Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:58, шпаргалка
Работа содержит 18 ответов на вопросы по дисциплине "Финансы".
Верхний уровень Б.С. и в унитарных и в федеративных государствах представлен всегда одним бюджетом – бюджетом центрального правительства в унитарных государствах или федеральным бюджетом в федеративных государствах.
2-й уровень Б.С. как
и 3-й, представлен разными
Современная практика организации бюджетного устройства РФ.
В настоящее время в РФ существует 3-х уровневая бюджетная система, которая включает в себя на 1-м уровне: федеральный бюджет и гос. Внебюджетные фонды федерального уровня, на 2-м уровне: бюджеты субъектов РФ и ТФОМСы и на третьем уровне: местные бюджеты.
Бюджетный процесс в РФ: участники, этапы.
Участники бюджетного процесса:
Президент РФ (бюджетное послание Президента);
Органы законодательной представительной власти (рассмотрение и утверждение бюджета, контроль за исполнением бюджета, утверждение полномочий участников бюджетного процесса);
Органы исполнительной власти: высшие должностные лица субъектов РФ; главы местного самоуправления; финансовые органы (составление бюджета, исполнение бюджета, организация внутреннего и ведомственного контроля).
Органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ: совместно с Правительством реализует денежно-кредитную политику, обслуживание бюджетных счетов, исполнение агентских функций Минфина при обслуживании гос. Долга).
Органы государственного и муниципального финансового контроля (контроль за исполнением бюджета Федеральное казначейство).
государственные внебюджетные фонды;
распорядители бюджетных средств;
иные органы (отдельные бюджетные полномочия: все бюджетополучатели).
Этапы составления и утверждения бюджета на Федеральном уровне.
I этап Составление проекта бюджета:
составление проекта социально-экономического развития общества.
определение государством минимальных соц. Стандартов;
бюджетное послание Президента РФ (не позднее марта предшествующего года) к Федеральному собранию.
Непосредственное составление проекта бюджета исполнительной властью (Правительство РФ);
Составление баланса доходов и расходов государства;
Внесение бюджета на рассмотрение представительным органам власти (Государственная Дума).
II этап Бюджетные чтения:
Проходит 3 чтения:
1-е чтение: продолжительность 30 дней с момента внесения проекта бюджета Правительством. (рассматривается: концепция соц.-эконом. Развития общества, объем ВВП, общий объем доходов в том числе нефтегазовых, расходов, верхний предел гос. Долга и т.д.)
2-е чтение: 35 дней после 1-го чтения (утверждаются: источники покрытия дефицита, объем межбюджетных трансфертов, объем внутренних и внешних заимствований, финансирование крупных гос. Программ и т.д.)
3-е чтение: 15 дней после 2-го
чтения (рассматривается
III этап утверждение бюджета Советом Федерации, для этого отводится 14 дней.
IV этап подписание бюджета Президентом РФ 5 дней.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;)
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
результативности и
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;единства кассы
6. Способы взимания
и классификация налогов.
На сегодняшний день существует три способа взимания налогов:
1. кадастровый – предполагает
использование кадастра, кадастр
– это реестр, содержащий перечень
типичных объектов, классифицируемых
по внешним признакам. Он
2. у источника –
исчисляется и удерживается
3. изъятие налога после
получения дохода (по декларации)
– предполагает подачу
Существуют следующие основания для классификации налогов:
По субъекту налогообложения:
- налог с физ. лиц;
- налог с юр. лиц;
- смешанные налоги (транспортный, земельный)
2. По ставкам:
- пропорциональные (по единой ставке при любом размере доходов);
- прогрессивные (чем больше дох, тем больше налог);
- регрессивные (страховые взносы);
3. По способу изъятия:
- прямые (взимаются непосредственно с объекта налогообложения):
- реальные прямые, в данном случае облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, при этом финансовое положение налогоплательщика в внимание не берется, как правило налог рассчитывается исходя из средней доходности определяется по спец. кадастру (земля, дом, ц.б.) земельный налог;
- личные прямые, облагаются
индивидуальные доходы или
- косвенные (уплата данного налога переносится на покупателя товара):
- косвенные – универсальные (НДС);
- косвенные индивидуальные (Акцизы);
- фискальные монополии
(когда производство товаров
- таможенные пошлины, в настоящее время таможенная пошлина в РФ не относится к косвенным налогам, а учитывается в составе неналоговых доходов бюджета.
4. По способу взимания:
- на основе предоставления
- уплата источника выплаты
- на основе кадастра.
5. По уровню бюджета, в который зачисляется:
- закрепленные (закреплены за одним бюджетом);
- регулирующие (взимаются в несколько
бюджетов в процентном
6. По порядку введения налога:
- общеобязательные налоги –
предусмотренные НК РФ и
- факультативные – предусмотренные НКРФ, но при этом вводятся законодателями на определенной территории, подведомственной им.
7. По целевой направленности:
- общие, для формирования
- целевые.
8. По территории охвата:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Экономический смысл налогового регулирования заключается в его определении.
Налоговое регулирование – меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем введения либо отмены налогов, налоговых ставок, установления либо отмены налоговых льгот, повышения или понижения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так уменьшение количества налогов, снижение ставок ведет к стимулированию производства, а повышение ставок, и количества налогов, приводит к сдерживанию или даже подавлению некоторых видов деятельности.
7. Основные
принципы налогообложения.
Становление налогообложения проходило в 3 этапа:
1. 5 век до н.э. – 17 век н.э.
- бессистемность налогов и их случайность;
- налоги взимались преимущественно в натуральной форме;
- формирование двухканальной
системы налогообложения (
2. конец 17 века – 18 век.
- начинают формироваться
- формирование налоговой науки (А.Смит)
3. с начала 19 века до наших дней.
- возрастает значение прямых налогов;
- уменьшается количество
Основными принципами налогообложения являются 4 классических принципа построения налоговой системы, в свое время сформулированные А.Смит в 1776г.:
1. принцип справедливости, согласно которому все без исключения должны уплачивать законно установленные налоги соразмерно своим доходам.
2. принцип определенности, сумма сборов и время платежа должны быть четко определенны и известны налогоплательщику заранее.
удобство налогообложения, налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее удобными для налогоплательщика.
экономности налогообложения, издержки государства по сбору налогов должны быть минимальными.
На современном этапе выделяют следующие принципы по НК РФ:
Принцип всеобщности;
Принцип равенства;
Принцип экономической обоснованности;
Единства экономического пространства;
Законного установления налогов и сборов;
Удобства и определенности;
Принцип правоты налогоплательщика.
Необходимо понимать, что налоги – это комплексная категория, имеющая как экономическое, так и юридическое значение, поэтому важным является определение налога в рамках законодательства.
В соответствии с НК РФ под налогом понимается:
- обязательный индивидуально
Исходя из определения налога можно выделить 4 характерные черты:
Обязательность.
Индивидуальная
Отчуждение денежных средств, переход права собственности на ден. средства.
Направленность на финансирование деятельности государства любого уровня.
Категория налог в свою очередь состоит из элементов. Элементы налогообложения – это принципы построения и организации налогов. Выделяют общие и частные элементы налогообложения. Общие: субъект налогообложения, объект налогообложения, налоговая база, источник налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, срок уплаты налогов, порядок исчисления налогов. Частные: налоговый объект, налоговый период, налоговая льгота, необлагаемый минимум. В РФ обязательными являются: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.
Налоги выполняют общие свойства присущие всем финансовым отношениям и свои отличительные черты, т.е. функции.
Рассмотрение вопроса о функциях налогов является дискуссионным. Существует противостояние 2-х школ, кейнсианской и неокласическо.
Представители кейнсианства считают, что налоги – это один из главных регуляторов всех экономических процессов.
Их противники считают, что государственное регулирование должно быть минимальным, а налоги необходимы для формирования доходной части бюджета.
В настоящее время в РФ выделяют следующие функции налогов: фискальную, распределительную, экономическую, стимулирующую, регулирующую, поощрительную и контрольную.
Однако каждый автор использует разные компоновки выделенных функций. Так Родионова выделяет 2 функции: экономическую, иногда ее делят на регулирующую и стимулирующую и фискальную.
Заяц: распределительную и контрольную.
Юткина: выделяет функции не налогов, а системы налогообложения: фискальную и регулирующую.
Романовский: фискальная.
Наиболее распространенным считается выделение 2 функций, таких как: фискальная и регулирующая.