Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
характеристика функций и моделей социальной политики;
выявление основных направлений социальной политики в России;
исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальная политика государства……………………………………..5
1.1 Сущность социальной политики, ее направления и функции……………..5
Глава 2. Особенности социальной политики в России…………………………9
2.1 Основные направления социальной политики в России…………………..9
2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения…………….19
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 64.02 Кб (Скачать файл)

Не менее 15% населения страны ютится в жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных  – по отечественным меркам –  жилищных условиях, то есть в отдельном  доме или квартире со всеми коммунальными  удобствами, из расчета 18 м2 на человека, проживает четверть населения России.

Национальный проект «Доступное и  комфортное жилье – гражданам  России» во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные  кредиты и приобретать квартиры. Увы, в нынешних условиях большинство  граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять ее не смогут. Многие банки  прекратили выдавать кредиты или  изменили условия договоров, поскольку  наблюдается нестабильная ситуация на финансовых рынках и существует проблема низкой ликвидности [3].

По подсчетам специалистов [13], при  самых благоприятных для развития ипотеки обстоятельствах реально  использовать этот финансово-экономический  инструмент сможет не более 7-8% населения  России. Количество улучшивших свои жилищные условия с 2003 г. стремительно падает как следствие безудержного роста цен на недвижимость: в 2003 г. этот показатель равнялся 14%, в 2005 г. – 10%, в 2006 г. – 7%. В очереди на улучшение жилищных условий стоят 4,43 млн. семей (8,6%); время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15 - 20 лет. Количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. семей). Общая потребность в жилье составляет порядка 1,57 млрд. м2 (55% имеющегося фонда).

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При  этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии  самостоятельно с использованием кредита  либо с частичной помощью государства  приобрести жилье. Социологические  опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу  за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за недостатка сбережений не могут купить новый  дом или квартиру, и вынуждены  многие годы откладывать такую покупку.

II. Политика  в области регулирования пенсионного  обеспечения.

Доходы  Пенсионного Фонда России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом  на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей. Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей. Суммарные  доходы бюджета Фонда в 2009 году прогнозируются в сумме 3,3 трлн. рублей, суммарные  расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных  обязательств по выплате пенсий, пособий  и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.

В настоящее  время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит  от результатов труда конкретного  человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и  моложе).

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля. Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии будет повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный  минимум пенсионера в 1,33 раза и будет  составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет  величины прожиточного минимума –  это затронет 2,5 млн. россиян.

III. Политика  в области здравоохранения.

Тем не менее, социальное обслуживание и социальная помощь не оказывают существенного  влияние на общее материальное положение  пенсионеров. Пенсионеров становится всё больше, их количество возрастает на 600-700 тыс. в год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров  по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и  о качестве жизни в целом. Пенсионеры составляют значительную часть населения, вкладчиков и инвесторов. Государство  даже в своих интересах должно уделять внимание их социальному  самочувствию [9]. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, причем цены растут как на импортные лекарственные средства, так и на отечественные. Изменилась структура продаж в сторону более дешевых лекарственных средств, подешевел средний чек в аптеках, снизился покупательский спрос на изделия медицинского назначения, средства, улучшающие качество жизни, средства ухода и другие. До 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что за 2 года осуществить эту идею не удалось. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису [11].

В 2007 году было зарегистрировано 924,8 больных  с диагнозом, установленным впервые  в жизни на 1000 человек населения. Показатель младенческой смертности в  России за период январь – февраль 2009 года составил 8,2 на 1000 родившихся живыми. При этом снижение младенческой смертности произошло во всех федеральных округах. Все это стало результатом действия программы «Родовый сертификат», которой в настоящее время охвачено 92,7% женщин и новорожденных. В 2005 году, до введения сертификатов, показатель младенческой смертности составлял 11 на 1000 родившихся живыми [5].

IV. Политика  в области образования.

В 2008г. сократилось число дневных  общеобразовательных учреждений, что  в определенной степени связано  с сокращением численности детей  школьного возраста (по предварительным  данным, среднегодовая численность  детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась  на 4,7%), в то же время увеличилось  число гимназий и лицеев. Число  учреждений высшего профессионального  образования возросло в целом  на 26 единиц (на 2,3%). В 2008г. аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн. юношей и девушек (90,8% к уровню 2007г.), о среднем (полном) общем образовании - 1,0 млн. человек (86,8%).

Прием в государственные и муниципальные  средние профессиональные учебные  заведения сократился по сравнению  с 2007г. на 60,3 тыс. человек, или на 8,3%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в техникумах 190,4 тыс. студентов, или 28,4% от общего числа принятых (в 2007г. - 238,1 тыс., или 32,6%). Прием в государственные  и муниципальные ВУЗы в 2008г. сократился на 21,3 тыс. человек (на 1,5%) в основном за счет студентов, принятых на дневную  форму обучения, сокращение приема на которую составило 47,7 тыс. человек, или 6,7%. Численность принятых на заочную  форму обучения увеличилась на 29,8 тыс. студентов, или на 5,1%.

Прием на обучение в государственные  и муниципальные ВУЗы за счет бюджетов всех уровней составил 561,3 тыс. человек  и сократился по сравнению с 2007г. на 7,4 тыс. человек, или на 1,3%. Удельный вес принятых с полным возмещением  затрат на обучение остался на уровне 2007г. и составил 58,8% от общего числа  принятых. По результатам Единого  государственного экзамена (ЕГЭ) в государственные и муниципальные ВУЗы принято 566,0 тыс. человек, что превышает аналогичный прием 2007г. на 117,2 тыс. человек, или на 26,1%.

Платных образовательных услуг  населению в 2008г. было оказано по предварительным данным на 281,0 млрд. рублей, или на 1,3% больше, чем в 2007 году [6]. 28% семей платят за учебу  детей, внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения, оплачивающая те или иные образовательные  услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. В целом 60% семей, имеющих детей школьного  возраста полагают, что не смогут оплатить обучение детей в вузе.

Существующая на данный момент система  образования постепенно теряет свою эффективность. Увеличивается разрыв между различными уровнями системы, происходит отрыв теории от практики, растет количество выпускников, не работающих по специальности, а позиции российских вузов в международных рейтингах  постепенно падают [2].

V. Политика  в области регулирования уровня  безработицы и занятости.

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн. человек, или 53% от общей численности  населения страны. В численности  экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью  и 7,1 млн. человек - как безработные  с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного  занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую  неделю). В феврале 2009г. численность  экономически активного населения  была ниже, чем в ноябре 2008г., на 1,1 млн. человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением  численности занятого населения.

Численность безработных, в соответствии с методологией МОТ, в феврале 2009г. была на 1,8 млн. человек, или на треть  выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года. Уровень безработицы, исчисленный  как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2009г. составил 9,5% и был на 2,5-2,4 процентного пункта выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года. Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 2,9 млн. человек, или на 4,2%, по сравнению с февралем 2008г. - на 1,8 млн. человек, или на 2,6%. По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных мужчин увеличилась на 36,3%, безработных женщин - на 32,1%. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в феврале 2009г. составила 44,4%. Доля городских жителей среди безработных, по методологии МОТ, в феврале 2009г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 3,7 процентного пункта.

Безработица городского и сельского  населения характеризуется превышением  уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем  безработицы среди городских  жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза.

Средний возраст безработных в  феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных  мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%.

Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных  формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта  трудовой деятельности, сократилась  на 3,7 процентного пункта. В феврале 2009г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и  ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе [6].

Исходя  из данных таблицы (приложение А), можно  сказать, что рост зарегистрированной безработицы в период с октября 2008 по февраль 2009 очень высок, во всех областях превышает 100 %, больше всех пострадала Челябинская область. Среднемесячная номинальная зарплата, в регионах отличается значительно, также как и среднемесячный размер пособия по безработице, наибольшая зарплата в Свердловской области, а наименьшая - во Владимирской, причем разница между ними превышает прожиточный минимум. Отношение возможного размера пособия по безработице превышает установленный максимум в 4900 руб. и опять же, наибольший размер пособия в Свердловской области, наименьший – во Владимирской.

В регионах, столкнувшихся в последние месяцы со значительным ростом безработицы, ограничение  максимального размера пособия (4900 руб.) приводит к тому, что величина ежемесячных выплат безработным  оказывается в 1,5-2 раза ниже того уровня, который бы позволил поддерживать приемлемый уровень жизни для населения, не имеющего возможности трудоустроиться.

VI. Политика  в области регулирования доходов  населения.

Реальные располагаемые денежные доходы населения упали в январе 2009 года на 6, 7% по сравнению с январем 2008 года. Гораздо большее падение  продемонстрировала реальная величина заработной платы, скорректированная  на инфляцию – на 9,1% за этот же период.

Информация о работе Социальная политика государства