Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить состав, сущность, цели и состояние современной финансовой политики Российской Федерации, выявить ее основные особенности и тенденции развития.
В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
Проанализировать состояние современной финансовой политики;
Проанализировать современную бюджетную систему и межбюджетные отношения;
Рассмотреть перспективы развития российской финансовой политики;
Выявить проблемы современной финансовой политики и рассмотреть пути их решения.
Наибольшие доходы и расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации планируются на 2014 год и соответственно равны 8 277,1 млрд. рублей и 8 425,9 млрд. рублей. Наибольший дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации приходится на 2012 год и составляет 221,3 млрд. рублей.
Доля доходов
После получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации возрастет (таблица 2.2.).
Таблица 2.2 - Доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации
В %
Показатель |
2011 год |
Проект | ||
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||
Доходы |
35,5 |
36,7 |
36,5 |
36,6 |
Доходы |
43,9 |
43,5 |
42,1 |
41,5 |
Расходы, всего |
42,3 |
40,5 |
39,0 |
38,7 |
Расходы (без учета
трансфертов государственным |
48,5 |
46,3 |
44,5 |
44,2 |
Расходы (без учета
трансфертов государственным |
50,9 |
46,8 |
44,6 |
44,2 |
Сокращение доли консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах (после получения межбюджетных трансфертов) и расходах в основном объясняется снижением объемов межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.
Источниками финансирования
дефицитов консолидированных
Несмотря на стабильное восстановление экономики и увеличение собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета, а финансовое положение в среднесрочной перспективе характеризуется рядом рисков, что требует пристального внимания со стороны Российской Федерации и предопределяет необходимость наличия инструментов для их предупреждения или сглаживания негативных последствий [11].
Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации представлен в таблице 2.3:
Таблица 2.3 - Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации
В млрд.рублей
Наименование |
2011 год (закон) |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |||
проект |
в % к предыдушему году |
проект |
в % к предыдушему году |
проект |
в % к предыдушему году | ||
Межбюджетные трансферты |
1343,3 |
1 134,9 |
84,5 |
1 016,5 |
89,6 |
964,7 |
95,0 |
в том числе: |
|||||||
дотации |
542,5 |
493,3 |
90,9 |
471,1 |
95,5 |
461,8 |
98,0 |
субсидии |
471,7 |
377,7 |
80,1 |
271,8 |
72,0 |
227,1 |
83,6 |
субвенции |
281,1 |
229,5 |
81,7 |
237,5 |
103,5 |
242,3 |
102,0 |
иные межбюджетные трансферты |
48,1 |
34,4 |
71,5 |
36,1 |
104,9 |
33,4 |
92,5 |
Система межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации должна быть ориентирована на необходимость обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации равных условий получения гражданами Российской Федерации социальной и медицинской помощи, образования, качественного предоставления государственных и муниципальных услуг.
Реализация данной цели будет осуществляться, в первую очередь, путем предоставления финансовой помощи в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации как безусловного вида финансовой помощи, распределяемого на три года до начала финансового года и обеспечивающего субъектам Российской Федерации возможности для реалистичного планирования доходной части региональных бюджетов.
При текущем уровне дифференциации финансовых возможностей субъектов Российской Федерации без получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности более пятнадцати процентов регионов не смогут осуществить финансирование в полном объеме даже своих первоочередных расходов, таких как оплата труда и социальное обеспечение, за счет поступающих в их бюджеты налоговых и неналоговых доходов.
В соответствии с положением статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации [13] объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год. Таким образом, бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление указанных дотаций в 2012 году планируются на уровне 2011 года в размере 397,0 млрд. рублей.
Общий объем дотаций
бюджетам субъектов Российской Федерации составит в 2012 году
493,3 млрд. рублей, что составляет 90,9% к уровню
2011 года.
Их сокращение обусловлено уменьшением дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, которые составят в 2012 году 86,5 млрд. рублей.
Указанные дотации предусмотрены с целью обеспечения текущей сбалансированности региональных бюджетов при возникновении экстренных ситуаций с их исполнением, в том числе для частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в сумме 19,8 млрд. рублей и в целях финансового поощрения регионов, достигших наилучших показателей в сфере развития предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, в сумме 10,0 млрд. рублей.
В 2011 году в федеральном
бюджете предусмотрено
Кроме того, с целью обеспечения достоверного бюджетного планирования необходимо увеличить долю субсидий, распределяемую между бюджетами субъектов Российской Федерации законом о федеральном бюджете до начала финансового года, которая в последние годы составляет около 15% от их общего объема.
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году предусмотрены в объеме 377,7 млрд. рублей с сокращением на 20,6% к уровню 2011 года.
Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по разделам бюджетной классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 2.4):
Таблица 2.4 - Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по разделам бюджетной классификации расходов бюджетов
В млрд. рублей | ||||
Наименование |
2011 год |
Проект | ||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | ||
ВСЕГО |
471,7 |
377,7 |
271,8 |
227,1 |
Общегосударственные вопросы |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
0,4 |
1,1 |
0,9 |
|
Национальная экономика |
212,4 |
157,7 |
136,0 |
145,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
49,9 |
25,4 |
16,5 |
8,6 |
Охрана окружающей среды |
0,1 |
0,04 |
0,0 |
0,6 |
Образование |
47,9 |
85,4 |
61,0 |
20,2 |
Культура, кинематография |
7,7 |
3,4 |
1,6 |
0,6 |
Здравоохранение |
64,8 |
67,4 |
26,8 |
24,7 |
Социальная политика |
25,1 |
16,7 |
15,4 |
15,2 |
Физическая культура и спорт |
22,4 |
10,8 |
6,5 |
6,6 |
Средства массовой информации |
0,1 |
|||
Межбюджетные трансферты общего характера |
39,8 |
8,7 |
6,1 |
4,4 |
Источником финансового
обеспечения осуществления
Таблица 2.5 - Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации по разделам бюджетной классификации расходов бюджетов
В млрд.рублей
Наименование |
2011 год (закон) |
Проект | ||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | ||
ВСЕГО |
281,1 |
229,5 |
237,5 |
242,3 |
Общегосударственные вопросы |
1,7 |
0,2 |
0,2 |
0,03 |
Национальная оборона |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
6,5 |
6,5 |
6,7 |
6,9 |
Национальная экономика |
100,3 |
74,3 |
72,0 |
71,3 |
Охрана окружающей среды |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Продолжение таблицы 2.5 |
В млрд.рублей | |||
Образование |
1,1 |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
Культура, кинематография |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
Здравоохранение |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Социальная политика |
168,2 |
144,1 |
153,9 |
159,3 |
Снижение общего объема
субвенций бюджетам субъектов Российской
Федерации в 2012 году по сравнению
с 2011 годом обусловлено предполагаем