Совершенствование системы мотивации персонала в ФГУП ГЦСС Управлении специальной связи по Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрим мотивацию трудовой деятельности как процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия, и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы мотивации персонала в организации 7
1.1 Сущность, функция и методы мотивации труда 7
1.2 Понятие и виды материального стимулирования 11
1.3 Зарубежный подход к мотивации труда 18
2 Анализ мотивации персонала в ФГУП ГЦСС Управлении
специальной связи по Республике Мордовия 22
2.1 Анализ труда и заработной платы на предприятии 22
2.2 Оценка применения социальных льгот и других форм
материального стимулирования 28
3 Совершенствование системы мотивации персонала в ФГУП ГЦСС Управлении специальной связи по Республике Мордовия 34
3.1 Реорганизация труда и заработной платы на предприятии 34
3.2 Введение дополнительных форм материального стимулирования 37
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Курсовик.3 doc.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

 

Реферат

 

Курсовая работа содержит 43 страницы, 1 рисунок, 4 таблицы, 33 использованных источника.

МОТИВАЦИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЕ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ПРЕМИЯ, ЛЬГОТЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ, МОТИВ, СТИМУЛ, МАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА.

Объект исследования: система мотивации в ФГУП ГЦСС Управлении специальной связи по Республике Мордовия.

Цель работы – изучить систему мотивации персонала в ФГУП ГЦСС Управлении специальной связи по Республике Мордовия и разработать рекомендации по более эффективному использованию форм материального стимулирования.

Методы исследования: статистические и аналитические.

Полученные  результаты: изучены теоретические основы мотивации персонала в организации, проанализирована система мотивации персонала в ФГУП ГЦСС Управлении специальной связи по Республике Мордовия и определены основные пути ее совершенствования.

Эффективность: совершенствование методики анализа на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение    5

1 Теоретические основы мотивации персонала в организации 7

    1.1 Сущность, функция и методы мотивации труда     7

1.2 Понятие и виды материального стимулирования 11

1.3 Зарубежный подход к мотивации труда 18

2 Анализ мотивации персонала в ФГУП ГЦСС Управлении

специальной связи по Республике Мордовия 22

2.1 Анализ труда и заработной платы на предприятии 22

2.2  Оценка применения социальных льгот и других форм

материального стимулирования 28

3 Совершенствование системы мотивации персонала в ФГУП ГЦСС Управлении специальной связи по Республике Мордовия 34

      3.1 Реорганизация труда и заработной платы на предприятии   34

     3.2 Введение дополнительных форм материального стимулирования 37

Заключение 41

Список использованных источников 43

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. В таких условиях не может идти речи ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалификации работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации.

Человек включается в  общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов. Реальная эффективность  любых экономических мероприятий  определяется их воздействием на отношение людей к труду. Изменить это отношение в законодательном порядке нельзя, так как это длительный эволюционный процесс, но его можно ускорить, если трезво оценивать конкретную ситуацию и учитывать причины, ее породившие.

К сожалению, руководители редко принимают в расчет социальные последствия принимаемых решений, а сами решения часто носят не комплексный, а сугубо экономический или технический характер.

Любой руководитель всегда осознает, что необходимо побуждать  людей работать на организацию, но при этом считает, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Иногда такая политика бывает успешной, хотя, по существу, она не верна.

Что же такое мотивация  персонала?

Классическое определение  мотивации в менеджменте - это  процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Рассмотрим мотивацию трудовой деятельности как процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия, и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников.

В данном определении  сочетаются два основных направления, обычно принимаемые руководителями в качестве тождества: мотивация и стимулирование. Часто, ставя перед работником какую-либо задачу, руководитель говорит работнику: «Я тебя простимулирую» или «Я тебя промотивирую». При этом он думает об одном и том же, то есть о вознаграждении работника за хорошо выполненную работу. На самом деле мотивация и стимулирование - это разные вещи, хотя и служащие для достижения единой цели - повышения эффективности труда работника. Процесс удовлетворения, стоящий в определении на первом месте, - это мотивационная политика, выстраиваемая руководством организации на основании известных им потребностей и интересов работников. Комплекс мер - это стимулирование труда, всегда дополняющее мотивационную политику и являющееся средством удовлетворения конкретных потребностей работника, по большей части материальных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы мотивации персонала в организации

 

 

1.1 Сущность, функция и методы мотивации труда

Исследование развития теоретических представлений о содержании и регулировании мотивационных процессов в сфере труда позволяет определить, что по мере социально-экономического развития общества менялось направление вектора мотивационных воздействий. От первоначальной ориентации строго на повышение производительности труда, то есть стимулирование физической активности, мотивация постепенно стала ориентироваться на повышение качества труда, стимулирование творческой активности, инициативы и на закрепление работников на предприятии.

Менеджмент, или управление предприятием - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации посредством воздействия на других людей [1, c. 252].

В классической зарубежной и отечественной литературе по менеджменту мотивация имеет различные определения:

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [3, c. 46].

Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов [4, c. 118]. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия [2, c. 140].

Функция мотивации заключается  в том, что она оказывает влияние  на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией. Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями. Главная задача с точки зрения мотивационного процесса работников - это сделать их не столько обладателями средств производства, сколько владельцами своей собственной рабочей силы.

Рассмотрим основные понятия, поясняющие сущность мотивации:

Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость [6, c. 110]. Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий либо его очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не формируется.

Важным фактором личности является система ее потребностей, мотивов, интересов, то есть то, что определяет причины поведения личности, помогает объяснить принимаемые решения. Применительно к трудовой деятельности, потребность - это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой их проявления. Все множество потребностей личности составляет источник, мотив деятельности индивида. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Поведенческим проявлением потребности является побуждение. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность [11, c.23].   Оно сконцентрировано на достижении цели и является способом достижения эффективного труда на предприятиях.

Управление персоналом и, в частности, мотивацией труда  должно основываться на принципах системного подхода и анализа, что означает охват всего кадрового состава  предприятия, анализ и принятие решений в отношении персонала с учетом факторов внешней и внутренней среды во всей полноте взаимосвязей.

Выделяют следующие  методы управления мотивацией персонала:

    1. Организационно-административные. Для них характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности.
        1. применение положений Трудового кодекса РФ;
        2. издание приказов, распоряжений, инструктивно-нормативных документов;
        3. аттестация работников;
        4. наблюдение за соблюдением правил внутреннего распорядка;
        5. составление должностных инструкций.
    2. Экономические. С помощью данной группы методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления. Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации [31, c. 82]. Это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо.
        1. премирование;
        2. участие в прибыли;
        3. бонусы;
        4. комиссионные с продаж;
        5. дополнительные льготы;
        6. надбавки;
        7. единовременные выплаты.
    3. Социально-психологические. Они связаны с социальными отношениями, с моральным и психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику в организации. Социально-психологические методы управления основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.
        1. моральное стимулирование;
        2. участие в управлении;
        3. отношение руководства;
        4. формальное и неформальное общение;
        5. профессиональный рост и карьера;
        6. социальное развитие коллектива;
        7. формирование корпоративного духа;
        8. эстетика условий труда.

На предприятиях, где  оплата труда не достигает высокого уровня, наиболее применимы административные и социально-психологические методы управления персоналом. Это в большей степени государственные предприятия. В организациях, где материальное стимулирование играет основную роль, применяются экономические методы мотивации, однако нельзя забывать и о социально-психологических методах воздействия. Должен применяться комплексно-целевой подход.

1.2 Понятие и виды материального стимулирования

 

Стимулирование труда - это, прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно.

Стимулирование выполняет: экономическую, социальную и нравственную функции.

Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.

Нравственная функция  определяется тем, что стимулы к  труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.

Социальная функция  обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности предопределяются формированием и стимулированием труда в обществе.

Стимул часто характеризуется как воздействие на работника извне (со стороны) с целью побуждения его к эффективной деятельности. В стимуле заложен определенный дуализм, заключающийся в том, что, с одной стороны, с позиций администрации предприятия он является инструментом достижения цели (повышения производительности труда работников, качества выполняемой ими работы и др.). С другой стороны, с позиций работника стимул является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или возможностью их утраты (негативный стимул). В связи с этим можно выделить позитивное стимулирование (возможность обладания чем-либо, достижения чего-нибудь) и негативное стимулирование (возможность утраты какого-либо предмета, удовлетворяющего потребность). Когда стимулы проходят через психологию и сознание людей и преобразуются ими, они становятся внутренними побудительными причинами или мотивами поведения работника. Мотивы - это осознанные стимулы. Стимул и мотив не всегда согласуются между собой, но между ними нет «китайской стены». Это две стороны, две системы воздействия на работника, побуждения его к определенным действиям. Поэтому стимулирующее воздействие на персонал направлено преимущественно на активизацию функционирования работников предприятия, а мотивирующее воздействие - на активизацию профессионально-личностного развития работников. На практике необходимо применение механизмов сочетания мотивов и стимулов труда. Но важно различать стимуляционные и мотивационные механизмы поведения работников и администрации предприятий, осознавать важность их взаимодействия и взаимообогащения.

Информация о работе Совершенствование системы мотивации персонала в ФГУП ГЦСС Управлении специальной связи по Республике Мордовия