
на региональном уровне. Особую важность
приобретают вопросы финансовой
самостоятельности и обеспеченности
регионов, решение которых в значительной
степени зависит от структуры
экономики и уровня ее развития на
соответствующей территории.
К финансовым ресурсам региона
относят всю совокупность финансовых
ресурсов, которые формируются и
(или) используются для решения проблем,
связанных с процессами проектирования,
строительства, развития, функционирования
объектов и субъектов социально-экономической
и инженерно-производственной инфраструктур
региона, субъектов предпринимательской
деятельности в регионе
Основным источником финансовых
ресурсов региона во всем мире традиционно
считаются денежные средства населения,
то есть финансовые ресурсы, которые
состоят из текущих денежных доходов
и накоплений физических лиц, имеют
форму как денежных средств, обращающихся,
так и нет.
В условиях низкой покупательной
способности населения, дефицитности
региональных бюджетов, основным реальным
источником финансовых ресурсов для
предприятий, учреждений выступают
банковские кредиты. Банковские и страховые
средства, а также средства паевых
инвестиционных фондов наиболее мобильны,
поскольку постоянно находятся
в обороте.
18. Финансовые
ресурсы предприятий, направленные на
развитие территорий
Важнейшей составной частью
финансового обеспечения населенных
мест, развития и содержания в них
производственной и социальной инфраструктуры
являются средства предприятий и
хозяйственных организаций.
Главный источник формирования
средств предприятий, предназначенных
для социально-бытовой инфраструктуры,
— их прибыль. Из прибыли,
которая оставляется в распоряжении
предприятий, формируются целевые
фонды. За счет средств этих
фондов коллективы предприятий
имеют возможность удовлетворять
коллективные потребности в жилье,
социально-культурных и бытовых
услугах.
Значительный объем
финансовых ресурсов предприятий
направляется на содержание подведомственных
им объектов жилищно-коммунального
и культурно-бытового назначения.
В ведомственном подчинении находятся:
жилищный фонд, коммунальные предприятия,
детские дошкольные учреждения,
детские лагеря, дома отдыха, санатории
и т.д. За счет прибыли промышленных,
строительных, транспортных и других
предприятий осуществляется покрытие
убытков ведомственного жилищно-коммунального
хозяйства и расходов на содержание
социально-культурных учреждений. Развитие
в городских поселениях промышленности
сопровождается, как правило, ростом
числа их жителей. И то, и
другое ведет к увеличению
нагрузки на городские коммуникации,
что требует их реконструкции
и увеличения эксплуатационных
расходов. Однако территориальные
органы власти не всегда располагают
необходимыми для этого ресурсами.
Все это вынуждает их обращаться
за помощью к предприятиям, находящимся
на подведомственной им территории.
Предприятия выделяют
материальные, финансовые и трудовые
ресурсы на общегородские мероприятия.
Руководители предприятий сами
понимают, что нормальная работа
их предприятий, уровень производительности
труда и т.д. в значительной
степени зависят от состояния
социальной инфраструктуры города.
Поэтому промышленные
предприятия берут на себя
заботы по прокладке и поддержанию
дорог и тротуаров вдоль своих
объектов, освещению и озеленению
прилегающих к ним территорий,
ремонтируют транспортные и водопроводно-канализационные
и другие коммуникации. Во многих
городах для координации такой
помощи созданы советы директоров
предприятий, на которых решается
вопрос о вкладе каждого предприятия
в финансирование общегородских
мероприятий.
В последние десятилетия
в практику хозяйственной работы
на местах широко внедряется
метод долевого участия предприятий
в создании объектов инфраструктуры.
Такая форма участия средств
ведомств вызвана ростом потребности
в инфраструктуре, повышением ее
технической оснащенности, недостаточностью
средств у некоторых предприятий
для сооружения отдельных инфраструктурных
объектов. Например, в городах уже
невозможно строительство небольших
жилых домов. Раньше финансирование
строительства таких домов могли
осилить даже мелкие предприятия.
Современные объекты социально-бытовой
инфраструктуры не только значительны
по мощности, но и требуют сложного
инженерно-технического оснащения,
что уже непосильно для отдельных
предприятий-застройщиков.
Выходом из такого
положения стало объединение
на долевых началах средств
предприятий для строительства
объектов инфраструктуры.
Все чаще средства
предприятий стали объединяться
со средствами территориальных
бюджетов. Такая форма использования
средств предприятий прогрессивна
и перспективна. Она способствует
кооперации ресурсов ведомств
и местных органов власти, более
рациональному их использованию,
комплексности застройки городских
массивов, более быстрому достижению
экономического и социального
эффекта от вкладываемых средств.
Вместе с тем надо
отметить, что в условиях становления
рыночных отношений и экономического
кризиса многие предприятия в
целях снижения себестоимости
своей продукции и повышения
конкурентоспособности пошли по
пути не только сокращения
выделения средств на общерегиональные
мероприятия, но и отказа от подведомственных
объектов социально-культурного и коммунально-бытового
назначения. Тем самым усиливается нагрузка
на местные бюджеты по содержанию и развитию
социальной инфраструктуры.
Следует полагать, что
после выхода страны из экономического
кризиса, с укреплением финансового
положения предприятия в целях
социальной защищенности своих
трудовых коллективов и улучшения
условий проживания их в населенных
пунктах будут увеличивать выделение
средств на социальную инфраструктуру
и осуществление общерегиональных
мероприятий. Все это приведет вновь к
повышению значения средств предприятий
в территориальных финансах
19.Финансово-экономические
права муниципальных образований
Муниципа́льное образова́ние
— территория, в границах которой совместно
с государственным управлением разрешено
местное самоуправление для решения только
местных вопросов. Такое местное самоуправление
осуществляется непосредственно и (или)
через выборные и иные органы местного
самоуправления в целях решения вопросов
местного значения
Реальная самостоятельность
и эффективность местного самоуправления
зависит в первую очередь от наличия
и объема материально-финансовых ресурсов,
имеющихся в распоряжении муниципального
образования. Эти объема материально-финансовые
ресурсы и составляют финансово-экономическую
основу местного самоуправления.
Как институт муниципального
права финансово-экономические основы
местного самоуправления представляют
собой совокупность правовых норм,
закрепляющих и регулирующих общественные
отношения, связанные с формированием
и использованием муниципальной
собственности, местных бюджетов и
иных местных финансов в интересах
населения муниципального образования.
Финансово-экономическая
самостоятельность и уровень
реального осуществления местного
самоуправления зависят от состояния
и развития экономики общества. Экономическая
основа, обеспечивая хозяйственную
самостоятельность местного самоуправления,
служит удовлетворению потребностей населения
муниципальных образований, созданию
условий его жизнедеятельности.
Укрепление и развитие местного самоуправления
в свою очередь оказывает влияние
на укрепление и способствует развитию
экономического развития страны.
В качестве общих принципов,
определяющих экономическую и финансовую
политику демократического государства
в развитии и укреплении местного
самоуправления являются положения
Европейской Хартии самоуправления,
которая устанавливает:
- органы местного самоуправления
имеют право на финансовые
ресурсы, которыми они могут
распоряжаться при осуществлении
своих полномочий;
- соразмерность финансовых
ресурсов органов местного самоуправления
полномочиям, предоставленным Конституцией
или законами;