Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
характеристика функций и моделей социальной политики;
выявление основных направлений социальной политики в России;
исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальная политика государства……………………………………..5
1.1 Сущность социальной политики, ее направления и функции……………..5
Глава 2. Особенности социальной политики в России…………………………9
2.1 Основные направления социальной политики в России…………………..9
2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения…………….19
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 64.02 Кб (Скачать файл)

19 февраля Росстат сообщил, что  в январе 2008 года реальные доходы  населения выросли на 10,1% по сравнению  с январем 2007 года. В номинальном  сравнении доходы за этот же  срок повысились на 7,3% и составили  11 тысяч 430 рублей. Номинальная начисленная  заработная плата одного работника  в январе 2009 года составила в  среднем по России 15 тысяч 200 рублей, что на 3,0% выше уровня января 2008 года и на 25% меньше, чем в декабре  2008 года. Реальная величина заработной  платы (скорректированная на инфляцию) упала в январе на 9,1% по сравнению с январем 2008 года и снизилась на 26,7% к минувшему декабрю. Однако, несмотря на падение доходов населения, оборот торговли в январе год к году вырос на 2,4% – до 1,07 трлн. рублей. В первые 11 месяцев 2008 года этот показатель колебался в пределах 10-18% в месяц, а в декабре темпы его прироста показали снижение до +4,8%.

В статистику реальных располагаемых  денежных доходов Росстат включает льготы и субсидии, предоставляемые  государством. А при учете реальной величины заработной платы закладывается  средняя инфляция. С учетом индексации обязательные платежи тоже увеличиваются, при этом рост номинальных зарплат  заморожен, скорее даже наблюдается  их снижение. В долларовом выражении  доходы населения упали еще больше: с учетом девальвации рубля, их снижение произошло примерно на 35%. 

Генеральный директор Института сравнительных  социальных исследований (ЦЕССИ) Владимир Андреенков отметил, что данные Росстата, как обычно, показывают среднюю температуру  по больнице и не вполне отражают те противоречивые тенденции, которые  идут в сфере оплаты труда в  разных регионах и в различных  слоях населения. Ведь существенный вклад в повышение среднего уровня зарплат вносит Москва, а также  другие крупные города. Это ретуширует крайне низкий уровень доходов населения  в большинстве регионов. Но основной причиной падения реальных доходов  населения является огромная инфляция. Отчасти это падение, прежде всего  в своих интересах, пытаются компенсировать работодатели, так как уже наметилась тенденция ухода зарплат в  тень. В период кризиса наиболее явно проявляется «универсальный закон», согласно которому бедные становятся еще беднее, а богатые — богаче. Наиболее актуален сейчас вопрос о  том, как будут меняться пропорции  между слоями. По некоторым произведенным  оценкам уже очевиден ряд тенденций. Так, произойдет значимое расширение бедности за счет людей оказавшихся полностью или частично «за бортом», сузится и средний класс, который достаточно быстро прирастал в последние годы. В те же время вряд ли произойдет существенное падение доходов и статусов высшего среднего класса [8].

По данным таблицы (приложение В), видно, что реальные располагаемые доходы населения значительно увеличились  в 2000 году, и именно с этого года начали возрастать более, чем на 100 %. Происходит постепенное увеличение среднедушевого денежного дохода, а численность населения с доходами ниже величины прожиточного уровня, как в количественном, так и в процентном соотношении ежегодно сокращается, к 2008 году более, чем в 2 раза.

По итогам 2008 г. количество людей, живущих за чертой бедности, практически не сократилось. Очевидно, что в условиях экономического кризиса, сопровождающегося повышением уровня безработицы и существенным замедлением роста реальных доходов  населения, а в последние месяцы – даже их падением, ситуация с бедностью  может только ухудшиться. Поэтому  прежние намерения правительства  добиться снижения уровня бедности до 10% к 2011 г. становятся нереалистичными [7].

 

2.2 Проблемы социальной  политики России и пути их  решения

 

I. Среди основных проблем, накопившихся в жилищной сфере и требующих решения, особо острыми являются четыре группы проблем [10, C.63-65].

Во-первых, обострение ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве.

Эта проблема возникла в связи с многолетним  недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищного  фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие существенно  увеличился износ жилого фонда и  коммунальных объектов, что привело  к увеличению объемов ветхого  и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание.

Системы управления, ценообразования и финансирования отрасли в современных социально - экономических условиях не обеспечивают не только развитие, но и стабилизацию существующего уровня обслуживания населения. Одновременно возросла доля собственных расходов населения  на оплату жилья и коммунальных услуг  в структуре семейных расходов.

Во-вторых, проблема, связанная с несоответствием  количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному  спросу населения.

Основной  причиной данного процесса являются ограниченные возможности привлечения  прямых государственных, муниципальных  и частных инвестиций, недоступность  кредитных ресурсов. Существующая в  настоящее время система градорегулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство. Стоимость нового жилья не соответствуют платежеспособному спросу потребителей.

В-третьих, проблема низкой доступности жилья  для граждан с низким и средним  уровнем дохода и связанная с  ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению  жильем определенных категорий граждан.

Действующим законодательством Российской Федерации  определены некоторые категории  граждан, обязательства по обеспечению  жильем которых взяло на себя государство. Кроме того, в рамках реализации государственной политики в других сферах (демографической, миграционной и т.п.) возникают обязательства  государства по содействию в улучшении  жилищных условий иных категорий  граждан (работники бюджетной сферы, молодые семьи, сельское население  и т.д.). Принятие таких решений  не всегда соответствует бюджетным  возможностям государства, что снижает  не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия граждан к ним. При этом не сформированы единые принципы определения объема поддержки различных категорий граждан за счет бюджетных средств, а также механизмы реализации государственных обязательств.

В-четвертых, решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций.

Концепция жилищной политики предполагает объединение  всех ее составляющих в единое целое  и конкретизирует основные направления  жилищной политики, определенные федеральной  целевой программой на 2002 - 2010 годы с  учетом особенностей развития жилищной сферы в современных экономических  условиях. С учетом этого могут  быть предложены следующие пути решения  жилищной проблемы:

  1. развитие сферы содержания и обслуживания жилищного фонда;
  2. реформирование сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования;
  3. развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;
  4. реализация обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Национальный  проект «Доступное и комфортное жилье  – гражданам России» ориентирует  на удвоение объемов жилищного строительства  к 2010 г., доведение их до 80 млн. м2 в год, что воспроизводит исторический максимум доперестроечных лет. При этом предполагается существенно снизить срок пребывания в очереди на улучшение жилищных условий.

II. Проблемы, существующие в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем размеров пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений, а следовательно, возникает проблема качества жизни пенсионеров.

Эти проблемы возможно решить [14, C.273]:

во-первых, введением обязательных страховых взносов для большинства  работодателей и самих работников на будущее пенсионное обеспечение  последних;

во-вторых, предоставлением гарантий государственного пенсионного обеспечения  отдельным категориям работников (как  правило, выполняющих государственные  функции);

в-третьих, созданием условий для  развития негосударственных систем пенсионного обеспечения (негосударственных  пенсионных фондов), взносы в которые  также уплачиваются работниками  или работодателями;

Во всех случаях создаются механизмы  гарантирования текущих пенсионных выплат и, что особенно важно для  будущих пенсионеров – сохранности  их пенсионных накоплений, в том  числе и в негосударственной  части пенсионной системы. Очевидно, что уровень таких гарантий должен превышать уровень гарантий по вкладам  населения в финансово-кредитных  учреждениях страны.

  1. В области здравоохранения можно выделить следующие проблемы:

- доступность  бесплатной медицинской помощи;

- недостаточная  эффективность финансирования здравоохранения;

- нехватка  кадров;

- обеспечение  лекарственными препаратами;

- качество  оказываемых услуг.

В связи с существующими проблемами предложены следующие пути решения [11]:

1) повышение реальной доступности  медицинской помощи для широких  слоев населения: создание правовых, экономических и организационных  условий для предоставления медицинских  услуг, виды, качество и объемы  которых соответствуют уровню  заболеваемости и запросам населения,  современному уровню медицинской  науки и технологии, а также  ресурсам, располагаемым государством  и гражданами.

2) обеспечение сбалансированности  объемов государственных гарантий  предоставления населению бесплатной  медицинской помощи с финансовыми  возможностями государства. 

3) развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением на основе введения комплексного территориального планирования в здравоохранении и пересмотра механизмов управления страховыми фондами.

4) реформирование системы финансирования  здравоохранения, включающее:

• обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения;

• внедрение механизмов финансового  планирования и механизмов оплаты медицинской  помощи, стимулирующих рост эффективности  использования ресурсов в здравоохранении;

• завершение перехода к преимущественно  страховой форме мобилизации  финансовых средств для здравоохранения и к страховому финансированию медицинских организаций;

• усиление государственного регулирования  платной медицинской помощи, оказываемой  в государственных и муниципальных  медицинских учреждениях;

  • постепенную легализацию соучастия населения в оплате медицинской помощи.

5) проведение  реструктуризации сети медицинских  организаций. 

6) обеспечение хозяйственной самостоятельности  государственных и муниципальных  медицинских учреждений и расширение  спектра организационно-правовых  форм медицинских организаций. 

7) изменение подходов к организации  и оплате труда медицинских  работников.

8) создание рациональной системы  государственных гарантий лекарственного  обеспечения населения. 

9) развитие научных исследований  и технологических разработок  для улучшения качества предоставляемых  медицинских услуг и лекарственных  средств. 

10) укрепление институтов защиты  прав пациентов и медицинских  работников.

Говоря  о программе развития здравоохранения  необходимо учитывать, что невозможно развивать национальный проект "Здоровье" без эффективной системы медицинского страхования, прежде всего работающего  населения. А это значит, что для  стабильных финансовых поступлений  в национальную систему здравоохранения  нужна высокая легальная заработная плата наемных работников. Пока же отсутствие страховых принципов  и понижение ставок социального  страхования при существующей регрессивной шкале приводит к проблемам, связанным  с сокращением государственных  выплат по больничным листам, с санаторно-курортным  лечением работающих и нуждающихся  категорий граждан, с детским  оздоровлением. Поэтому решить эти  вопросы без роста заработной платы как основы, на которой может  строиться социальная политика государства, реально невозможно.

IV. Существует ряд проблем, которые могут ввести систему образования РФ в состояние общей стагнации [2]:

1. Неопределенность  школьного образования. Она заключается  в отсутствии конкретного «образовательного  вектора». Школьника учат всему  понемногу, без определенной цели. При этом образование, которое  ребенку предлагают современные  российские школы, как правило,  носит сугубо теоретический характер, тогда как на данном этапе  становления личности человеку  требуются как раз практические  навыки.

Информация о работе Социальная политика государства