Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
характеристика функций и моделей социальной политики;
выявление основных направлений социальной политики в России;
исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальная политика государства……………………………………..5
1.1 Сущность социальной политики, ее направления и функции……………..5
Глава 2. Особенности социальной политики в России…………………………9
2.1 Основные направления социальной политики в России…………………..9
2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения…………….19
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………30
19 февраля Росстат сообщил, что
в январе 2008 года реальные доходы
населения выросли на 10,1% по сравнению
с январем 2007 года. В номинальном
сравнении доходы за этот же
срок повысились на 7,3% и составили
11 тысяч 430 рублей. Номинальная начисленная
заработная плата одного
В статистику реальных располагаемых денежных доходов Росстат включает льготы и субсидии, предоставляемые государством. А при учете реальной величины заработной платы закладывается средняя инфляция. С учетом индексации обязательные платежи тоже увеличиваются, при этом рост номинальных зарплат заморожен, скорее даже наблюдается их снижение. В долларовом выражении доходы населения упали еще больше: с учетом девальвации рубля, их снижение произошло примерно на 35%.
Генеральный директор Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) Владимир Андреенков отметил, что данные Росстата, как обычно, показывают среднюю температуру по больнице и не вполне отражают те противоречивые тенденции, которые идут в сфере оплаты труда в разных регионах и в различных слоях населения. Ведь существенный вклад в повышение среднего уровня зарплат вносит Москва, а также другие крупные города. Это ретуширует крайне низкий уровень доходов населения в большинстве регионов. Но основной причиной падения реальных доходов населения является огромная инфляция. Отчасти это падение, прежде всего в своих интересах, пытаются компенсировать работодатели, так как уже наметилась тенденция ухода зарплат в тень. В период кризиса наиболее явно проявляется «универсальный закон», согласно которому бедные становятся еще беднее, а богатые — богаче. Наиболее актуален сейчас вопрос о том, как будут меняться пропорции между слоями. По некоторым произведенным оценкам уже очевиден ряд тенденций. Так, произойдет значимое расширение бедности за счет людей оказавшихся полностью или частично «за бортом», сузится и средний класс, который достаточно быстро прирастал в последние годы. В те же время вряд ли произойдет существенное падение доходов и статусов высшего среднего класса [8].
По данным таблицы (приложение В), видно,
что реальные располагаемые доходы
населения значительно
По итогам
2008 г. количество людей, живущих за чертой
бедности, практически не сократилось.
Очевидно, что в условиях экономического
кризиса, сопровождающегося повышением
уровня безработицы и существенным
замедлением роста реальных доходов
населения, а в последние месяцы
– даже их падением, ситуация с бедностью
может только ухудшиться. Поэтому
прежние намерения
2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения
I. Среди основных проблем, накопившихся в жилищной сфере и требующих решения, особо острыми являются четыре группы проблем [10, C.63-65].
Во-первых, обострение ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве.
Эта проблема
возникла в связи с многолетним
недофинансированием
Системы
управления, ценообразования и
Во-вторых, проблема, связанная с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения.
Основной
причиной данного процесса являются
ограниченные возможности привлечения
прямых государственных, муниципальных
и частных инвестиций, недоступность
кредитных ресурсов. Существующая в
настоящее время система
В-третьих, проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
Действующим законодательством Российской Федерации определены некоторые категории граждан, обязательства по обеспечению жильем которых взяло на себя государство. Кроме того, в рамках реализации государственной политики в других сферах (демографической, миграционной и т.п.) возникают обязательства государства по содействию в улучшении жилищных условий иных категорий граждан (работники бюджетной сферы, молодые семьи, сельское население и т.д.). Принятие таких решений не всегда соответствует бюджетным возможностям государства, что снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия граждан к ним. При этом не сформированы единые принципы определения объема поддержки различных категорий граждан за счет бюджетных средств, а также механизмы реализации государственных обязательств.
В-четвертых, решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций.
Концепция
жилищной политики предполагает объединение
всех ее составляющих в единое целое
и конкретизирует основные направления
жилищной политики, определенные федеральной
целевой программой на 2002 - 2010 годы с
учетом особенностей развития жилищной
сферы в современных
Национальный
проект «Доступное и комфортное жилье
– гражданам России»
II. Проблемы, существующие в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем размеров пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений, а следовательно, возникает проблема качества жизни пенсионеров.
Эти проблемы возможно решить [14, C.273]:
во-первых, введением обязательных
страховых взносов для
во-вторых, предоставлением гарантий государственного пенсионного обеспечения отдельным категориям работников (как правило, выполняющих государственные функции);
в-третьих, созданием условий для развития негосударственных систем пенсионного обеспечения (негосударственных пенсионных фондов), взносы в которые также уплачиваются работниками или работодателями;
Во всех случаях создаются механизмы
гарантирования текущих пенсионных
выплат и, что особенно важно для
будущих пенсионеров –
- доступность бесплатной медицинской помощи;
- недостаточная
эффективность финансирования
- нехватка кадров;
- обеспечение лекарственными препаратами;
- качество оказываемых услуг.
В связи с существующими
1) повышение реальной
2) обеспечение
3) развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением на основе введения комплексного территориального планирования в здравоохранении и пересмотра механизмов управления страховыми фондами.
4) реформирование системы
• обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения;
• внедрение механизмов финансового планирования и механизмов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
• завершение перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств для здравоохранения и к страховому финансированию медицинских организаций;
• усиление государственного регулирования
платной медицинской помощи, оказываемой
в государственных и
5) проведение
реструктуризации сети
6) обеспечение хозяйственной
7) изменение подходов к
8) создание рациональной системы
государственных гарантий
9) развитие научных исследований
и технологических разработок
для улучшения качества
10) укрепление институтов защиты прав пациентов и медицинских работников.
Говоря
о программе развития здравоохранения
необходимо учитывать, что невозможно
развивать национальный проект "Здоровье"
без эффективной системы
IV. Существует ряд проблем, которые могут ввести систему образования РФ в состояние общей стагнации [2]:
1. Неопределенность
школьного образования. Она