Шпаргалка по предмету "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Финансы".

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 83.35 Кб (Скачать файл)

1 Понятие финансов  Финансы — это система экономических отношений по поводу образования и использования денежных средств в процессе создания материальных благ и услуг а также решения социальных проблем общества. Финансовые отношения обусловлены товарно-денежными отношениями и выступают одной из сторон этих отношении. Они являются денежной формой выражения затрат и результатов труда в процессе воспроизводства. Содержание финансовых отношений и закономерности их развития определяются экономическим строем того общества, в пределах которого они функционируют.

2РОЛЬ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕССЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 
 
Выбирая для анализа распределения воспроизводственный процесс, мы не должны забывать, что в реальном движении капитала нельзя ограничиваться только сферой материального производства. Более того, мы должны понимать, то капитал не признает национальных границ, чему способствует не только специфика биржевой и банковской сфер, но и широкое развитие транснациональных компаний. 
 
Вместо совокупного общественного продукта можно было бы выбрать для анализа валовой национальный продукт. Оба показателя обладают своими достоинствами и недостатками. Так, в валовой национальный продукт не включаются материальные затраты на производство продукции. В то же время, в совокупный общественный продукт не включаются непроизводственные услуги, на долю которых в высокоразвитом обществе приходится более трети затрат общества. 
Однако если исходить из позиции многоступенчатости распределения, то предпочтительным выглядит показатель „совокупный общественный продукт", поскольку он более полно отражает важнейшую сферу воспроизводственного процесса — сферу материального производства. 
 
Совокупный общественный продукт состоит из двух основных частей: 
1) стоимость израсходованных на производство продукции средств производства (орудий труда и предметов труда), обозначаемая в политэкономии символом С; 
 
2) национальный доход (стоимость рабочей силы и прибавочный продукт), соответственно обозначаемый символами V и m. 
Надо сразу оговорить условность всяких схем и формул, ибо в реальной жизни нет места теоретической очередности и последовательности операций. Так, чтобы организовать производство, надо воспользоваться либо государственными субсидиями, либо банковским кредитом, которые формируются за пределами материального производства. 
 
Сфера материального производства характеризуется единством вех стадий воспроизводственного процесса. Причем определяющей среди них является стадия производства, на которой создается общественный продукт. Стадия распределения тесно связана с производством и непосредственно зависит от него. 
 
Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов. 
 
Нормальное функционирование экономики возможно при условии органической связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обслуживает его сбалансированное развитие как единого целого. 
 
В условиях формирования рыночной экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования. 
 
Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование. Саморегулирование характеризуется методами формирования финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства, которые вырабатывают сами участники производства (производство и сбыт продукции, распределение денежных доходов и прибыли). 
 
Переход на принципы рыночного хозяйства положительно сказывается на объеме, структуре и направлениях использования финансовых ресурсов. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов. 
 
Основным государственным регулятором для негосударственных предпринимательских структур является система налогообложения и управление процентными ставками звеньев кредитной системы, страхования. 
 
Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. 
 
Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Оно необходимо для финансовой поддержки приоритетных направлений экономики, развития объектов производственной и социальной инфраструктуры и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований. 
 
Существуют различные рычаги регулирования экономики. На макроуровне такими рычагами являются звенья финансовой системы: госбюджет, система страхования, кредитная система и др. 
 
Главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне – финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, процесса страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий. 
 
В условиях финансовой самостоятельности субъектов хозяйствования важным является вопрос о формировании источников финансирования расширенного воспроизводства. К таким источникам относятся: 
 
– собственные средства; 
 
– привлеченные на акционерной основе или паевых началах денежные средства других субъектов хозяйствования; 
 
– банковский кредит и другие заемные средства; 
 
– доходы от ценных бумаг и др. 
 
Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д. 
 
Финансовое регулирование экономики происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование. 
 
Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг. 
 
Кредитование – способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях соблюдения принципов кредитования: обеспеченности, срочности, платности, целевого характера и возвратности. 
 
Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. 
 
Одним из важных институтов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективное направление инвестирования финансовых ресурсов, стимулирующие поощрительные фонды, бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции. 

   продолжение

3Необходимость финансов  вызывается объективными обстоятельствами - потребностями общественного развития. Исторически первоначально выявилась  часть финансовых отношений, обусловленная  появлением государства, взявшего  на себя важные общественные  функции. Для содержания государственной  власти необходим специальный  фонд денежных средств, который  формируется за счет всех членов  общества.

4Финансы и кредит

В условиях товарного производства каждое предприятие функционирует  как относительно обособленная хозяйственная  единица, производящая и реализующая  товары. В связи с этим финансы  предприятий представляют собой  обособленное звено финансов государства. Однако все кругообороты фондов отдельных  предприятий взаимосвязаны, обусловливают  друг друга. Движение доходов происходит при посредстве денег. Циклический  характер производства предопределяет возникновение временно свободных  денежных средств у одних и  дефицит таких средств у других, т.е. создаются предпосылки для  их перераспределения между участниками  общественного воспроизводства. Но это распределение иного, не финансового  рода. Тем не менее, у финансов и  кредита общая экономическая  природа. Их основой являются товарно-денежные отношения, они выражают движение стоимости  в ее денежной форме, посредством  финансов и кредита формируются  и используются фонды денежных средств, в кругообороте фонда предприятия  собственные и кредитные деньги не персонифицируются.

И финансы и кредит выражают движение стоимости, с их помощью происходит перераспределение ВВП и НД в межтерриториальном и межотраслевом разрезах. В процессе функционирования финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства, предприятий, банков и т.д.

Рассмотрим взаимосвязь  между, финансами и кредитом применительно  к плате за кредит. Банк за предоставление ссуды взимает с заемщика плату  в виде процента. Источником процента за кредит в одних случаях выступает  прибыль, в других - расходы относятся  на себестоимость продукции. Но в конечном счете эти расходы сказываются на размере прибыли заемщика.

Значительная часть накоплений в народном хозяйстве выступает  в форме финансовых ресурсов, используемых через бюджет и другие звенья финансовой системы для расширения производства и прироста оборотных средств. Однако в таком порядке используются только те ресурсы, которые могут  быть изъяты у предприятия безвозмездно или на длительный срок. Наряду с  этим, у предприятий имеются другие денежные ресурсы, которые в данный момент не используются и могут быть использованы как кредитные ресурсы. Определенный удельный вес в кредитных  ресурсах составляют и бюджетные  средства.

Поскольку на каждом отдельном  предприятии кругооборот фондов начинается с кругооборота средств в денежной форме, то свободные денежные средства должны быть превращены в дополнительные фонды в денежной форме и направлены субъектам хозяйствования для расширения их основных фондов и пополнения оборотных средств.

Развитие кредита в  значительной мере определяется существующими  финансовыми отношениями. Так, например, размер кредитных ресурсов, направляемых в АПК, зависит от взаимоотношений  сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий с бюджетом через  механизмы налогообложения и  ценообразования. Потребность в  кредитах будет меньшей, если значительная часть чистого дохода будет оставаться в распоряжении хозяйств, а не изыматься  в бюджет, а также в том случае, если цены обеспечивают им возмещение понесенных затрат и нормальную норму  прибыли.

Таким образом, участвуя в  распределении созданного ВВП и  НД в денежной форме, финансы и  кредит дополняют друг друга. Функционирование финансов является основой для создания кредитных ресурсов, в то же время функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства.

Наличие общих черт у финансов и кредита не исключает различий между ними, что обусловлено их участием в распределительном процессе, их местом в системе производственных отношений.

Кредит продолжает распределение  стоимости, начатое ценой, заработной платой, финансами. Необходимость продолжения  распределения стоимости вызвана  появлением временно свободных средств  и задачами их вовлечения в кругооборот. Участие финансов и кредита в  распределении различное. Финансы  участвуют в первичном и вторичном  распределении стоимости, кредит только в перераспределении. Во-вторых, кредит - это возвратные средства, что означает двухстороннее движение стоимости  от кредитора к заемщику и обратно. Для финансов характерно одностороннее  движение стоимости. В-третьих, есть различия в источниках формирования финансовых и кредитных ресурсов. Финансовые ресурсы отражают процесс образования, распределения и использования  ВВП и НД в стоимостном выражении. В этот процесс, наряду с собственными средствами субъектов хозяйствования вовлекаются привлеченные, в том  числе кредит. В-четвертых, кредитные  ресурсы отражают движение не всех, а только временно свободных финансовых ресурсов и доходов населения. И  наконец, движение финансовых ресурсов сопровождается сменой собственника, кредит не предполагает такой смены, так как кредитор остается собственником  средств, переданных на время в пользование  заемщика. 

 

Финансы и цена

В достижении высоких конечных народнохозяйственных результатов, обеспечении  сбалансированности экономики, усилении действенности экономических рычагов  и стимулов важное значение имеет согласованность финансовой и ценовой политики государства. Для этого необходимо выяснить особенности взаимодействия цен и финансов и определить области преимущественного использования каждого экономического инструмента. Цена есть основа и начало распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости. Финансы такой всеобъемлемостью не обладают.

Цена предопределяет всю  совокупность макроэкономических показателей, так как государство и рынок "просчитывают" ВВП, НД, прибыль, добавленную  стоимость в стоимостном выражении, а цена, как известно, есть денежное выражение стоимости. Цена позволяет  количественно определить размер финансовых ресурсов, так как одним из элементов  цены является чистый доход, являющийся объектом финансового распределения. Если через цены происходит первичное  распределение стоимости ВВП, то через финансы происходит распределение  части стоимости ВВП: чистого  дохода. Однако и совокупность распределительных  и перераспределительных отношений, присущих финансам, так же реализуется через цену и ее структурообразующие элементы: налоги, амортизацию, начисления на заработную плату, страхование, находящие выражение в себестоимости и прибыли. Таким образом, механизм ценообразования объективно включается в систему финансовых отношений как форма их проявления.

Под влиянием цен происходит в основном формирование стоимостных  пропорций первичного распределения  ВВП и НД. Вместе с тем через  механизм отклонения цен товаров  от их стоимости цены используются и для перераспределения НД. Однако их влияние на процессы перераспределения  ограниченно, поскольку зависит  от реализации товаров. Поэтому финансы  являются более универсальным и  гибким средством перераспределения, чем цены, поскольку на их основе осуществляется безвозмездное перераспределение  ресурсов из одного звена хозяйственной  системы в другое.

Теснейшая взаимосвязь финансов и цены предопределяет зависимость  размера финансовых ресурсов от ценового механизма, однако и финансы способны оказывать на цены определенное воздействие. Так, при уменьшении или увеличении размера налоговых ставок происходит соответствующая корректировка цены. Возьмем банальный пример. В цене на водку 80 процентов составляет акциз. Значит, путем изменения ставки можно воздействовать на цену водки. От цены зависит реализация этого любимого народом напитка, а следовательно, и доходы государства.

Цена и финансы являются важнейшими инструментами регулирования  экономики. Во многих странах государство  компенсирует производителям потери в  связи со своим вмешательством в  ценообразование. Интересен в этом отношении опыт США, где с помощью государственного регулирования цен, займов и бюджетных ассигнования поддерживается стабильность сельскохозяйственного сектора и вместе с рынком достигается сбалансированность спроса и предложения на зерно и хлопок.

Министерство сельского  хозяйства США разрабатывает  на каждый год программу. В ней  указана цена на зерно, которую министерство готово уплатить фермерам. Фермеры  решают, участвовать или не участвовать  в программе. Фермер, согласившийся  участвовать в программе, получает от министерства как займ всю стоимость будущего урожая по указанной цене. Если осенью рыночные цены окажутся выше цен программы, фермер может продать зерно на рынке, выплатить займ с процентами. Если рыночные цены которых часть доходов населения привлекается в порядке распределения и перераспределения для формирования финансовых ресурсов государства. Конкретными формами привлечения доходов населения выступают налоги с населения, платежи обязательного и добровольного страхования; некоторые другие каналы мобилизации средств населения.

Таким образом, платежи населения  в финансовую систему оказывают  влияние на доходы населения, величину его платежеспособного спроса, с  одной стороны, и на доходы бюджета - с другой.

Имея определенные схожие родовые признаки, финансы и заработная плата вместе с тем существенно  различаются. Во-первых, заработная плата  является источником формирования индивидуальных денежных фондов, финансы - государственных  денежных фондов. Во-вторых, сфера действия финансов в распределительных отношениях шире, чем заработной платы. В-третьих, заработная плата привязана к  количеству и качеству труда, финансы  такой предопределенности не имеют. В-четвертых, заработная плата участвует  в воспроизводстве индивидуальной рабочей силы, посредством же финансов осуществляется воспроизводство рабочей  силы в общегосударственном масштабе.  

 

Финансы и экономические  законы

Для понимания сущности финансов и возможностей их использования  как инструмента воздействия  на экономику необходимо проанализировать их взаимоотношения не только с другими  распределительными категориями, но и  с экономическими законами.

Экономические законы определяются как необходимые, устойчивые, повторяющиеся  причинно-следственные связи, внутренне  присущие экономическим отношениям. Финансы, как уже было выяснено, являются распределительной категорией, участвующей  в процессе общественного воспроизводства, т.е. есть все основания, исходя из этой посылки, говорить о взаимосвязи  финансов и экономических законов. Но при этом следует сразу отметить, что финансы отражают более широкий  круг отношений, чем экономические  законы, в которых воплощены наиболее существенные черты производственных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Финансы"