Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:42, шпаргалка
1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие фин Дея-ти РФ, методы ее осущ-я.
3. Распред-е компетенции между органами гос власти в области фин дея-ти
ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц. физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских(фермерских) хозяйств, а также обеспечивающими приставление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по должностным обязательствам.
Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах РФ» в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию построения.
Единая централизованная система налоговых органов представлена: ФНС России - межрегиональные инспекции ФНС России – управления ФНС по субъектам РФ – территориальные инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городах без районного деления. А также межрайонные налоговые инспекции.
Различают права и обязанности этих органов:
Так, налоговые органы обязаны:- соблюдать нормы законодательства РФ о налогах и сборах; - осуществлять контроль за соблюдение законодательства РФ о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов - вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; - бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с нормами нормативных правовых актах. Порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Правовых и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; - осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или измене взысканных сумм налогов, пений и штрафов в порядке. Предусмотренном НК РФ; - соблюдать налоговую тайну; - направлять налогоплательщику иди налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа. А также в случаях, предусмотренных НК РФ. налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбор. НК дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как гос
Права налоговых органов установлены в ст.31 НК.
За неправомерное действие или бездействие должностные лица налоговых органов несут ответственность гражданскую, дисциплинарную, административную, уголовную.
48. Налог на добавленную стоимость
НДС представляет собой косвенный налог, являющийся надбавкой к цене товара.
Порядок исчисления и взимания налога регулируется главой 21 НК.
Плательщиками являются (ст.143) признаются: организации,ИП; лица, признаваемые плательщиками налога, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели в том случае, если в течение трех предшествующих последовательных налоговых периодов сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила 1 мин.руб. Указанное освобождение от уплаты налога не применяется в отношении налоговых обязанностей. Возникших в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ.
Освобождение от уплаты НДС по причине низкой налог базы осущ-ся на основании письменного заявления налогоплательщика, подаваемого в налоговый орган по месту своего учета. Лица, претендующие на освобождение от уплаты налога, должны приложить к заявлению необходимые сведения. Подтверждающие право на снятие с них налоговой обяз-ти.
Освобождение организаций и ИП от уплаты НДС производится на срок, равный 12 последовательным налоговым периодам. По истечении указанного срока освобождение от налоговой обязанности может быть продлено на основании письменного заявления налогоплательщика и соответствующих документов. Подтверждающих получение выручки от предпринимателей от деятельности в сумме 1 млн.рублей.
П.1. статьи 146 НК устанавливает объекты налогообложения. А также п.2. ст.146 устанавливает перечень объектов, на облагаемых налогом.
Внимание законодатель уделяет также по месту реализации товаров, работ (услуг). По общему правилу, при выполнении определенных условий местом реализации товаров, работ(услуг) признается территория РФ (ст.147 и 148 НК).
Также законодателем четко установлены операции, не подлежащие налогообложению в ст.149 НК (прочитать до п.3).
Перечень операций, не подлежащих обложению НДС, а также круг субъектов, дея-ть кот не относится к объектам льготного налогообложения, являя-ся закрытыми и расширенному требованию не подлежат. Т. об., можно предполагать, что операции, освобождаемые от налогообложения, имеют два разных правовых режима: императивный и уполномочивающий.
К первой группе относятся операции, освобожденные от налогового гнета в силу правовых норм: реализация на территории РФ определенных видов медицинских товаров по перечню. Утвержденному Правительством РФ; медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями. Кроме косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг; услуги по уходу за больным. Инвалидами и престарелыми; услуги по содержанию детей ы дошкольных учреждениях; услуги некоммерческих образовательных учреждений; продукты питания, произведенные студенческими и школьными столовыми; некоторые виды услуг по перевозке пассажиров и т.д.
Ко второй группе операций, освобождаемых от налогообложения относятся следующие операции: реализация предметов религиозного назначения; реализация товаров (работ, услуг), производимых общественными организациями инвалидов, учреждениями социальной защиты или социальной реабилитации населения; осуществляющие некоторых банковских операций; реализация изделий народного художественного промысла; оказание услуг по негосударственному пенсионному страхованию; оказание услуг членами коллегий адвокатов и т.д. Сущность этого режима заключается в наличии у налогоплательщика права, но не обязанности отказаться от освобождения перечисленных операций от обложения НДС.
Предоставление юридическому налогоплательщику право самостоятельно принимать решение об освобождении перечисленных в п.3 ст.149 НК объектов от НДС обусловлено высокой общественной значимостью этих операций, осуществлением их, как правило, социально незащищенными группами населения либо возможностью снижения цены товара за счет отсутствия в её составе косвенного налога. При этом не допускается выборочное освобождение от налогообложения. Зависящее от каких-либо критериев покупателя (приобретателя) соответствующих товаров (работ, услуг)ю Отказ от налогообложения возложил такого только на срок не менее одного года и реализуется путем представления юридическим плательщикам НДС заявления в налоговый орган по месту регистрации.
При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных товаров (работ, услуг). Однако в ряде случаев обязанность по определению налогооблагаемой базы лежит на налоговых агентах.
По общему правилу налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг) с учетом акцизов и без включения в неё налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Особый порядок расчета налоговой базы установили законодательством относительно договоров финансирования под уступки денежного требования или уступку требования; дохода, получаемого на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров; осуществления транспортных перевозок и реализации услуг международной связи; совершение операций по передаче товаров для собственных нужд; реализации предприятия в целом как имущественного комплекса.
Исключение из общего правила определения налоговой базы являются операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ.
Ставки рассматриваемого налога выражены в процентном соотношении с добавленной стоимости товара (работы, услуги) и могут быть 0; 10 или 20% (ст.164 НК).
Законодательством особо оговорены порядок и сроки уплаты в бюджет НДС. Периодом уплаты НДС может быть один календарный месяц или квартал. Ежеквартально уплачивают налог те субъекты. Сумма выручки которых от реализации товаров (работ, услуг) ежемесячно в течение трех месяцев не превышает 1 млн.рублей. Остальные субъекты уплачивают налог ежеквартально, обязаны представлять в налоговые органы отдельную декларацию. По общему правилу НДС уплачиваются единовременно в полной сумме. Налогоплательщики перечисляют налог в бюджет по месту постановки на учет, а налоговые агенты – по месту своего нахождения.
49. Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товаров и оплачиваемые покупателем (потребителем). К подакцизным товарам относятся товары, монопольно производимые государством, товары, пользующиеся наиболее спросом; дефицитные товары. Правовое регулирование акцизов осуществляется на основании гл.22 НК.
Налогоплательщиками акциза являются организации, ИП, а также лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения признаются операции ( в основном – по реализации) с подакцизными товарами (за исключением реализации нефтепродуктов) – ст.182 НК.
Ст.181 «Подакцизные товары» четко устанавливает перечень. Являющихся подакцизными товаров. Налог база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Акцизы уплачиваются по ставкам, единым на всей территории РФ. Особенностью правового режима данного налога является отсутствие базовой ставки. Она устанавливается, как было сказано ранее, отдельно по каждому виду подакцизного товара. Так, алкогольная продукция в зависимости от объема содержащегося в ней этилового спирта подлежит обложению в размере от 88 руб.60коп. до 3 руб.15 коп. за 1 о., табачные изделия и сигареты – от 405 руб. за 1 кг до 10 руб. за 1 шт., ювелирные изделия - %5 и т.д. Акцизные ставки носят подвижной характер и нередко изменяются в зависимости от финансовой политики государства. Кроме названного порядка уплаты акцизов. Законодателями установлен авансовый платеж при реализации налогоплательщиками алкогольной продукции (ст.196 НК РФ).
Налогоплательщику предоставлено право производить в некоторых случаях уменьшение общей суммы уплачиваемого акциза, т.е осуществлять налог вычеты (ст.200,201 НК РФ).
Уплата акциза производится ежемесячно с обязательными представлением в налоговые органы специальной декларации. Особый режим уплаты данного налога предусмотрен при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и определяется таможенным законодательством (ст.191 НК).
Ст.204 НК «Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами» устанавливает сроки и порядок относительно каждого товара.
50. Налог на доходы физических лиц
Налогоплательщиками налога на доходы физ лиц (гл. 23 НК РФ) признаются физ лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физ лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: – от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; – от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Исчисление и уплату налога производят следующие налогоплательщики: исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества; исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, – исходя из сумм таких доходов; получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, – исходя из сумм таких доходов; получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), – исходя из сумм таких выигрышей.
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся: – оплата (полностью или частично) за него организациями или ИП товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика; – полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе; – оплата труда в натуральной форме.
Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются: – материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты; – материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику; – материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.