Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:42, шпаргалка
1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие фин Дея-ти РФ, методы ее осущ-я.
3. Распред-е компетенции между органами гос власти в области фин дея-ти
Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции РФ). Три варианта обратной силы актов налогового законодательства согласно НК: 1) акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение участников налоговых отношений, обратной силы не имеют: 2) акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу; 3) акты, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
44. Порядок установления налогов и сборов
Устан-е налога (сбора) означает принятие законод-м органом гос власти и представит органами местного самоупр-я в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюдж доходов с указанием круга плательщиков и осн элементов налогообложения. Налог считается устан-м лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: – объект налогообложения; – нало база; – налог период; – налог ставка; – порядок исчисления налога; – порядок и сроки уплаты налога. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкр сборам.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке (несколько платежей). Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налог ставка представляет собой величину налогх начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федер налогам и размеры сборов по федер сборам уст-тся НК РФ.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отд категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Спец налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
К спец налог режимам относятся: – система налогообложения для с\х товаропроизводителей (единый с.\х налог); – упрощенная система налогообложения; – система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; – система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
45. Элементы налогообложения
представляют собой набор
Налог можно считать законно установленным только в том случае, если законом прямо зафиксированы все существенные элементы налогового обязательства: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Указанные элементы явл-ся осн, их определение для законодателя обязательно. Факультативный элемент – налог льготы (предусматриваются законом по усмотрению законодателя).
Объект налогообложения – юр факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения.
Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период показывает, как часто требуется платить тот или иной налог. Поэтому уплата налогов предполагает определенную регулярность, систематичность. Так, по налогу на доходы физ лиц налоговый период составляет один календарный год, по единому налогу на вмененный доход – квартал, по акцизам – календарный месяц.
Налог период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Так, налоговый период по НДС, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на игорный бизнес не имеет отчетных периодов и не подразумевает уплату авансовых платежей. В то же время единый социальный налог, налоги на прибыль и на имущество организаций исчисляются и уплачиваются с учетом авансовых платежей по итогам отчетных периодов. На отчетные периоды разбиваются длительные налоговые периоды (например, календарный год). Это обусловлено требованием регулярного и равномерного поступления налоговых платежей в бюджет в течение всего фин года.
46. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Налогоплательщики – организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (сборы).
В перечне обязанностей налогоплательщиков НК РФ (ст. 21) выделил две группы: общие для организаций и физических лиц обязанности и дополнительные к ним обязанности налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей.
В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков: – уплачивать законно установленные налоги; – встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; – вести в установленном порядке. На налогоплательщиков – организации и индивидуальных предпринимателей, помимо перечисленных, возложены обязанности сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии счетов – в десятидневный срок; о всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; о всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, – в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; об объявлении несостоятельности, о ликвидации или реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения; об изменении своего места нахождения или места жительства – в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Учитывая различия между налогами и сборами, НК РФ не отождествляет обязанности налогоплательщиков с обязанностями плательщиков сборов, о которых говорится особо: они обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
В первую очередь называется обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. Такая обязанность имеет конституционный характер (ст. 57 КРФ).
Вместе с тем налогообложение некоторых субъектов может быть заменено другой формой выполнения данной обязанности. Это касается субъектов предпринимательской деятельности (инвесторов) в области пользования недрами. При заключении между ними, с одной стороны, и государством в лице компетентных органов, с другой, соглашения о разделе полученной продукции взимание ряда налогов и других обязательных платежей заменяется передачей государству части продукции на условиях соглашения.
Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательным актом о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатить какой-либо налог является прежде всего наличие у него соответствующего объекта налогообложения.
Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют права, которые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов. НК РФ, расширив и уточнив их, закрепил следующие права налогоплательщиков (и плательщиков сборов): – получать от налог органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законод-ве о налогах и сборах; – получать от налог органов и др уполномоченных гос органов письменные разъяснения по вопросам применения законод-ва о налогах и сборах; – использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законод-вом о налогах и сборах; – получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит; – право на своеврем-й зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; – присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; – получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога и др.
47. Налоговые органы РФ
- Составляют единую систему контроля за соблюдение законодательства РФ о налогах и сборах, правильного исчисления, полнотой и своеврем-тью внесения в соотвбюджет налогов и др обязанностях платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Согласно п.1 ст.30 НК к налоговым органам относятся федер орган исполнит власти, уполномоч-й в области налогов и сборов, и его террит-е подразделения. В настоящее время это Федер налоговая служба и её территориальные органы, которые являются правоприемником МНС России в части возложенных задач, функций, прав и обязанностей в области налогообложения, а также Федер службы России по фин оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям. Связанным с представлением интересов РФ в процедурах банкротства. Постановлением Прав-ва РФ от 30.09.2004г. № 506 «Об утверждении Положения о федер налоговой службе» названная структура определена в качестве федер органа исполнит власти, осуществляющего гос контроль за соблюдением законод-ва о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своеврем-тью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Кроме осуществления контрольных полномочий в сфере налогообложения, ФНС России несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства с целью обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивается государственное регулирование, межотраслевую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. ФНС России находится в ведении Минфина России и руководствуется в своей деятельности – отдельными положениями Конституции РФ, НК РФ. до 2005 года – Законами РФ «О налоговых органах РФ» от 21.03.01. № 943-1 и другими законами в части не противоречащей НК РФ, а также ведомственными инструктивными актами.
Согласно положением Конституции (ст.72,76) и НК (ст.1,6,12.15,17) субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах.
Региональные и муниципальные нормативные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС России исключительно в части предоставление прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговым органами, регулируются на федеральном уровне.
Главные задачи ФНС России – осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. За правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. В случаях. Предусмотренных законодательством РФ, иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в период компетенции налоговых органов.