Совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 02:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности функционирования бюджетной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть особенности формирования расходной и доходной части бюджета;
- рассмотреть сущность государственного бюджета как механизма регулирования экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…..……… 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ …………………………..…. 8
1.1 Экономическая сущность, цели, задачи и функции бюджетной политики
1.2 Виды и элементы бюджетной политики ………………………….…....… 11
1.3 Нормативно – правовое регулирование, формирование и исполнение бюджета в Республике Беларусь ………………………………………..…….. 13
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2012 – 2014 ГГ. …………………………….. 17
2.1 Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета ………………………………………………………………………… 21
2.3 Анализ динамики состава и структуры государственного долга ………. 25
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……………..… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………..…… 36

Файлы: 1 файл

УИРС консол гос бюджет.docx

— 941.36 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…..……… 5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ …………………………..…. 8

1.1 Экономическая сущность, цели, задачи и функции бюджетной политики

1.2 Виды и элементы бюджетной политики ………………………….…....… 11

1.3 Нормативно – правовое регулирование, формирование и исполнение бюджета в Республике Беларусь ………………………………………..…….. 13

2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2012 – 2014 ГГ. …………………………….. 17

2.1 Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета

2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета ………………………………………………………………………… 21

2.3 Анализ динамики состава  и структуры государственного долга ………. 25

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……………..… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………..…… 36 

ВВЕДЕНИЕ

Государственный бюджет является одним из важнейших экономических показателей любого государства. Несбалансированность, превышение доходов расходами приводит к возникновению бюджетного дефицита, который финансируется как с помощью внешних, так и внутренних источников, что приводит к образованию государственного долга. Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и порядка его формирования и использования, определение допустимых размеров бюджетного дефицита и поиск путей его минимизации. Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, изучена динамика. Изучены особенности формирования бюджета, сбалансированности его частей, наличия бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита. Проведен анализ основных показателей бюджетного дефицита Республики Беларусь:

1. выявлены перспективные направления  регулирования бюджета и его  показателей, одним из которых  является совершенствование планирования  годового бюджета, его корректировка  в течение года, максимально приближающая  к реальности;

2. сделаны выводы о том, что  в настоящее время бюджетная  система страны не совершенна, что в свою очередь даёт  толчок для ее дальнейшего  развития и улучшения.

Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический 

материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

Состояние государственных финансов – это один из самых важных экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Исторически возникновение бюджета обусловлено существованием государства, развитием товарно-денежных отношений и объективной необходимостью удовлетворять общественные потребности посредством государства.

Одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений происходило развитие бюджета. Деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов [1, с.312].

Существование бюджетных отношений обусловлено наличием государства. В свою очередь бюджетные отношения – часть экономической структуры общества, объективно предопределенная закономерностями общественного развития. 
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует политика бюджетного дефицита. Для покрытия дефицита бюджета государство получает различные финансовые заимствования, образующие государственный долг. Наличие государственного долга является нормальной практикой. Но существуют и границы, превышение которых становится опасным для государства.

Бюджет, его формирование и статьи расходов являются важным разделом в экономической науке, который требует большого внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами. Она выражается социально-экономическим результатом перераспределения национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях, а также может быть измерена отношением показателей ее социально-экономического результата к затратам на ее осуществление.

Бюджетная политика государства является важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы. Тема эффективности управления бюджетными средствами была и остается актуальной во все времена существования государства. Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет, предметом исследования – закономерности формирования и использования бюджета.

При написании курсовой работы использовались метод анализа, сравнения, дедукции, группировка.

Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить особенности функционирования  бюджетной системы Республики  Беларусь;

- рассмотреть особенности формирования  расходной и доходной части  бюджета;

- рассмотреть сущность государственного  бюджета как механизма регулирования  экономики.

Для проведения исследования использовались данные за 2012 - 2014 гг. Государственный бюджет, сбалансированность доходов и расходов, минимизация бюджетного дефицита и поддержание оптимально допустимого размера государственного долга широко обсуждаются в современной экономической литературе и периодической печати. Формирование доходной и использование доходной части бюджета, порядок определения дефицита регулируются нормативно-правовыми актами Республики. Поэтому при написании данной работы была использована следующая литература: Базылев Н. И. «Макроэкономика», Романовский М. В. «Финансы», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс в Республике Беларусь», нормативно-правовые акты: Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, Отчет Министерства финансов РБ «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» и другие. В том числе использовалась информация периодических изданий и материал, опубликованный в Internet. 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Экономическая сущность, цели, задачи и функции бюджетной политики

Главное звено финансовой системы любого государства – его бюджет – самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы [2, с.353].

Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования денег.

Государственный бюджет является составной частью финансов и отражает их качественные признаки. Поскольку финансы представляют собой денежные распределительные отношения, то и бюджет – это совокупность денежных отношений, но более узкая.

Складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением денежные отношения по поводу формирования и использования бюджетного фонда это и есть сфера бюджетных отношений.  
Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Для того, чтобы раскрыть природу бюджета, необходимо определить место и специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.

К особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, так как бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.

Финансы выступают как особая форма производственных отношений и изначально формируются в момент расщепления денежной и эквивалентной им материально-вещественной формы движения совокупного общественного продукта на первой стадии воспроизводственного процесса. В это же время начинается относительно самостоятельное движение части совокупного общественного продукта – чистого дохода в его денежной форме, в результате чего формируются финансовые отношения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохода, его распределение, формирование денежных фондов [27, с.12].

Такой порядок определяется тем, что в условиях рыночных отношений, когда деятельность субъектов хозяйствования строится на принципе самофинансирования, для обеспечения расширенного воспроизводства, а также бесперебойных расчетов с государством по уплате налогов и других обязательных платежей размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется заранее.

В итоге зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распределения будет направлена в централизованный фонд государства, а именно – бюджетные отношения. Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей. При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в перераспределении стоимости совокупного общественного продукта.

В настоящее время платежи в бюджет субъектов хозяйствования являются первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты определяет пропорции распределения чистого дохода, влияет на величину той его части, которая остается в распоряжении предприятия и может быть направлена на расширение производства и формирование децентрализованных денежных фондов [8, с.90].

Это означает, что бюджетные отношения являются определяющими во взаимосвязях с финансовыми, которые опосредуют образование различных децентрализованных фондов

Распределение чистого дохода – процесс многостадийный. Прежде всего, из чистого дохода выделяется та его часть, которая в соответствии с законодательством в первоочередном порядке направляется на формирование централизованных фондов денежных средств государства в виде обязательных платежей в бюджет. Далее из чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия, вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чистого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.

Бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом, на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения имеют следующие особенности:

- обусловлены функционированием  государства;

- связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;

- носят перераспределительный характер;

- опосредуют безвозмездное движение  стоимости в виде взимаемых  налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;

- регламентированы бюджетным и  налоговым законодательством [4, с.15].

Государство является обязательным участником бюджетных отношений, охватывающих все сферы экономики и общественной деятельности, уровни хозяйствования и регионального управления. 
По своей сущности бюджет представляет собой совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на различных этапах общественного развития. По организационной форме бюджет – это основной финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Бюджет формируется как финансовая база государства, через него перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости [11, с.84].

Информация о работе Совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе