Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:58, шпаргалка
Работа содержит 18 ответов на вопросы по дисциплине "Финансы".
Финансы.
1 ФИНАНСЫ, как стоимостная категория.
Первоначально формы объединения людей носили названия семья, род, община, но по мере развития товарного производства, имущественного и социального расслоения людей, возникла необходимость в новой территориальной организации общества, которая получила название государства. Условия существования финансов: 1) наличие гос-ва и 2) наличие товарно–денежных отношений. Одним из отличительных признаков гос-ва является сбор с граждан обязательных налогов для содержания власти.
По мере развития товарно-денежных отношений усложняются функции гос-ва, оно начинает выполнять ф-ции регулирования эк-ки и социальных отношений. Материальной основой для выполнения этих ф-ций выступают фонды денежных средств. Отсчет финансов идет от 4 века до н.э.
Для того чтобы мы могли выделить из экономических категорий финансы – определим их специфические признаки:
1) финансы выражают
денежные отношения (лишь те
денежные отношения финансовые,
кот. обусловлены фактом
2)финансовые взаимоотношения существуют только при наличии государства;
3)перераспределительный
характер финансовых отношений.
4)ден. отношения по
поводу формирования и
Ни одна другая стоимостная
экономическая категория не обладает
вышеперечисленной
Финансы – обусловленная фактом существования государства и необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости ВВП и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов в соответствии с общественными потребностями.
С помощью финансов можно обосновать стоимостные пропорции распределения созданного продукта : C+V+m=ВВП
С – фонд возмещения израсходованных средств производства;
V – фонд оплаты труда;
m – чистый доход
общества (прибыль+НДС+акцизы+тамож.
V+m – национальный доход страны
2. Содержание финансов. Система финансов.
Система финансов – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений объединенных логической последовательностью в равных категориях финансы, но различающихся: во-первых, спецификой расходов денежных фондов, во-вторых разной ролью в общественном производстве.
Связь системы финансов с государственным устройством прослеживается в звеньях системы финансов.
Система финансов - это соединение 3-х звеньев:
1. общегосударственные финансы;
2. местные финансы;
3. финансы государственных предприятий.
К звеньям системы финансы относятся: личные финансы – это финансы внутри одной ячейки общества (семьи). Государственный кредит – совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юр. и физ. лицами, с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Государство в данном случае выступает в роли кредитора, заемщика, гаранта. Территориальные финансы – система экономических отношений, по средствам которых распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территории.
При этом общегосударственные финансы включают в себя:
1. бюджет государства (консолидированный бюджет);
2. федеральный бюджет;
3. система гос. Кредита (система ипотечного кредитования, гос. Заказы, з/п чиновников)
4. система централизованных внебюджетных денежных фондов (ФСС, ПФРФ, ФФОМС).
Местные финансы:
1. Система местных бюджетов;
2. система децентрализованных внебюджетных денежных фондов (ТФОМС);
3. система государственных организаций, предприятий;
4. система местных налогов и займов.
Финансы предприятий: финансы государственных предприятий.
3. Функции финансов как проявление их сущности.
Финансы – система регламентируемых государством ден. отношений, возникающих в процессе стоимостного перераспределения созданного продукта с целью формирования и использования фондов ден. средств государства.
Финансы (Ф)–это историческая категория, возникает с появлением гос-ва, т.е. расслоения общества на классы, с развитием товарно-денежных отношений. Финансы выражают экономические отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств.
Сущность финансов проявляется через их функции: 1)формирование фондов ден.средств гос-ва (практическое воплощение находит в налоговой политике, формируются централизованный, децентрализованный и целевые ден. Фонды)
2) использование данных
фондов (средства в порядке
3) контрольная (присуща
финансам как экономической
Контрольная функция
финансов, состоит в том что
появляется возможность сопоставления
фактических налоговых
Объектом финансового перераспределения является совокупный общественный продукт.
Субъектами финансового
4.Эволюция
взглядов экономистов на
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Одним из главных признаков
финансов является их денежная форма
выражения и отражение
Итак, с возникновением и развитием товарно-денежных отношений в обществе появилась и сформировалась система стоимостных экономических категорий, каждая из которых характеризуется своими особенностями. Финансы обладают СОВОКУПНОСТЬЮ характерных признаков.
Сущ. 3 финансовые школы: Спб (Романовский, Вознесенский), Моск.(Родионова, Дробозина), Екб.(Казак). Сравним:
1) предпосылки появления
2) характер категории финансов – Спб - перераспределения, надстройки (гос.-орган регулирования); М-распределения, базисный характер финансов (участвует в производстве).
3) признаки финансов – СПБ
- денежный характер, обусловлено
фактом существования гос-ва, перераспределительный
хар-р, формирование и
4) функции – Спб - контрольная
(гос.фонды), формирование и использование
фондов; М.-контрольная (процесс
Сущность финансов проявляется через их функции (ленингр. и Екб школы):
Формирование фондов денежных средств
(посредством налоговой
Использование фондов денежных средств, материальное содержание которой проявляется в основном в проведении политики государственных расходов (содержание гос. аппарата, создание и поддержание в обществе рациональной и эффективной структуры общественного производства, обеспечение поддержки неимущих и т.д.);
Контроль. Эта функция реализуется одновременно с первой либо второй функцией и осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализующих на практике финансовую политику государства.
Не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Финансы выражают денежные отношения между:
государством и предприятием (юр. лицом) по поводу уплаты налогов и сборов и получением финансовой помощи, льгот (для государственных предприятий);
государством и физическим лицом по поводу уплаты налогов и пособий из бюджета;
предприятием и внебюджетными фондами;
звеньями бюджетной системы (помощь одного бюджета другому);
внутри гос. предприятия денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий).
Функции финансов в соответствие с взглядами московской экономической школы:
Распределительная,
она связана с распределением
валового национального
Контрольная.
С точки зрения экономистов екб, ленингр. школ распределительная функция не выражает сущности финансов, т.к. распределение присуще также цене, заработной плате, кредиту и т.д.
5. Бюджетная
система государства.
Б.С. – совокупность всех бюджетов функционирующих на территории страны.
Вместе с системой внебюдж. фондов она образует систему гос-ных финансов. Структура Б.С. определяется структурой гос-ого управления. Соответственно Б.С. России по своей структуре состоит из 3 уровней: 1) фед.бюджет, гос. внебюдж-е фонды; 2) бюджеты субъектов, территориальные внебюдж-е фонды; 3) местные бюджеты.
Бюджеты и внебюджетные фонды 1 и 2 уровней разрабатываются и утверждаются в форме законов. Местные бюджеты утверждаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления.
Различают консолидированный бюджет, который представляет собой совок-ть бюджетов конкретной тер-рии.
Консолидированы бюджет России вкл. В себя фед.бюджет + бюджеты 83 субъектов России.
Консолид. Бюд-т субъекта Р. вкл-ет в себя областной бюджет + бюджетов муниц-ных образований.
С 92 г. были созданы целевые бюджетные фонды, такие как федер-ый дорожный фонд, федер. Экологич. Фонд, фонд борьбы с экон-ким и преступлениями, фонд поддержки налоговых органов и таможенных служб.
С 2001 г. в связи с
созданием бездефицитного бюджета
необходимость в целевых
В мире различают прежде
всего бюджетные системы
Уровни Б.С. зависят от наличия в стране разных уровней государственного и муниципального управления; уровень бюджетной системы соответствует уровню управления.