Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
характеристика функций и моделей социальной политики;
выявление основных направлений социальной политики в России;
исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальная политика государства……………………………………..5
1.1 Сущность социальной политики, ее направления и функции……………..5
Глава 2. Особенности социальной политики в России…………………………9
2.1 Основные направления социальной политики в России…………………..9
2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения…………….19
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 64.02 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Кемеровский государственный университет» в г.Прокопьевске

(ПФ КемГУ)

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

 

Курсовая работа

 

по  дисциплине «Финансы»

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

Работа  защищена

«____» __________20___г.

с оценкой ______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевск 2012г.

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Социальная политика государства……………………………………..5

1.1 Сущность  социальной политики, ее направления  и функции……………..5

Глава 2. Особенности  социальной политики в России…………………………9

2.1 Основные  направления социальной политики  в России…………………..9

2.2 Проблемы  социальной политики России и  пути их решения…………….19

Заключение………………………………………………………………………28

Список  использованных источников…………………………………………30

 

Введение

В настоящее  время медленно снижается численность  людей с доходами ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность  на рынке труда, растет задолженность  по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, имеет место  проблема с демографической ситуацией  в стране, так как население  Российской Федерации сокращается, существует проблема обеспечения населения  жильем и повышения потребительских  качеств жилой среды, снижается  доступность бесплатной медицинской помощи и качество оказываемых услуг, количество безработных с каждым днем увеличивается, система образования страны близка к состоянию общей стагнации, качество жизни россиян находится на низком уровне. Таким образом, социальная политика в России не эффективна.

Все это  делает актуальным и необходимым  изучение социальной политики, особенно сейчас, в период экономического кризиса, и требует принятия адекватных мер  путем реформирования общественной жизни, проведением эффективной  социальной политики государства. Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает  не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп  и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов  личности и общества, гарантирующих  защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит  социальной политике государства и  всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Целью курсовой работы является выявление проблем  реализации социальной политики РФ и  разработка рекомендаций по их устранению.

Поставленная  цель предопределила необходимость  решения следующих задач:

  • изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
  • характеристика функций и моделей социальной политики;
  • выявление основных направлений социальной политики в России;
  • исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения;

Объектом  нашего исследования является система  социальной политики государства. Предмет  же – это особенности социальной политики, основные направления, механизмы  ее реализации в России.

В первой главе данной работы мы займемся решением первых двух выдвинутых нами задач, то есть рассмотрим понятие и сущность социальной политики, а также определим  ее функции и модели. Тогда как  вторая глава будет посвящена  решению остальных задач данной работы, а именно рассмотрению основных направлений социальной политики в  России, исследованию проблем социальной политики России и возможных путей  их решения.

Следует также добавить, что степень проработанности  данной темы в отечественной и  зарубежной науке довольно высока. Большая часть российских работ  строится исключительно на опыте  западных ученых, где данную проблему начали исследовать намного раньше. Можно утверждать, что отечественный  опыт изучения системы социальной политики неразрывно связан с зарубежным опытом, а поэтому их разделение не представляется возможным.

 

Глава 1. Социальная политика государства

 

1.1 Сущность социальной  политики, ее направления и функции

 

Учитывая то, что решение задач  социальной политики зависит от состояния  дел в общественном производстве, приоритетной целью государственной  социальной политики является обеспечение  необходимых темпов экономического роста. Прогрессивная социальная политика всегда направлена на поддержание экономической  стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.


Конечной  целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей людей, а задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального  и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом  в данный момент благ. Дело в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и  т.д.) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются  в заботе со стороны семьи, государства. Государство должно поддерживать существование  безработных.

Важным  направлением социальной политики государства  выступает обеспечение условий  для нормальной занятости населения. Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы потенциальную  возможность трудиться. Для этого  необходимо не только создавать рабочие  места, но и развивать образование, здравоохранение, создавать систему  подготовки и переподготовки работников.

Одним из направлений социальной политики выступает  устранение или нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконтрольности по отношению к развитию теневой экономики.

Социальная  политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение  ресурсного потенциала для осуществления  социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, создаются условия  для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал  для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту  образования, квалификации работников, созданию условий для здорового  образа жизни.

Следующим принципом можно назвать принцип  всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными  мероприятиями всех социально-демографических  слоев и групп населения. Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать  на происходящие изменения в экономической  и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий  переходной экономики, где неизбежны  кризисные явления, инфляция, рост безработицы  и как следствие - резкое падение  уровня жизни и социальные потрясения в обществе.

Функции социальной политики.

Можно назвать  множество функций, но основополагающими  следует выделить следующие:

  • формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества;
  • стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников;
  • обеспечение социальной защищенности всех членов общества;
  • согласование личных, коллективных и общественных интересов;
  • учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ;
  • развитие социальной инфраструктуры общества.

Формирование  рациональной структуры доходов  и потребностей общества предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени; создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию; формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период с тем, чтобы  заложить их в обозначаемую цель развития производства.

Стимулирование  мотивационных принципов активизации  трудовой деятельности работников направлено на побуждение работников к росту  производства, обеспечение ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства. Все источники  доходов, размер и направления поступлений  и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, понятными  каждому работнику и потребителю  общественных благ.

Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг  должен решить главную задачу - обеспечение  минимального прожиточного минимума всему  населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифференцироваться в  зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются  соответствующими правовыми нормами  и государственными службами и учреждениями.

Согласование  личных, коллективных и общественных интересов учитывает в первую очередь не первоочередность решения  тех или иных интересов, как это  предполагалось социализмом, а участие  всех субъектов хозяйствования в  их реализации. Степень такого участия  определяется каждой национальной экономикой отдельно. Так, американская рыночная модель предусматривает наибольшую активность домохозяев в решении  своих не только экономических, но и  социальных проблем. Японская модель рынка  в решение социальных проблем  активно включает фирмы. Здесь действует принцип корпоративизма. Для шведской модели типичен приоритет государства в налаживании социального партнерства и обеспечении социальных гарантий. Что касается модели китайского рыночного социализма,, здесь активно сотрудничают общественный и коллективный интересы, а через них оказывается содействие личному фактору (труду) в решений социальных проблем жизни общества.

Учет  доли каждого работника в создании и распределении общественных благ реализуется в разных системах по-разному. Социализм здесь провозгласил принцип  распределения по количеству и качеству труда. Он базируется на теории трудовой стоимости и провозглашает: создающий  своим трудом большую стоимость  должен получать больший доход, большую  долю от общественного дохода. На практике этот принцип не реализовался, а  насаждалось уравнительное распределение (для работников, но не управленческого  персонала). В рыночных структурах учет доли каждого ведется от ресурсного обеспечения производства или общественно  полезных действий. Учитывается роль фактора производства и через  механизм рынка определяется долевое  участие в распределении благ.

Развитие  социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимает создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы услуг и т.д.

Для социальной политики характерен разноуровневый подход. В рыночных условиях большое будущее связано с деятельностью фирм, корпораций, благотворительных организаций. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран и регионов земного шара.

Глава 2. Особенности социальной политики в России

 

2.1 Основные направления социальной  политики в России

 

В силу целого ряда причин, на начальном этапе  радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики  и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с  резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке  труда, ухудшилась демографическая  ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность  жизни [4, C.76]. Согласно оценке Федерации европейских работодателей, по уровню заработной платы работников Россия замыкает в Европе четвертый десяток стран (оценка дана по состоянию на февраль 2004г.). Неудивительно, что в стране сформировался устойчивый слой «новых бедных», т.е. тех граждан, которые даже при наличии постоянной работы имеют доходы ниже необходимых для нормального существования.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления  для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной  системы социальной защиты. Государство  должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения [1, C.4-5].

Основными направлениями социальной политики России являются:

I. Политика  в области улучшения жилищных  условий.

В России обеспечение населения  жильем и повышение потребительских  качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем – достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и Соединенных Штатах: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.

Информация о работе Социальная политика государства