Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить состав, сущность, цели и состояние современной финансовой политики Российской Федерации, выявить ее основные особенности и тенденции развития.
В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
Проанализировать состояние современной финансовой политики;
Проанализировать современную бюджетную систему и межбюджетные отношения;
Рассмотреть перспективы развития российской финансовой политики;
Выявить проблемы современной финансовой политики и рассмотреть пути их решения.
Продолжение таблицы 1.1 |
В млрд. рублей | ||||||
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Доходы, всего |
16 198,4 |
13 552,5 |
15 737,5 |
19 325,1 |
20 406,6 |
22 439,9 |
24 360,3 |
% к ВВП |
38,8 |
34,9 |
35,0 |
36,3 |
35,5 |
35,4 |
34,6 |
в том числе: |
|||||||
Федеральный бюджет |
9 275,9 |
7 337,8 |
8 305,4 |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 253,3 |
3 789,2 |
4 814,5 |
5 540,2 |
6 675,5 |
7 373,1 |
8 130,5 |
в том числе доходы
без учета межбюджетных |
1 654,4 |
1 656,4 |
2 034,8 |
3 071,5 |
3 618,3 |
4 022,4 |
4 402,4 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 196,1 |
5 923,6 |
6 534,2 |
7 025,8 |
7 295,4 |
7 746,4 |
8 277,1 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
5 101,4 |
4 437,5 |
5 155,9 |
5 682,5 |
6 160,5 |
6 729,9 |
7 312,4 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
536,7 |
479,1 |
587,8 |
849,1 |
871,6 |
984,7 |
1 122,5 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
166,7 |
120,8 |
241,4 |
267,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Расходы, всего |
14 169,7 |
16 328,0 |
17 614,5 |
20 089,8 |
22 195,8 |
24 374,6 |
26 149,5 |
% к ВВП |
34,0 |
42,1 |
39,2 |
37,7 |
38,6 |
38,4 |
37,1 |
в том числе: |
|||||||
Федеральный бюджет |
7 570,9 |
9 660,1 |
10 117,5 |
11 022,5 |
12 198,3 |
13 431,9 |
14 293,9 |
в том числе расходы
без учета межбюджетных трансфе |
4 893,9 |
6 386,7 |
5 981,6 |
7 233,1 |
8 341,8 |
9 459,7 |
10 077,4 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
2 897,8 |
3 587,2 |
4 779,5 |
5 529,7 |
6 672,8 |
7 367,2 |
8 122,5 |
в том числе расходы
без учета межбюджетных трансфе |
2 728,7 |
3 478,6 |
4 675,8 |
5 205,9 |
5 782,2 |
6 359,5 |
6 977,0 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 250,5 |
6 252,9 |
6 634,1 |
7 081,9 |
7 516,8 |
7 942,7 |
8 425,9 |
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
6 047,0 |
5 983,6 |
6 369,3 |
6 801,7 |
7 200,2 |
7 570,7 |
7 972,6 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
500,1 |
479,1 |
587,8 |
849,1 |
871,6 |
984,7 |
1 122,5 |
Дефицит (-), всего |
2 028,7 |
-2 775,5 |
-1 877,0 |
-764,7 |
-1 789,2 |
-1 934,7 |
-1 789,2 |
% к ВВП |
4,8 |
-7,2 |
-4,2 |
-1,4 |
-3,1 |
-3,0 |
-2,5 |
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 53,3% в 2011 году до 51,9% в 2014 году, в расходах - возрастет с 36 % в 2011 году до 38,5% в 2014 году.
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году до 18,1% в 2014 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 25,9 % в 2011 году до 26,7% в 2014 году.
Доля доходов
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 1.2):
Таблица 1.2 – Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2014 годы
В млрд. рублей
2010 год (отчет) |
2011 год (закон) |
проект | |||
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||
Доходы, всего |
8 305,4 |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 |
% к ВВП |
18,5 |
19,3 |
18,5 |
18,4 |
18,0 |
Расходы, всего |
10 117,5 |
11 022,5 |
12 198,3 |
13 431,9 |
14 293,9 |
% к ВВП |
22,5 |
20,7 |
21,2 |
21,2 |
20,3 |
в том числе условно утверждаемые |
335,8 |
714,7 | |||
% к общему объему расходов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2,5 |
5,0 |
Дефицит |
-1 812,1 |
-719,1 |
-1 570,5 |
-1 744,3 |
-1 648,4 |
% к ВВП |
-4,0 |
-1,3 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП (таблица 1.3):
Таблица 1.3 - Динамика доходов федерального бюджета
В млрд. рублей
Показатель |
2010 год (отчет) |
2011 год (закон) |
проект | |||
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
Доходы, всего |
8 305,4 |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 | |
в % к ВВП |
18,5 |
19,3 |
18,5 |
18,4 |
18,0 | |
в том числе: |
||||||
Нефтегазовые доходы |
3 830,7 |
5 228,2 |
4 942,2 |
5 228,6 |
5 444,3 | |
в % к ВВП |
8,5 |
9,8 |
8,6 |
8,2 |
7,7 |
|
Ненефтегазовые доходы |
4 474,7 |
5 075,2 |
5 685,6 |
6 458,9 |
7 201,2 | |
в % к ВВП |
10,0 |
9,5 |
9,9 |
10,2 |
10,3 |
|
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 | |
в том числе: |
||||||
Нефтегазовые доходы |
46,1 |
50,7 |
46,5 |
44,7 |
43,1 | |
Ненефтегазовые доходы |
53,9 |
49,3 |
53,5 |
55,3 |
56,9 |
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП [12].
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен планируемым внесением изменений в бюджетное законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).
В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица 1.4):
Таблица 1.4 - Динамика расходов федерального бюджета
Показатель |
2011 год (закон) |
Прогноз | ||
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||
Прирост к предыдущему году (расходы всего): | ||||
млрд. рублей |
905,0 |
1 175,8 |
1 233,6 |
862,0 |
% (в номинальном выражении) |
8,9 |
10,7 |
10,1 |
6,4 |
% (в реальном выражении) |
2,3 |
4,4 |
4,4 |
1,4 |
Прирост к предыдущему году (расходы без учета
компенсации выпадающих | ||||
млрд. рублей |
905,0 |
939,4 |
1 194,4 |
1 137,6 |
% (в номинальном выражении) |
8,9 |
8,5 |
10,0 |
8,6 |
% (в реальном выражении) |
2,3 |
2,4 |
4,3 |
3,5 |
Наибольшие расходы
в номинальном выражении приход
Таким образом, в 2012–2014 годах прогнозируется закрепление начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий кризиса 2008–2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса.
Однако, как отмечено в Бюджетном послании на 2012-2014 годы, «многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны, не завершено формирование условий для модернизации и изменения модели экономического роста» [10].
Соответственно, в Бюджетном послании подчеркнута необходимость формирования новой модели экономического роста, основанной в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
2.3 Анализ межбюджетных отношений на 2012-2014 года
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2012-2014 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
1) Корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности;
2) Создание стимулов по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов;
3) Совершенствование системы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы [12].
Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 - 2014 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ближайшие годы (таблица 2.1):
Таблица 2.1 - Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011-2014 годах
Продолжение таблицы 2.1 |
В млрд. рублей | |||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||||
оценка |
в % к преды-дущему году |
прогноз |
в % к преды-дущему году |
прогноз |
в % к преды-дущему году |
прогноз |
в % к преды-дущему году | |
Доходы, всего |
7 025,8 |
107,5 |
7 295,4 |
103,8 |
7 746,4 |
106,2 |
8 277,1 |
106,9 |
в том числе: |
||||||||
налоговые и неналоговые доходы |
5 682,5 |
114,1 |
6 160,5 |
108,4 |
6 729,9 |
109,2 |
7 312,5 |
108,7 |
межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней |
1 343,3 |
97,5 |
1 134,9 |
84,5 |
1 016,5 |
89,6 |
964,7 |
94,9 |
Расходы, всего |
7 081,9 |
106,8 |
7 516,7 |
106,1 |
7 942,7 |
105,7 |
8 425,9 |
106,1 |
Дефицит |
-56,1 |
-221,3 |
-196,3 |
-148,8 |