Содержание финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить состав, сущность, цели и состояние современной финансовой политики Российской Федерации, выявить ее основные особенности и тенденции развития.
В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
Проанализировать состояние современной финансовой политики;
Проанализировать современную бюджетную систему и межбюджетные отношения;
Рассмотреть перспективы развития российской финансовой политики;
Выявить проблемы современной финансовой политики и рассмотреть пути их решения.

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

     в) Координация финансовых ресурсов. Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и посредством субвенциального финансирования.

     г) Финансовое регулирование. Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации использования финансовых ресурсов.

К административным относятся:

     а) Систему амортизационных отчислений. Амортизация - это механизм учета постепенного износа основных фондов и формирования источника полного их воспроизводства путем перенесения части их стоимости на производимую продукцию, механизм  превращения износа в денежную форму [1]. Основные фонды - это имущественная основа материальной базы любого предприятия. Денежным выражением части износа основных фондов за период времени является сумма амортизационных отчислений.

Амортизационные отчисления рассчитываются исходя из среднегодовой стоимости основных фондов, находящихся на балансе и нормы амортизационных отчислений по видам основных фондов. Норма амортизационных отчислений представляет собой величину обратную сроку службы объекта и выражается в процентах.

     б) Систему финансовых санкций. Финансовые санкции – это меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения или действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона [7].

  1. Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии. Финансовый механизм пронизывает все стороны производственных отношений общества. Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового механизма можно активно воздействовать на производство, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста.
  2. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства [1].

 

 

    1. Элементы финансовой политики

 

В качестве важнейших  составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Бюджетная политика государства  определяется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п. Однако бюджетная политика этим не исчерпывается. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и т.п [8].

Налоговая политика - совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства  финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

1) Фискальная - мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

2) Экономическая, или регулирующая, - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

3) Контролирующая - контроль за деятельностью субъектов экономики.

Одна из основных задач государственной  налоговой политики на современном этапе - создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы [6].

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала [7].

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией Российской Федерации, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.;

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей [1].

Итак, финансовая политика не может существовать и функционировать без ее составляющих бюджетной, налоговой, инвестиционной, социальной и таможенной политики. В современном государстве нужно выбрать правильно направленную финансовую политику, от которой будет зависеть дальнейшее развитие государства в области финансов.

 

 

 

 

2 Современная финансовая политика Российской Федерации

 

2.1 Анализ современной финансовой  политики

 

Экономическая деятельность практически любого государства  имеет несколько ключевых компонентов, которые определяют её роль на мировой арене. Процесс формирования экономической политики является наиболее сложным компонентом в ходе управления государством. Одной из наиболее значимых составных частей является финансовая политика, которая играет определяющую роль. При её помощи обеспечивается регулирование финансовых потоков, циркулирующих как внутри государства, так и за его пределами.

Если рассматривать  финансовую политику России, то в первую очередь необходимо отметить тот факт, что её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые характерны для нашей страны. В первую очередь это значительные по протяженности размеры страны, что является главной причиной расширения банковской структуры по территории страны. С их помощью государство осуществляет не только регулирование финансовых потоков, но помимо этого и контроль за ними, а при необходимости и перераспределение в те регионы страны или секторы экономики, где в этом есть довольно острая потребность [7].

Рассматривая финансовую политику на современном этапе её развития, необходимо отметить её системный  характер. Причем системность характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную деятельность государства. Как и любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими для проводимой в настоящее время в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор инструментов. Именно с их помощью обеспечивается реализация и контроль за функциями, которые выполняет государство в ходе проведения финансовой политики. Финансовая политика во многом носит для России решающий характер, поскольку мероприятия в её рамках обеспечивают формирование финансовой стабильности в стране и эффективны условий ведения бизнеса.

В настоящее время в Российской Федерации решается ряд важнейших задач в рамках финансовой политики. Наиболее важными их них являются следующие:

1) Создание необходимых условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов. Это одна из приоритетных задач, которую решают в настоящее время правительственные структуры, а также министерство финансов. Выполнение этой задачи в настоящее время стало основным направлений работы данного министерства, а также специалистов аппарата правительства, работающего в экономическом блоке. Связано это главным образом с негативными тенденциями, которые наблюдается в экономической сфере в мире. Их влияние отразилось и на экономических процессах, происходящих в России, поэтому грамотная политика на современном этапе имеет большее значение. Её роль заметна возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование государства, но и обеспечивать в её развития в условиях кризиса. Для реализации стабильности внутри страны в настоящее время министерством финансов, которое занимает центральное место в ходе проведения центральной политики. Именно она определяет те направления, в которых будет проводиться финансовая политика.

2) В настоящее время основное внимание всех специалистов сосредоточено на разработке мер, обеспечивающих сохранение темпов роста экономики, который наблюдался в стране в последние годы. Кроме этого одним из важнейших направлений является поддержка учреждений социально - экономической сферы страны. Именно предприятия данной сферы в условиях кризисных явлений наблюдающихся в нашей стране заметны наиболее остро. Отсутствие источников финансирования своих деятельности делает предприятии и учреждения данного сектора незащищенными в условиях кризиса. При этом стоит сказать, что их роль значительна, поскольку они определяют качество жителей страны. В этой связи во многом по данной причине государственные структуры обеспечивают необходимое финансирование для поддержания эффективного функционирования предприятий данной сферы.

3) Еще одной задачей, которая на данный момент имеет для страны приоритетное значение, является поддержка малого бизнеса. В настоящее время он переживает не самые лучшие времена. Именно потому финансовые вливания на стадии становления имеют большое значение, во многом определяющее его дальнейшее развитие и становление как класса в нашей стране. Также необходимо отметить, что экономический блок правительства осуществляет поддержку предприятий, которые не слабо конкурентные с зарубежными предприятиями. Для того чтобы ослабить конкуренцию в ряде сфер, где позиции российских предприятия не так устойчивы, принимаются различного рода решения. В частности для продержки отечественного автопрома были принято решение об увлечении пошлин на ввозимые на поддержанные иномарки. Это, по мнению властей, будет ключевым элементом, обеспечивающих развития отечественного развития отечественной автомобильной промышленности [9].

Кроме этого финансовая политика в настоящая время стало  более ориентированной на привлечение инвестиций. Многие предприятия в условиях финансового кризиса уходят с российского рынка, что наносит значительный ущерб экономики страны, затормаживая её развития. Именно поэтому государство активно работало в этом направлении, создавая необходимые условия для инвесторов, делая их более привлекательными. Это является направлением, которое в условиях кризиса приобретает большое значение, поскольку обеспечивает развитие экономики и привлекает в неё ресурсы из-за рубежа, что во многом повышает её устойчивость и способствует обеспечению эффективному развитию.

Таким образом, в современных  условиях роль финансовой политики значительно  повышается. Она обеспечивает силу экономики государства, а также уровень активизации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.

2.2 Анализ бюджетной системы Российской Федерации

 

Оcновная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей.

 Государственный бюджет  — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия [10]. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года [11].

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,4-34,6%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,6% до 37,1% к ВВП и дефицита с 3,1% до 2,5% к ВВП (таблица 1.1):

Таблица 1.1 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

Информация о работе Содержание финансовой политики