Основное назначение государственных
и муниципальных финансов - обеспечение
органов государственной власти и органов
местного самоуправления денежными средствами,
необходимыми для выполнения возложенных
на них функций
Финансовые ресурсы
органов государственной власти
и местного самоуправления – это доходы, поступления и денежные
накопления, находящиеся в государственной
и муниципальной собственности и предназначенные
для решения органами государственной
власти и местного самоуправления вопросов,
отнесенных к их компетенции.
Содержание:При описании государственных и муниципальных
финансов используются понятия:
- !Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней и государственные внебюджетные фонды.
Источники государственных ФР: 1) ВВП часть 2) Нац богатства
3)доходы от внешнеэкономической деятельности
- !Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в бюджеты органов местного самоуправления и муниципальные внебюджетные фонды.
Источники финансовых ресурсов органов МСУ: Валовой региональный
продукт и
Часть национального
богатства, находящегося в муниципальной
собственности
Направления использования ФР
- государственные расходы, включая расходы бюджетов и расходы государственных внебюджетных фондов.
- Классификация расходов бюджетов - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций.
- Расходы государственных ВБФ – в соответствии с целью их деятельности.
- ! Государственные расходы — это денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти разных уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных задач и функций государства.
- !Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые из бюджетов органов местного самоуправления на решение вопросов местного значения.
Основной объем финансовых ресурсов
органов государственной власти
Российской Федерации сконцентрирован
в федеральном бюджете (более 60% от доходов консолидированного
бюджета Российской Федерации). Федеральный бюджет —
одна из форм образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
исполнения расходных обязательств Российской
Федерации(ст. 13 Бюджетного кодекса Российской
Федерации)
Классификация расходов бюджетов
- Общегосударственные вопросы
- Национальная оборона
- Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
- Национальная экономики
- ЖКХ
- Охрана окружающей среды
- Образование
- Культура, кинематография
- Здравоохранение
- Социальная политика
- Физкультура и спорт
- Средства массовой информации
- Обслуживание государственного и муниципального долга
- Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
!Государственные (муниципальные)
заимствования (основной источник
финансирования дефицита бюджета)
В соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации в качестве поступлений из источников
финансирования дефицита бюджетов государственных
внебюджетных фондов могут привлекаться остатки средств бюджетов
соответствующих внебюджетных фондов
на счетах
В настоящее время расходы государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации
связаны с выплатами по:
- Обязательному пенсионному страхованию
- Государственному пенсионному обеспечению
- Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
- Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Финансовым выравниванием в системе ОМС
- Обязательствами по социальной поддержке отдельных категорий граждан в соответствии с ФЗ «О социальной помощи» и др. обязательствами
10. Понятие
и значение финансовой политики,
классификация видов финансовой
политики. Факторы влияния на
эффективность финансовой политики
государства(условия эффективности финансовой
политики)
Финансовая политика - совокупность целенаправленных мер,
разрабатываемых экономическими субъектами
в области использования финансов, обеспечивающих
формирование финансовой основы для реализации
наиболее эффективных, отвечающих современным
условиям мероприятий экономической и
социальной политики государства, его отдельных территорий,
а также целей и задач организаций и домохозяйств.
Объектами финансовой политики является совокупность
финансовых отношений и финансовых ресурсов,
образующих сферы и звенья финансовой
системы государства.
Субъектами финансовой политики выступают все экономические
субъекты:
- государство в лице ОГВ и МСУ
- организации
- домохозяйства
Содержание финансовой
политики:
- выработка научно обоснованной концепции развития финансов
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период
- разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу
Виды финансовой политики
различаются в зависимости от:
- Содержательных элементов
- Инструментов (методов) ее реализации
- Сроков разработки и реализации
- Стадий экономического цикла
- Степени вмешательства государства в экономические процессы
- В федеративных государствах – от уровня ее проведения
- По мнению отдельных зарубежных экономистов – в зависимости от выборного цикла
Финансовая политика
государства:
- по территориальному критерию
- общегосударственная (федеральная)
- региональная
- местная
- по временному критерию
- финансовая стратегия
- финансовая тактика
- в зависимости от объектов воздействия
- финансовая политика в сфере финансов субъектов хозяйствования
- финансовая политика в сфере государственных и муниципальных финансов (бюджетная политика)
На эффективность
финансовой политики влияют:
- научный подход к разработке концепции финансовой политики
- прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий
- учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде
- четкое определение макроэкономических показателей
- учет национальных и географических особенностей
- комплексный подход
- учет внутреннего положения и международных позиций государства
11. Понятие, содержание и значение
финансового плана и прогнозирования.
Примеры финансовых прогнозов и планов
на макроуровне(лекции: функциональные
основы управления финансами; примеры
НПА; мин 3 примера каждого; прогноз развития
финн рынка).
Под прогнозами
понимается разработка научно обоснованных гипотез
о вероятном будущем состоянии некой экономической
системы и характеризующих ее показателей.
Финансовое
прогнозирование- исследование возможного состояния
фин.ресурсов в будущем, проводимое в целях
научного обоснования показателей текущих
финансовых планов. Целью финансового
прогнозирования является определение
реально возможного объема финансовых
ресурсов, источников формирования фин.ресурсов
и направлений их использования в прогнозном
периоде.
Финансовое прогнозирование выявляет
ожидаемую в перспективе картину
состояния финансовых ресурсов и
потребности в них, возможные
варианты осуществления финансовой
деятельности и представляет собой
предпосылку для финансового планирования.
Финансовое прогнозирование ведется
путем разработки различных вариантов
развития организации, отдельной административно-территориальной
единицы, страны в целом, их анализа
и обоснования, оценки возможной
степени достижения определенных целей
в зависимости от характера действий субъектов
планирования. Достигается это двумя различными
методическими подходами: 1) в рамках первого
подхода прогнозирование ведется от настоящего
в будущее на основе установленных причинно-следственных
связей; 2) при втором подходе прогнозирование
заключается в определении будущей цели
и ориентиров движения от будущего к настоящему,
когда развертывается и исследуется цепь
возможных событий и меры, которые необходимо
принять для достижения заданного результата
в будущем исходя из существующего уровня
развития организации, административно-территориальной
единицы и страны в целом.
Программно-целевое
планирование- вид планирования, в основе которого
лежит ориентация финансово-хозяйственной
деятельности субъекта власти или субъекта
хозяйствования на достижение поставленных
целей.
Цель---Пути(способы)---Средства (фин.ресурсы)
Фин.планирование- процесс обоснования движения фин.ресурсов
и соответствующих финансовых отношений
на определенный период. Сферой фин.планированияявл-ся
фин.-хоз.деят-ть. Объект- финансовые ресурсы.
Финансовое планирование направлено
на достижение устойчивого экономического
роста, поддержание сбалансированности,
создание условий для эффективного управления
финансами как на микро-, так и на макроэкономическом
уровнях.
Финансовое планирование создает
условия для реализации финансовой
политики государства. Посредством
финансового планирования намечаются
пропорции распределения финансовых
ресурсов и их планомерного использования
на цели, обеспечивающие стабильность
экономики, определяются соотношение
между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного
бюджета страны, между объемом финансовых
ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов
хозяйствования, и перераспределяемых
средств. При помощи финансового планирования
государство определяет потребность в
финансовых ресурсах, необходимых для
решения задач, предусматриваемых прогнозами
социально-экономического развития страны,
и устанавливает источники их покрытия;
намечает количественные параметры формирования
и использования бюджетов разных уровней,
государственных внебюджетных фондов;
создает предпосылки для обеспечения
стабильности в масштабах государства.
Необходимость
фин.планирования возникает:
1. из-за неопределенности будущего состояния
ресурсов
2. вследствие координирующей роли плана,
позволяющей увязать те-кущую и перспективную
деятельность предприятия
3. необходимость оптимизации экон.последствий
проводимой фин.политики
Задачами
финансового планирования является:
• определение источников и объема
необходимых фин-ых ресурсов
• установление целей использования
финансовых ресурсов, в т.ч. определение
наиболее эффективных из них
• выявление резервов роста финансовых
ресурсов
В ходе финансового планирования применяются след.методы:
1. метод коэффициентов 2. нормативный 3.
балансовый 4. метод математического моделирования
Финансовое
планирование делится на:
1. по срокам проведения
-стратегическое (бизнес-план; перспективный
финансовый план)
-текущее (фед.бюджет, бюджет Пенс фонда;баланс
доходов и рас-ходов; сводный бюджет коммерческой
организации; смета бюджет-ного учреждения;
бюджеты субъектов власти и т.д)
- оперативное (сводная бюджетная роспись;
платежный налоговый календарь)
2. по сфере деятельности субъекта
хозяйствования
- финансовые планы коммерч.орг-ций
- финансовые планы некоммерческихорг-ций
3. по уровню централизации
- централизованные
- децентрализованные
Объектом централизованных финансовых
планов являются общегосударственные
финансовые ресурсы. В них определяются
источники образования, виды и объемы
доходов и направления расходования
средств всех централизованных фондов.