Совершенствование кредитования жилья в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - дать оценку современного состояния и развития ипотечного кредитования в Республике Казахстан. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать систему ипотечного кредитования как инструмент преодоления кризисных явлений в условиях транзитивной экономики;
Изучить зарождение института ипотеки;
Рассмотреть возможные модели развития системы ипотечного кредитования в Казахстане на основе опыта зарубежных стран;
Проанализировать Государственную программу развития жилищного строительства в РК на 2002-2011;
Проанализировать процесс внедрения и развития ипотечного кредитования в РК;

Содержание работы

Введение
1. Система ипотечного кредитования
1.1. Зарождение института ипотеки
1.2. Роль ипотечного кредитования в условиях перехода к рыночной экономике
1.3. Возможные модели развития системы ипотечного кредитования в РК
2. Пути совершенствования ипотечного кредитования (на примере АО «Kaspi bank»)
2.1. Анализ кредитного портфеля АО «Kaspi bank»
2.2. Анализ рынка ипотечного кредитования
2.3. Рекомендации по совершенствованию ипотечного кредитования работников АО «Kaspi bank»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик БДфн 10б.docx

— 188.25 Кб (Скачать файл)

на проектирование, развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах жилищной застройки - 90 млрд. тенге, в том числе  в 2008-2010 годы - ежегодно по 30 млрд. тенге;

на проектирование, реконструкцию и ремонт инженерно-коммуникационной инфраструктуры - 15 млрд. тенге, в том  числе в 2008-2010 годы - ежегодно по 5 млрд. тенге;

на проведение в Алматинской области предварительных  работ по развитию четырех городов-спутников  города Алматы - 13 млрд. 492 млн. тенге, в  том числе: в 2008 году - 4 млрд. 531 млн. тенге, в 2009 году - 4 млрд. 531 млн. тенге, в 2010 году - 4 млрд. 430 млн. тенге;

на проведение в Акмолинской области предварительных  работ по развитию села Кощи, как  города-спутника города Астаны - 6 млрд. 508 млн. тенге, в том числе: в 2008 году - 2 млрд. 169 млн. тенге, в 2009 году - 2 млрд. 169 млн. тенге, в 2010 году - 2 млрд. 170 млн. тенге;

увеличение  уставного капитала КИК на 6,9 млрд. тенге;

увеличение  уставного капитала ЖССБ на 6,3 млрд. тенге;

увеличение  уставного капитала АО "Казахстанский  фонд гарантирования ипотечных кредитов" (далее - КФГИК) на 4,1 млрд. тенге.

Объем финансирования Программы на 2008-2010 годы будет уточняться в рамках прогнозных показателей  республиканского бюджета на соответствующий  финансовый год

В результате реализации Программы:

при ежегодном  темпе роста ввода в эксплуатацию жилых домов за три года будет  построено около 26,1 млн. кв. метров общей  площади жилья;

будет построено 2,1 млн. кв. метров доступного жилья, в  том числе в 2008 году - 0,86 млн. кв. метров, в 2009 году - 0,73 млн. кв. метров, в 2010 году - 0,51 млн. кв. метров;

в течение 2008-2010 годов будет построено 363,1 тыс. кв. метров арендного (коммунального) жилья (4320 квартир) за счет средств республиканского бюджета;

будет обеспечено строительство арендного (коммерческого) жилья за счет частных инвестиций с ежегодным объемом не менее 96 тыс. кв. метров (800 квартир);

будет построено 17,1 млн. кв. метров индивидуальных жилых  домов, в том числе: в 2008 году - 5,3 млн. кв. метров, в 2009 году - 5,6 млн. кв. метров, в 2010 году - 6,2 млн. кв. метров;

районы  жилищной застройки будут обеспечены инженерно-коммуникационной инфраструктурой;

будут созданы  новые рабочие места для более  чем 120 тыс. человек;

увеличится  сбор налогов в бюджет от строительной деятельности, в том числе налога на имущество, подоходного налога с  работников строительной отрасли;

ожидается мультипликативный эффект в смежных  отраслях за счет увеличения выпуска  продукции промышленности строительных материалов, электротехнической, металлургической и химической промышленности, а также  предметов обустройства нового жилья

Жилищное  строительство - одно из приоритетных направлений Стратегии развития Казахстана до 2030 года, которое является одной из наиболее важных задач общенационального  характера.

В целях  реализации жилищной политики Указом Президента Республики Казахстан от 11 июня 2004 года N 1388 утверждена Государственная  программа развития жилищного строительства  в Республике Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Госпрограмма), согласно которой  за три года предусматривалось ввести в эксплуатацию 12 млн. кв. метров общей  площади жилья. Фактические результаты 2005-2006 годов составили 11,2 млн. кв. метров, т.е. задание трехлетней программы  практически было выполнено за два  года.

В связи  с этим в Госпрограмму была внесена  корректировка объема ввода жилья  в сторону увеличения до 15,8 млн. кв. метров.

В соответствии с прогнозом, по завершении Госпрограммы при предусмотренном объеме ввода  жилья 15,8 млн. кв. метров, будет сдано 18 млн. кв. метров жилья, улучшат жилищные условия около 290 тыс. семей.

Ожидается создание 60 тыс. рабочих мест при  задании 45 тыс., увеличится объем производства основных отечественных строительных материалов, изделий и конструкций  по сравнению с показателями 2004 года на 70 %.

В Послании Главы государства народу Казахстана от 28 февраля 2007 года "Новый Казахстан  в новом мире" определены такие  направления, как: развитие строительной индустрии, строительство комплексов доступного арендного жилья, обеспечение  прозрачности процедур выделения земельных  участков, стимулирование развития индивидуального  жилищного строительства.

Пунктом 296 Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2010 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года N 319, предусмотрены разработка и утверждение Государственной программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы (далее - Программа). Одним из важнейших направлений внутренней и внешней политики определена современная социальная политика: внимание запросам и нуждам людей, создание рабочих мест. Исходя из этого, необходимы разработка и принятие новой Государственной программы на 2008-2010 годы, которая должна учесть недостатки действующей Госпрограммы и иметь социальную направленность, в первую очередь, на повышение доступности жилья для граждан, имеющих различные уровни доходов.

Итоги реализации Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, за 2008-2010 годы по всем источникам финансирования на жилищное строительство направлены 565,8 млрд. тенге инвестиций. Введены в эксплуатацию 11,23 млн. кв. метров общей площади жилых домов, в том числе:

в 2008 году - 5,04 млн. кв. метров (184,2 % к 2004 году);

в 2010 году - 6,19 млн. кв. метров (124 % к 2005 году).

В рамках Госпрограммы ведется строительство  коммунального жилья для социально  защищаемых слоев населения.

Также имеются  проблемы в определении единой транспарентной системы учета и распределения  жилья, строящегося за счет кредитных  средств, что в ряде регионов привело  к грубым нарушениям при его реализации и фактам перепродажи, продолжающему  росту цен на коммерческое жилье, превышению спроса на жилье над предложением.

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав становление и развитие ипотечных  отношений в Республике Казахстан, можно сделать следующие выводы:

1. Как показывает международная практика, развитие ипотечного кредитования приносит значительные выгоды государству. Прежде всего, оно способствует решению жилищной проблемы, что немаловажно с точки зрения социальной политики. При этом стимулируется собственная инициатива граждан. Кроме того, для кредитования привлекаются внутренние инвестиции – сбережения населения, деньги институциональных инвесторов. В результате происходит косвенное финансирование реального сектора экономики, а именно строительной и смежных с ней отраслей. Как следствие практически без вмешательства государства решаются проблемы замены и восстановления ветхого жилого фонда, развития инфраструктуры. Все это способствует росту налогооблагаемой базы и увеличению поступлений в бюджет в виде налогов и сборов. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие ипотечного кредитования является существенным фактором развития экономики страны в целом.

2. Основные предпосылки для развития ипотечного кредитования в Казахстане – это наличие потенциально высокого спроса на жилье, миграционные процессы, стабилизация экономики, изменение структуры банковских операций.

3. Ипотечное кредитование в Казахстане существует всего около 9-х лет. К сожалению, пока еще не все население привыкло к мысли о том, что можно приобретать дорогостоящие товары в кредит, людей отпугивает сама мысль о долгосрочной задолженности. Все еще устойчива привычка накапливать необходимые средства. Отсюда – во многом «ментальная» проблема значительного ущемления собственных потребностей. Хотя во всем цивилизованном мире приобретение желаемых благ за счет будущих доходов – нормальное явление. Тем не менее, ипотечное кредитование перестает быть всего лишь непонятным иностранным словом. Сегодня это реальная возможность приобретения недвижимости для многих работающих казахстанцев, имеющих стабильный доход. Особенно учитывая тот факт, что в последнее время во всех ипотечных компаниях обязательный первоначальный взнос снижен с 30% до 10% - 15 % от стоимости жилья, срок кредитования увеличен с 3 до 20 лет. К тому же, если в начале зарождения ипотечного движения заемщик не мог получить купленную квартиру в собственность до момента полного расчета с банком, то сегодня он является собственником приобретенной в кредит недвижимости. Банки, ипотечные компании начали активно кредитовать не только покупку жилой, но и коммерческой недвижимости, а также появилась возможность получить кредит на их реконструкцию или ремонт.

4. Инициатором внедрения системы ипотечного кредитования в Казахстане выступил Национальный банк, избравший в качестве прототипа малазийскую модель. В ее основе лежит западное ноу-хау — двухуровневая структура рынка, благодаря которой банки аккумулируют на рынке ценных бумаг «долгие» целевые деньги, предназначенные для ипотеки, и имеют возможность давать столь же «долгие» и «мягкие» (под невысокий процент) жилищные кредиты. Первичный уровень здесь — сами кредиты, а вторичный — специальные ипотечные ценные бумаги (облигации, закладные), с помощью которых происходит подпитка банков-кредиторов.

5. С расширением ипотечных предложений появилась насущная потребность в создании финансового института, обеспечивающего решение вопросов ликвидности банков при долгосрочном ипотечном кредитовании, использования внутреннего инвестиционного потенциала. Решением этих задач занимается Казахстанская ипотечная компания. В ситуации, когда государство не может напрямую финансировать программу, главным фактором развития ипотеки становится доступность других источников. В рыночной экономике это – средства институциональных инвесторов, привлекаемые на фондовом рынке. Казахстанская ипотечная компания планирует изыскать необходимые средства путем выпуска ипотечных ценных бумаг, которые будут обеспечены залогом прав требования по ипотечным кредитам. Это традиционный инструмент для многих стран мира, и он пользуется большим спросом среди иностранных инвесторов, поскольку является очень удачным симбиозом надежности, доходности и ликвидности.

6. Рынок кредитования элитного жилья ограничен, ведь немногие могут себе позволить приобрести подобное жилье. Кроме того, данный вид кредитования содержит высокую степень риска: размер обязательств заемщиков велик. Еще один фактор риска – высокая степень вероятности резкого снижения стоимости жилья вследствие ограниченности спроса. Очевидно, в ближайшее время наибольшие перспективы роста будут иметь операции по кредитованию приобретения жилья среднего качества на вторичном рынке. В дальнейшем ситуация должна выровняться

7. В Казахстане должна функционировать система ипотечного кредитования, направленная прежде всего на удовлетворение потребностей простых людей. Следует создать предпосылки для увеличения объемов кредитования на приемлемых условиях, а именно: кредитовать в тенге без фиксации валютного эквивалента, при невысоких ставках вознаграждения и на длительный срок.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Грибанова Светлана “Жизнь в кредит” – НП №24 (212), 14 июня 2008г.
  2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2008 года N 1290 “О Концепции долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования”
  3. Дестресс М. Ипотека и ипотечное кредитование - Деньги и кредит. - 2002. - № 8. — С.49
  4. Рябченко Л.И. Ипотечное кредитование: Проблемы и перспективы развития - Деньги и кредит.- 2005 -№3.- С. 54.
  5. Сергеев Д.А. Влияние системы ипотечного кредитования на преодоление кризисных явлений в экономике - Финансовые проблемы РК и пути их решения: теория и практика. Материалы Международной
  6. www.akorda.kz
  7. www.inform.kz
  8. журнал “БАНКИ КАЗАХСТАНА ” • №2 • 2008 статья “Ипотечный кризис в США и его влияние на финансовый рынок Казахстана” Баишев Б.К.
  9. www.nationalbank.kz
  10. www.stat.kz
  11. Второй Всероссийский Конгресс Ипотечных и Кредитных Брокеров(27 октября 2008 г)
  12. www.kmc.kz
  13. www.gazeta.kz
  14. www.ipoteca.kz
  15. www.wfin.kz
  16. Урчукова Ж.М. Особенности организации ипотечного кредитования в современных условиях - Финансист. -2008. -№1
  17. Мельников В.Д. Основы финансов. Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», .2008г

 


Информация о работе Совершенствование кредитования жилья в РК