Шпаргалка по предмету "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Финансы".

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 83.35 Кб (Скачать файл)

Прежде чем перейти  к характеристике взаимоотношений  финансов с экономическими законами, представляется необходимым сделать  следующее замечание. Социалистическая экономическая наука содержала указания на следующие, присущие социалистической формации экономические законы: основной экономический закон; закон планомерного, пропорционального развития; закон стоимости; закон распределения по труду; закон денежного обращения. Из приведенного перечня экономических законов два - закон стоимости и закон денежного обращения являются общеинформационными законами. Поэтому остановимся именно на связи финансов с указанными законами.

Закон стоимости выражает основные устойчивые денежно-ценовые  взаимосвязи, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения  и потребления ВВП. Поскольку  финансовые отношения представляют собой систему денежных отношений, то можно считать, что закон стоимости  в обобщающем виде характеризует  закономерности финансовых отношений.

Закон стоимости определяет общественно необходимые затраты  на производство продукции и в  соответствии с этим деление стоимости  на с, v и т. Это означает, что он действует не извне, т.е. не из сферы обращения, а в самом производстве, в процессе которого происходит соединение средств труда и рабочей силы, перенос стоимости и создание новой стоимости.

Главная функция закона стоимости  состоит в обеспечении обмена продукции. Эта функция реализуется  через механизм ценообразования. От того, насколько полно цены учитывают  затраты труда и потребительскую  стоимость товара, во многом зависит  проявление главной функции закона стоимости и надежность финансовых показателей, т.е. возможность использования  прибыли и других финансовых измерителей  для оценки результатов хозяйственной  деятельности предприятий.

В системе финансовых отношений  находит воплощение один из важнейших  принципов действия закона стоимости - эквивалентность обмена. На уровне отдельного предприятия она выражается в достижении необходимой рентабельности производства, а также установлении связи между конечными результатами и размерами средств, выделяемых на расширение производства.

Эквивалентность предъявляет  также определение требования и  к бюджетным отношениям, являющимся частью финансовых отношений. Бюджетные  ассигнования на развитие производственной сферы подчиняются тем же законам, что и собственные средства: они  возмещаются через кругооборот  основных доходов и обеспечивают определенную рентабельность.

Закон стоимости диктует  необходимость соблюдения определенных соотношений при распределении  фонда потребления. Из закона стоимости  вытекает целесообразность ограничения  предоставления дотаций, потому что  в масштабах всего общества это  обязательно связано с предварительным  получением из производственной сферы  или из других источников соответствующих  средств. Дотации, устанавливаемые  по товарам, создаваемым в производственной сфере, свидетельствуют о том, что  часть затрат не учтена и не нашла  отражения в ценах конечной реализации этих товаров. В результате в процессе потребления этих товаров не принимается  во внимание их реальная стоимость. Возникает  необоснованная дешевизна, что ведет  к отрыву спроса и потребления  этих товаров от достигнутого объема их производства.

В наиболее синтетическом, количественно  определенном виде действие закона стоимости  проявляется в объеме и источниках роста финансовых ресурсов как у государства, так и у субъектов хозяйствования.

Тесные взаимосвязи существуют между законом стоимости и  законом денежного обращения. Они, в свою очередь, предопределяют основные взаимоотношения денежного обращения  с финансами. Весь процесс производства, распределения и перераспределения  ВВП и НД опосредуется движением  денег, которые выполняют функции  меры стоимости, средства обращения, средства платежа, накопления, сбережения, мировых  денег.

Закон денежного обращения  в обобщающем виде в соответствии с функциями денег определяет их качество, необходимое для оборота  ВВП и его отдельных частей. Из этого закона следуют определенные количественные соотношения между  стоимостью ВВП и совокупной денежной массой. При нарушении этих соотношений  происходит обесценение денег, и  они не могут в полной мере выполнять  свою функцию меры стоимости, что осложняет возможности их использования для регулирования народного хозяйства.

Для обеспечения стабильности финансовых отношений особое значение имеет то, что закон денежного  обращения определяет экономически целесообразные пределы денежной эмиссии  и в случае выхода за эти рамки  эмиссия превращается из фактора, способствующего  перераспределению НД и финансовому  обеспечению экономики, в фактор, снижающий реальную покупательную  способность денег.

Таким образом, взаимосвязь  финансов с денежным обращением следует  рассматривать в том смысле, что  закон денежного обращения как  бы подытоживает действие всех других экономических законов и закона стоимости. Это обусловлено тем, что основным объектом действия экономических  законов является ВВП и все  законы в той или иной мере связаны  с его движением в денежной форме.

Соблюдение требований этого  закона обеспечивает более полное проявление функций денег, ведь сумма денег, находящихся на счетах предприятий, в известной мере, наряду с показателями прибыли, рентабельности, характеризует  его успехи в хозяйственной и  финансовой деятельности.

В этой связи следует учитывать, что в определенных пределах существует известная альтернативность в механизме  использования экономических законов  и таких рычагов, как деньги, финансы, кредит. Опыт показывает, что все  они используются для решения  экономических и социальных задач. Однако на каждом конкретном этапе  приоритет может отдаваться тому или иному методу. Государственное  регулирование экономики предполагает грамотное использование законов  и рычагов с учетов их взаимосвязи  и адресного использования.

 

Финансы и право

Вопрос о соотношении  финансов и права есть частный  вопрос общей проблемы соотношения  базиса и надстройки или объектных  экономических явлений и закономерностей  с субъективной деятельностью людей.

Экономический базис государства  существует объективно, независимо от воли и сознания людей, однако они  активно воздействуют на экономику. Конкретное проявление этого взаимодействия проявляется в том, что многие экономические отношения в той  или иной мере регламентируются государством, закрепляются в правовых нормах.

Наиболее существенные стороны  экономических отношений закрепляются в Основном законе государства. Достаточно вспомнить принятые в республике законы о разгосударствлении и приватизации, о банках и банковской деятельности и некоторые другие для того, чтобы  стало ясно их фундаментальное значение для развития экономических отношений  и возникновения новых. Право  имеет свойство не только закреплять уже сложившиеся отношения, но и  вызывать новые, к которым законодатель сознательно стремится. Таким образом, право "не выдумывает" экономические  категории, а придает активным экономическим  отношениям и процессам нормативную  форму.

Финансы как экономическая  категория выражают объективные  экономические отношения в области  распределения и перераспределения  ВВП и НД. Распределение происходит в результате деятельности государственных  органов. Поясним это на следующем  примере. Что представляет собой  такое финансовое отношение, как  уплата налога на прибыль, если отбросить  все, что регламентировано государством: плательщиков, ставку, порядок исчисления, сроки уплаты, льготы.

Осталась лишь необходимость  в изъятии частичного дохода предприятия  для финансирования государственных  расходов. Без государства эта  необходимость никогда не материализуется.

Рассмотрим финансы с  точки зрения влияния на них субъективного  фактора. Финансы как элемент  экономических отношений меняются в зависимости от хозяйственной  конъюнктуры, положения государства как хозяйствующего субъекта. Причем нормальное функционирование экономики предполагает наличие соответствующего финансового механизма, значит последний должен "подстраиваться" под экономику.

В успешном разрешении этого  противоречия исключительно важная роль принадлежит государству, которое  на основании познания экономических  законов и в соответствии с  их требованиями, используя правовые институты, меняет в той или иной степени правовую форму финансовых отношений. Следовательно, государство  и право выступают как субъективные факторы совершенствования форм объективных финансовых отношений.

История становления и  развития финансов изобилует массой примеров разрешения государством противоречий между базисом и надстройкой  посредством совершенствования  форм финансовых отношения. Правда, известны и примеры, когда некоторые формы  финансовых отношений, сыгравшие положительную  роль в определенный период, становились  тормозом развития экономики. Из истории  развития финансов известны и такие  факты, когда при установлении определенных правовых форм финансовых отношений  недоучитывались требования экономических  законов.

По отношению к государственным  финансам их государственно-правовая форма, таким образом, не должна вызывать каких-либо возражений. Сложнее обстоит  дело в доказательстве наличия такой  формы применительно к финансам предприятий. В сфере хозяйственной  деятельности предприятий объективно присутствуют такие стоимостные  категории, как прибыль, амортизация  и др. которые сами по себе финансовыми  категориями не являются. Но в условиях, когда государство выступает  субъектом хозяйства, оно, руководствуясь экономическими законами, сознательно  организует их рациональное использование  при формировании и использовании  децентрализованных денежных фондов.

Естественно, что это предполагает необходимость придания этим категориям регламентированного характера, в  связи с чем прибыль, амортизация и т.п. приобретают специфические черты финансовых категорий и финансовых отношений, связанных с регулированием государством формирования и использования определенных денежных фондов.

Следовательно, признавая  финансы особым видом экономических  отношений, при анализе их сущности нельзя абстрагироваться от государства. Влияние государства на все стороны  общественной жизни несомненно. Но в то же время не следует бросаться в другую крайность, утверждая, что государство регламентирует все денежные отношения. Указание на регламентированный характер денежных отношений позволяет отделить финансы от денежных отношений, которые к ним не относятся, но отнюдь не от других экономических категорий.

5Функции финансов

  1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

6 Финансовые отношения  можно разделить на следующие  основные группы: 
1. Отношения с другими самостоятельно хозяйствующими субъектами различных форм собственности, возникшими с целью образования и распределения выручки и осуществления внереализационных операций, включая. 
2. Отношения самостоятельно хозяйствующих субъектов и физических лиц через акции, облигации и другие ценные бумаги. 
3. Отношения предприятия как юридического лица и персонала. 
4. Отношения, основанные на трудовых отношениях, внутри предприятия. 
5. Отношения головного предприятия (холдинга) с его дочерними предприятиями и филиалами. 
6. Отношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами, а также фискальными (налоговыми) органами при уплате налогов и обязательных сборов. 
7. Отношения предприятия с финансово-кредитными учреждениями (банками, инвестиционными компаниями, фондами).

Финансовые ресурсы — это совокупность всех норм , которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

8 Финансовая система - форма организации денежных отношений  между всеми субъектами воспроизводственного  процесса по распределению и  перераспределению совокупного  общественного продукта.

Финансовая система также  подразделяется на четыре подсистемы:

  1. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)
  2. Финансы домашних хозяйств
  3. Государственные финансы
  4. Муниципальные финансы

Хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ейдоход[1]; юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени, осуществляющее экономические, хозяйственные операции

Финансы домашних хозяйств — совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства.

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Финансы"