Система контроля исполнения бюджета предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 11:11, реферат

Описание работы

В рыночных условиях, характеризующихся высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предполагает значительный спектр объемов плановой и контрольной работы. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обуславливают новые требования к системе внутреннего контроля компании. В современных условиях внутренний контроль компании должен присутствовать на всех уровнях управления. Практически эффективная система внутреннего контроля – это гарантия успешной деятельности компании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I
МЕСТО КОНТРОЛЛИНГА В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4

ГЛАВА II
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИИ. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

Реферат

по предмету «Планирование и бюджетирование на предприятии»

 на тему

«Система контроля исполнения бюджета предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009 г.ЛИТЕРАТУРА                                                                                                                 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В современных условиях любая компания функционирует в жестких условиях конкурентной среды. Ее деятельность должна быть направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами, что обеспечивается в известной мере эффективной организацией системы контроля в компании.

Система внутреннего контроля компании должна ориентироваться на обеспечение  следующих основных параметров эффективности  функционирования в современных  условиях: на устойчивое положение  компании на рынках; на своевременную  адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней среде (рыночной конъюнктуре).

В рыночных условиях, характеризующихся  высокой неопределенностью и  нестабильностью внешней среды, эффективное управление предполагает значительный спектр объемов плановой и контрольной работы. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обуславливают новые требования к системе внутреннего контроля компании. В современных условиях внутренний контроль компании должен присутствовать на всех уровнях управления. Практически эффективная система внутреннего контроля – это гарантия успешной деятельности компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.   Место контроллинга в производственно-хозяйственной  деятельности предприятия.

Основой системы внутреннего контроля является информационное обеспечение  контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные).

Ключевой для системы внутреннего  контроля является информация о степени  управляемости объекта контроля, т.е. информационная прозрачность данного  объекта для возможности принятия эффективных управленческих решений (управления объектом). Качество информации в системе внутреннего контроля определяется по таким критериям, как достаточность, достоверность, своевременность, аналитичность.

Процедуры контроля – составной элемент технологических процедур управления, технологии управления в целом. Отсутствие единого описания процедур влечет несогласованность действий отдельных работников и целых подразделений. Процедуры контроля определяют также порядок и последовательность работ в плановой ситуации и при возникновении отклонения или конфликта во взаимоотношениях работников.

Условия работы механизма внутреннего  контроля определяются:

- принятым компанией курсом  действий (ее ориентиры), целями, стратегией;

- масштабом деятельности компании;

- определением и документальным  закреплением процедур контроля;

- реакцией руководителей соответствующих  уровней на выявленные в результате  контроля отклонения, своевременностью  принятия ими решений по данным  отклонениям;

- налаженностью системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления;

- наличием систем бюджетного  управления (бюджетирования), бизнес-планирования, подготовки финансовой отчетности  для внешних и внутренних пользователей;

- внешними влияниями - уровнем развития экономики, экономической и политической устойчивостью рынка, развитием законодательной базы рыночного типа, налоговой политикой государства и т.д.;

- соблюдением действующего законодательства  и работой с внешними системами  контроля;

- договорной дисциплиной;

- неопределенностью и риском  деятельности компании.

Система внутреннего  контроля – это основа функционирования управленческой информационной системы, т.е. системы обработки и интеграции разнообразной внутренней и внешней информации, необходимой для принятия решений на всех уровнях управления компаний.

Основные цели функционирования системы внутреннего контроля:

- сохранение и эффективное использование  разнообразных ресурсов и потенциалов  компании;

- своевременная адаптация к  изменениям во внутренней и внешней среде;

- обеспечение эффективного функционирования  компании и ее устойчивости  и максимального развития в  условиях многоплановой конкуренции.

Функционирование системы внутреннего  контроля призвано сводить к минимуму различного рода риски в деятельности компании. Достижение целей системы внутреннего контроля обеспечивается реализацией задач, в которых от взаимосвязи и взаимодействия различных ее элементов требуется достичь конкретных показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития компании.

Основные задачи системы  внутреннего контроля заключаются в достижении следующих показателей эффективности управления:

- соответствия деятельности компании  принятому курсу действий и  стратегии;

- устойчивости компании с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;

- сохранности ресурсов и потенциалов  компании;

- уровня полноты и точности  первичных документов и качества  первичной информации для успешного  руководства и принятия эффективных  управленческих решений;

- рационального и экономного использования всех видов ресурсов;

- соблюдения работниками компании  установленных администрацией требований, правил и процедур;

- соблюдения требований федеральных  законов и подзаконных актов  РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

Эти и многие другие задачи обусловливают  создание в компании эффективной  системы внутреннего контроля. Кроме  того, организация внутреннего контроля позволяет снизить издержки на внешний  аудит.

Организация системы  внутреннего контроля находится под воздействием многих факторов, назовем основные:

- отношение руководства к внутреннему  контролю (т.е. насколько правильно  понимает руководство роль внутреннего  контроля в управлении компанией);

- внешние условия функционирования  компании, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности;

- количество и региональная  неоднородность (разветвленность) месторасположения  ее обособленных подразделений  или дочерних компаний;

- стратегические установки, цели  и задачи;

- степень механизации и компьютеризации деятельности;

- ресурсное обеспечение;

- уровень компетентности кадрового  состава.

Организация эффективного внутреннего контроля – это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы:

1. Анализ и сопоставление определенных  для прежних условий хозяйствования целей функционирования компании, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.

 

2. Анализ эффективности существующей  структуры управления, ее корректировка. Должны быть разработаны положения об организационной структуре, в которых описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функций, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же самое относится и к положениями о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.).

3. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволяет упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности информации для принятия управленческих решений.

Важнейшее место в  системе управления компанией занимает контроль стратегических решений. Имеется в виду выяснение того, в какой мере принятие решения приводит к достижению целей компании. Практически речь идет о формировании современной контроллинг-системы управления.

Слово контроллинг произошло от английского «to control» –контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего реестр, проверочный список. Но по иронии судьбы в англоязычных источниках термин контроллинг практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин «managerial accounting» или «management accounting», а профессиональная организация контроллеров США – «Сontrollers Institute of America» в 1962 году была переименована в «Financial Executives Institute». Дословный перевод этих терминов как «управленческий учёт» не совсем корректен, хотя управленческий учет и составляет основу контроллинга.

Концепция контроллинга была разработана в 80-е годы как средство активного предотвращения кризисных ситуаций, приводящих предприятие к банкротству. Принципом этой концепции, получившей название «управление по отклонениям», является оперативное сравнение основных плановых (нормативных) и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на предприятии с целью воздействия на узловые факторы нормализации деятельности.

 

Контроллинг представляет собой совокупность методов оперативного и стратегического управления: учета, планирования, анализа и контроля, объединяемых на качественно новом этапе развития  рыночных отношений в единую систему, функционирование которой подчинено определенной цели.

Кроме того, как и любое явление, система или метод, контроллинг появляется в настоящее время в теории и практике управления предприятием не вдруг, а под влиянием многих причин и факторов, к которым можно отнести усложнение ориентации предприятия на рынке вследствие роста конкуренции, социальная направленность современной рыночной экономики, неблагоприятная экологическая ситуация и т.п., явно действуют, они на лицо, а другие факторы предстоит в будущем еще выявлять, изучать и учитывать их влияние.

Составные части (виды контроля) контроллинга включают в себя: административный, технологический контроль, ревизия, функциональный, комплексный и системный аудит.

Административный контроль – это проверка процессов и явлений и постоянное наблюдение за ними в целях фиксирования текущих состояний и отклонений от установленных администрацией значений для обеспечения достижения организацией своих целей.

  Технологический контроль – это операция, являющаяся неотъемлемой частью технологического процесса (производственного или управленческого). Синонимы технологического контроля – операционный контроль, специальная приемка продукции и управленческий контроль использования ресурсов.

Ревизия – это документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности организации или должностного лица с целью определения правильности и законности их действий. Ревизия обычно проводится по заданию правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, вышестоящих ведомств или собственника организации. При плановой ревизии проверяются документы на соблюдение финансовой дисциплины, правильность постановки бухгалтерского учета, достоверность и законность совершения операций в целом. Ревизия по инициативе правоохранительных и вышестоящих органов обычно связана с установлением и проверкой фактов экономических или правовых преступлений в организации.

Аудит – это документальная проверка данных в соответствующей профессиональной деятельности, устанавливающая уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам.

 

Приведенные определения видов  контроллинга содержат некоторые элементы неопределенности в их различии..

Пассивный контроллинг характеризуется периодическими действиями специалистов или руководителей по анализу текущей информации о функционировании системы производства и управления организации (процесс активизируется в исключительных случаях).

Активный контроллинг характеризуется непрерывным контрольным процессом обеспечения достижения целей организации. При неудовлетворительной оценке контролируемого процесса или явления должно разрабатываться решение, направленное в первую очередь  на изменение организационной системы, во вторую очередь– на корректировку методики контроллинга и в третью очередь– на изменение критериев.

Пассивному контоллингу соответствуют  ревизия и аудит, активному –  административный и технологический контроль.

Концептуальная схема контроллинг-системы  управления ориентирована на установление контроля за достижением как стратегических целей (стратегический контроллинг), так  и тактических целей (текущий, оперативный  контроллинг) деятельности корпораций.

Стратегический контроллинг должен обеспечить выживаемость предприятия, отслеживание намеченных целей развития и достижение долгосрочного устойчивого  преимущества перед конкурентами.

Информация о работе Система контроля исполнения бюджета предприятия