Содержание финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить состав, сущность, цели и состояние современной финансовой политики Российской Федерации, выявить ее основные особенности и тенденции развития.
В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
Проанализировать состояние современной финансовой политики;
Проанализировать современную бюджетную систему и межбюджетные отношения;
Рассмотреть перспективы развития российской финансовой политики;
Выявить проблемы современной финансовой политики и рассмотреть пути их решения.

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 1.1

   

 В млрд. рублей

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы, всего

16 198,4

13 552,5

15 737,5

19 325,1

20 406,6

22 439,9

24 360,3

% к ВВП

38,8

34,9

35,0

36,3

35,5

35,4

34,6

в том числе:

             

Федеральный бюджет

9 275,9

7 337,8

8 305,4

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 253,3

3 789,2

4 814,5

5 540,2

6 675,5

7 373,1

8 130,5

 в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

1 654,4

1 656,4

2 034,8

3 071,5

3 618,3

4 022,4

4 402,4

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 196,1

5 923,6

6 534,2

7 025,8

7 295,4

7 746,4

8 277,1

в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

5 101,4

4 437,5

5 155,9

5 682,5

6 160,5

6 729,9

7 312,4

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

536,7

479,1

587,8

849,1

871,6

984,7

1 122,5

в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

166,7

120,8

241,4

267,7

0,0

0,0

0,0

Расходы, всего

14 169,7

16 328,0

17 614,5

20 089,8

22 195,8

24 374,6

26 149,5

% к ВВП

34,0

42,1

39,2

37,7

38,6

38,4

37,1

в том числе:

             

Федеральный бюджет

7 570,9

9 660,1

10 117,5

11 022,5

12 198,3

13 431,9

14 293,9

 в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

4 893,9

6 386,7

5 981,6

7 233,1

8 341,8

9 459,7

10 077,4

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

2 897,8

3 587,2

4 779,5

5 529,7

6 672,8

7 367,2

8 122,5

 в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

2 728,7

3 478,6

4 675,8

5 205,9

5 782,2

6 359,5

6 977,0

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 250,5

6 252,9

6 634,1

7 081,9

7 516,8

7 942,7

8 425,9

в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

6 047,0

5 983,6

6 369,3

6 801,7

7 200,2

7 570,7

7 972,6

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования

500,1

479,1

587,8

849,1

871,6

984,7

1 122,5

Дефицит (-), всего

2 028,7

-2 775,5

-1 877,0

-764,7

-1 789,2

-1 934,7

-1 789,2

% к ВВП

4,8

-7,2

-4,2

-1,4

-3,1

-3,0

-2,5


 

Доля федерального бюджета  в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 53,3% в 2011 году до 51,9% в 2014 году, в расходах - возрастет с 36 % в 2011 году до 38,5% в 2014 году.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году до 18,1% в 2014 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 25,9 % в 2011 году до 26,7% в 2014 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 30,8% в 2011 году до 30% в 2014 году, доля расходов - с 38,1% в 2011 году до 34,8% в 2014 году.

Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и  на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 1.2):

Таблица 1.2 – Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2014 годы

В млрд. рублей

 

2010 год (отчет)

2011 год

(закон)

проект

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы, всего 

8 305,4

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

% к ВВП

18,5

19,3

18,5

18,4

18,0

Расходы, всего

10 117,5

11 022,5

12 198,3

13 431,9

14 293,9

% к ВВП

22,5

20,7

21,2

21,2

20,3

в том числе условно утверждаемые

     

335,8

714,7

% к общему объему расходов

0,0

0,0

0,0

2,5

5,0

Дефицит

-1 812,1

-719,1

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

% к ВВП

-4,0

-1,3

-2,7

-2,7

-2,3


 

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета  с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП (таблица 1.3):

Таблица 1.3 - Динамика доходов федерального бюджета

В млрд. рублей

Показатель

2010 год

(отчет)

2011 год (закон)

проект

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы, всего

8 305,4

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

в % к ВВП

18,5

19,3

18,5

18,4

18,0

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

3 830,7

5 228,2

4 942,2

5 228,6

5 444,3

в % к ВВП

8,5

9,8

8,6

8,2

7,7

 

Ненефтегазовые доходы

4 474,7

5 075,2

5 685,6

6 458,9

7 201,2

в % к ВВП

10,0

9,5

9,9

10,2

10,3

 

Доля в общем объеме доходов, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

46,1

50,7

46,5

44,7

43,1

Ненефтегазовые доходы

53,9

49,3

53,5

55,3

56,9


 

Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов  в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП [12].

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к  ВВП в 2012-2014 годах по отношению  к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Рост поступления акцизов  по подакцизным товарам обусловлен планируемым внесением изменений в бюджетное законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).

В 2012-2014 годах планируется  рост расходов федерального бюджета  как в номинальном, так и в  реальном выражении (таблица 1.4):

Таблица 1.4 - Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2011 год

(закон)

Прогноз

2012 год

2013 год

2014 год

Прирост к предыдущему году (расходы всего):

млрд. рублей

905,0

1 175,8

1 233,6

862,0

% (в номинальном выражении)

8,9

10,7

10,1

6,4

% (в реальном выражении)

2,3

4,4

4,4

1,4

Прирост к предыдущему  году

(расходы без учета  компенсации выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов РФ):

млрд. рублей

905,0

939,4

1 194,4

1 137,6

% (в номинальном выражении)

8,9

8,5

10,0

8,6

% (в реальном выражении)

2,3

2,4

4,3

3,5


 

Наибольшие расходы  в номинальном выражении приходятся на 2012 год и равны 10,7 %. Наибольшие расходы в реальном выражении приходятся на 2012 и 2013 года и равны 4,4 %.

Таким образом, в 2012–2014 годах прогнозируется закрепление начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий кризиса 2008–2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса.

Однако, как отмечено в Бюджетном послании на 2012-2014 годы, «многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны, не завершено формирование условий для модернизации и изменения модели экономического роста» [10].

Соответственно, в Бюджетном  послании подчеркнута необходимость формирования новой модели экономического роста, основанной в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

 

 

2.3 Анализ межбюджетных  отношений на 2012-2014 года

 

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2012-2014 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

1) Корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности;

2) Создание стимулов по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов;

3) Совершенствование системы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы [12].

Оценка исполнения консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 - 2014 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации в ближайшие годы (таблица 2.1):

Таблица 2.1 - Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011-2014 годах


Продолжение таблицы 2.1

В млрд. рублей

 

2011 год 

2012 год

2013 год

2014 год

оценка

в % к преды-дущему году

прогноз

в % к

преды-дущему году

прогноз

в % к преды-дущему году

прогноз

в % к преды-дущему году

Доходы, всего

7 025,8

107,5

7 295,4

103,8

7 746,4

106,2

8 277,1

106,9

в том числе:

               

налоговые и неналоговые доходы

5 682,5

114,1

6 160,5

108,4

6 729,9

109,2

7 312,5

108,7

межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней

1 343,3

97,5

1 134,9

84,5

1 016,5

89,6

964,7

94,9

Расходы, всего

7 081,9

106,8

7 516,7

106,1

7 942,7

105,7

8 425,9

106,1

Дефицит

-56,1

 

-221,3

 

-196,3

 

-148,8

 

Информация о работе Содержание финансовой политики