Содержание финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить состав, сущность, цели и состояние современной финансовой политики Российской Федерации, выявить ее основные особенности и тенденции развития.
В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
Проанализировать состояние современной финансовой политики;
Проанализировать современную бюджетную систему и межбюджетные отношения;
Рассмотреть перспективы развития российской финансовой политики;
Выявить проблемы современной финансовой политики и рассмотреть пути их решения.

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

С переходом России к  рыночным отношениям изменились направления  страны, как в политике, так и  в государстве. Произошли крупные  и радикальные изменения во всех сферах  жизни страны. Россия переживала большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

К сожалению, в  период  перехода  к  рыночным  отношениям,  правительство России не предугадало много промашек. Все же  переход к рыночным отношениям означал новый этап в истории России и как  бы  он  плохо не  начался,  он  развивается,   экономика,  и  остальные   ее   сектора   Российской Федерации возрождаются. Но в новой финансовой  системе есть  и свои  плюсы,  причем, значительные.

Для того чтобы в дальнейшем развитии нашей страны не повторились старые ошибки, правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, рассчитанную на перспективу и предусматривающую решение крупномасштабных задач. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных задач. Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями.

Несомненно, только научный  подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями.

Научный подход к выработке  финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

В  данной курсовой работе  рассмотрены финансовая политика в целом и анализ современной финансовой политики.

В первой главе рассмотрены содержание, цели, задачи и элементы финансовой политики.

Во второй главе проанализированы современная финансовая политика, бюджетная  система на 2012-2014 года и межбюджетные отношения на 2012-2014 года.

В третьей главе выявлены проблемы и пути решения, а также  перспективы развития современной финансовой политики.

Объект курсовой работы – финансовая политика.

Предметом курсовой работы является анализ современной финансовой политики.

Цель курсовой работы изучить состав, сущность, цели и состояние современной финансовой политики Российской Федерации, выявить ее основные особенности и тенденции развития.

 В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние современной финансовой политики;
  2. Проанализировать современную бюджетную систему и межбюджетные отношения;
  3. Рассмотреть перспективы развития российской финансовой политики;
  4. Выявить проблемы современной финансовой политики и рассмотреть пути их решения. 

1 Финансовая политика

 

    1. Содержание финансовой политики

 

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством функций [1].

Финансовая политика государства проводится уполномоченными государственными органами (Центральный банк, налоговые службы, правоохранительные органы, бюджетные и внебюджетные фонды) в отношении организаций различных форм собственности посредством законодательной базы государства. При этом финансовая политика государства, являясь отдельным направлением государственной политики, всегда является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, элементы и методы регулирования.

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач. Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы [2].

2) Создание адекватного финансового механизма. Главной и неотъемлемой частью финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный - предусматривает детальную проработку системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм применяется в сегменте финансов, не затрагивающем интересы государства и предусматривает установление только основных правил.

 К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Следовательно, финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране[3].

  1. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Управление финансами – деятельность, связанная с проведением финансовой политики направленной на сбалансированность финансовой системы. Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти - это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации.

В их задачи входит:

     а) Рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета об исполнении;

     б) Рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;

     в) Установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

 Еще одним органом,  реализующим финансовую политику  государства и подотчетным законодательной власти (Государственной Думе), является Центральный банк Российской Федерации. Основными задачами Банка России являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Особую, ведущую роль в функционировании финансовой системы  играет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах. Он осуществляет разработку и реализацию государственной политики в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Министерство финансов России обеспечивает нормативно-правовое регулирование производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, финансового обеспечения государственной службы. Так же он выполняет функции по контролю за организацией и проведением лотерей, азартных игр и пари, производством и оборотом защищенной полиграфической продукции, а также противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [4].

 

 

    1. Цели и задачи финансовой политики

 

Основные цели финансовой политики:

1) Повышение объема  и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более  высокого уровня жизни населения  на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Но другие экономисты выделяют также и другие цели, например, снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако не трудно заметить то, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики - обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Следовательно, мы можем  определить финансовую политику как  государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня граждан [5].

Задачами финансовой политики является:

  1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.  Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования. Они являются материальной основой финансовых отношений [1].

Финансовые ресурсы предназначены для:

     а) Выполнения финансовых обязательств;

     б) Покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

     в) Материального поощрения работников.

Финансовые ресурсы  складываются из трех источников:

     а) Средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

     б) Средства внебюджетных фондов;

     в) Ресурсы, получаемые предприятиями (прибыль, амортизация).

  1. Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов. Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться в двух формах: фондовой и не фондовой.

 На уровне предприятия  финансовые ресурсы формируются  и используются как в фондовой форме, так и в не фондовой. Часть финансовых ресурсов предприятие использует на образование денежных фондов целевого назначения: фонд оплаты труда, фонд развития производства, фонд материального поощрения и др. Использование финансовых ресурсов на выполнение платежных обязательств перед бюджетом и банками осуществляется в не фондовой форме.

  1. Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов методами управления финансами. Управление финансами осуществляется экономическими и административными методами.

К экономическим относятся:

     а) Фискальная политика. Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста [6].

     б) Финансовое планирование. Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, а также использование фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровне реализуется как бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый план предприятия.

Информация о работе Содержание финансовой политики