Совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 02:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности функционирования бюджетной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть особенности формирования расходной и доходной части бюджета;
- рассмотреть сущность государственного бюджета как механизма регулирования экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…..……… 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ …………………………..…. 8
1.1 Экономическая сущность, цели, задачи и функции бюджетной политики
1.2 Виды и элементы бюджетной политики ………………………….…....… 11
1.3 Нормативно – правовое регулирование, формирование и исполнение бюджета в Республике Беларусь ………………………………………..…….. 13
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2012 – 2014 ГГ. …………………………….. 17
2.1 Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета ………………………………………………………………………… 21
2.3 Анализ динамики состава и структуры государственного долга ………. 25
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……………..… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………..…… 36

Файлы: 1 файл

УИРС консол гос бюджет.docx

— 941.36 Кб (Скачать файл)

- адресности и целевого назначения  бюджетных средств;

- ответственности участников бюджетного  процесса [2, с.38].

Таким образом, поскольку государственный бюджет обеспечивает выполнение функций соответствующих представительных органов государственной власти, то в рамках бюджетного процесса органы государственной власти и государственного управления составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджет. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях сбалансирования их доходов и расходов. Основной задачей бюджетной системы является наиболее эффективное распределение доходов и расходов между различными уровнями, в результате которого фактическое соотношение доходной и расходной части соответствовало бы плановому. 

2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2012 – 2014 ГГ.

2.1 Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета

По итогам I полугодия 2014года доходы консолидированного бюджета составили 96,2 трлн. руб. и увеличились по сравнению с прошлым годом на 4,5 процента. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 28,2 % ВВП (в I полугодии 2013 года– 32,3 %ВВП).

 

 

 

График 2.1 – Динамика доходов консолидированного бюджета за январь – июнь 2012 – 2014 гг.

Источник: [17]

Основная доля доходов консолидированного бюджета (86,2 %) формируется за счет налоговых поступлений. За I полугодие 2014 года в бюджет поступило 82,9трлн.руб.налоговыхдоходов. По сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 1,5 процента.

Неналоговые доходы за I полугодие 2014 года сложились в сумме 12,7 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2013 года увеличились на 24,6 процента.

 

График 2.2 – Структура доходов консолидированного бюджета за январь – июнь 2013 – 2014 гг.

Источник: [17]

Формирование налоговых доходов за I полугодие 2014 года на 91,0%обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (37,8 %), подоходного налога (18,2 %), акцизов (11,5 %), налоговых до- ходов от внешнеэкономической деятельности (10,5 %), налога на прибыль (7,4 %), налогов на собственность (5,6 %).

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с I полугодием 2013 года вызвано, главным образом, снижением в 2014 году доли налога на прибыль (на10,2п.п.) за счет снижения прибыли до налогообложения по экономике в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 38,2 %

График 2.3 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь – июнь 2013 – 2014 гг.

Источник: [17]

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в I полугодии 2014 года составили:

по налогу на добавленную стоимость 31,3 трлн. руб. (увеличение к соответствующему периоду 2013 года в 1,2 раза); по подоходному налогу 15,1 трлн. руб. (увеличение в 1,2 раза); по акцизам 9,6 трлн. руб. (увеличение в 1,3 раза);по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 8,7 трлн. руб. (снижение на 28,6 процента); по налогу на прибыль 6,2 трлн. руб. (снижение на 57,1 процента); по налогам на собственность4,6 трлн. руб. (увеличение в 1,3 раза).

График 2.4 – Налоговые доходы консолидированного бюджета за январь – июнь 2013 – 2014 гг.

Источник: [17]

В структуре консолидированного бюджета 54,8 % составляют доходы республиканского бюджета и 45,2 % доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом.

По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, экологический налог. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность. В республиканский бюджет зачисляется налог на прибыль, уплачиваемый организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, и организациями, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, а также организациями, являющимися участниками холдингов. Налог на прибыль, уплачиваемый другими организациям зачисляется в доходы местных бюджетов.

 

График 2.5 – Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за январь – июнь 2014 гг. (без учета безвозмездных поступлений).

Источник: [17]

2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2014 г. профинансированы в сумме 95,8 трлн. руб. (на 5,3% ниже уровня I полугодия 2013 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета уменьшились на 2,1 п.п., составив 28,13% ВВП.

Бюджетная политика в области расходов в текущем году направлена на повышение эффективности государственных расходов при сохранении бездифицитного бюджета с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.

 

График 2.6 – Исполнение консолидированного бюджета в I полугодии 2012-2014 гг., трлн. руб.

Источник: [17]

Значительную часть расходов консолидированного бюджета (12,02 трлн. руб.) в разрезе функциональной классификации занимали общегосударственные расходы, включающие расходы на государственную инвестиционную программу, которые составили 12,5% общегосударственных расходов. В январе-июне текущего года расходы на реализацию государственной инвестиционной программы сократились относительно того же периода 2013 года на 0,9% в реальном выражении. Около 18,1% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы по обслуживанию государственного долга. По сравнению с январем июнем 2013 года такие расходы увеличились на 8,4% в реальном выражении.

 

График 2.7 – Параметры консолидированного бюджета в I полугодии 2012-2014 гг., %ВВП

Источник: [17]

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика),составил 42,1 трлн. руб., в том числе на образование – 18,2 трлн. руб., здравоохранение – 12,5 трлн. руб.

Расходы бюджета на национальную экономику составили 15,1 трлн. руб., или 15,8% всех бюджетных расходов. Более50% бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства. Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков.

График 2.8 – Структура расходов консолидированного бюджета в I полугодии 2013-2014 гг.

Источник: [17]

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начисления на зарплату работников бюджетного сектора – 32,4трлн. руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года такие расходы увеличились на 1,1% в реальном выражении, составив 33,8% от общего объема бюджетных расходов и 65,5% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 17,1 трлн. руб. бюджетных средств, или 17,9% всех расходов. По сравнению с I полугодием 2013 г. капитальные расходы сократились на 12,5% в реальном выражении.

 

График 2.9 – Структура расходов консолидированного бюджета в I полугодии 2013-2014 гг.

Источник: [17]

Консолидированный бюджет в I полугодии 2014 года исполнен с профицитом в размере 0,3 трлн. руб., или 0,1%ВВП (в I полугодии 2013 года –2,04%ВВП), что в определенной мере было обусловлено сдерживанием бюджетных расходов.

2.3 Анализ динамики состава  и структуры государственного долга

На графике 2.10 изображена динамика внешнего долга (валового и органов государственного управления) Республики Беларусь с 2012 по 2014 годы.

 

 

График 2.10 - Динамика внешнего долга (валового и органов государственного управления) Республики Беларусь, млрд. долларов США

Источник: [23]

На 1 июля 2014 года долг органов государственного управления составлял 13,9363 млрд. долларов США. Золотовалютные резервы Беларуси, рассчитанные по методологии МВФ, на ту же дату составляли 6,426 млрд. долларов. Как видно, золотовалютных резервов не хватит, чтобы выплатить даже долги только органов государственного управления.

Согласно бюджету Республики Беларусь на 2014 год, доходы государственного бюджета должны составить 128,594105926 трлн. рублей. По официальному среднему курсу доллара к белорусскому рублю за январь-июнь 2014 г. в 9878,33 рублей за доллар эта сумма эквивалентна 13,02 млрд. долларов. С учетом потенциальной грядущей девальвации рубля в 2014 году, внешний долг органов государственного управления, вероятно, превысит размер доходов госбюджета.

На графике 2.11 изображена динамика изменения валового внешнего долга на душу населения с 2012 по 2014 годы. На 1 июля 2014 года каждый житель РБ был должен 4288,6 доллара США при средней зарплате по стране около 570 долларов в месяц на каждого работающего.

 

 

График 2.11 - Динамика валового внешнего долга на душу населения, долларов США

Источник: [23]

На графике 2.12 изображена динамика выплат по процентам к внешнему долгу органов государственного управления с 2012 по 2014 годы. В 2012 году на выплаты процентов ушла внушительная сумма в  575,5 млн. долларов. За 2013 год — 477,8 млн. долларов. За первую половину 2014 года — 259,3 млн. долларов. Это — плата за фальшивое процветание перед президентскими выборами 2010 года с повышением средней зарплаты по стране до 500 долларов в месяц, которое было достигнуто за счёт набирания кредитов. А.Г.Лукашенко причинил большой вред белорусской экономике искусственным повышением зарплат, так как страна потратила огромные кредитные ресурсы на текущее потребление. Взятые кредиты ушли в основном на покупку импортных товаров — к примеру, автомобилей. Беларусь поддержала иностранных производителей автомобилей и других товаров вместо того, чтобы развивать на эти деньги свою экономику. Более миллиарда долларов ушло на выплаты процентов к государственному долгу — по сути, они подарены кредиторам. Свои первые облигации Беларусь разместила под 9% годовых. Сейчас ставка по белорусским облигации с погашением в 2018 году составляет около 6,6%. В развитых странах максимальным приемлемым считается уровень примерно в 7% годовых.

 

 

График 2.12 - Выплаты процентов к внешнему долгу органов государственного управления Республики Беларусь

Источник: [23]

Отношение валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляло 55,5% на 1 июля 2014 г., по официальным данным.

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 января 2014 года составил 35,7 трлн. рублей, увеличившись в 2013 году на 9,8 трлн. рублей, или на 38,1% (с учетом курсовых разниц).

На чистой основе в 2013 году размещено внутренних валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 803,4 млн. долларов США. Поступления от размещения валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц (без учета операций по обмену) составили 949,2 млн. долларов США (в т.ч. 841,5 млн. долларов США – для юридических лиц и 107,7 млн. долларов США – для физических лиц). Погашение валютных государственных облигаций (без учета операций по обмену) составило 145,8 млн. долларов США (в т.ч. 95,9 млн. долларов США – юридическим лицам и 49,9 млн. долларов США – физическим лица).

На чистой основе в 2013 году размещено внутренних государственных облигаций для юридических лиц, номинированных в белорусских рублях, на сумму 764,9 млрд. рублей. Поступления от размещения (без учета операций по обмену) составили 1 600,0 млрд. рублей, погашение облигаций (без учета операций по обмену) – 835,1 млрд. рублей.

Таким образом, привлечено внешних и внутренних государственных займов в свободно конвертируемой валюте на общую сумму 3 378,8 млн. долларов США, погашено – 2 141,6 млн. долларов США [19].

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 ноября 2014 года составил 43,7 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 8,0 трлн. рублей, или на 22,4% (с учетом курсовых разниц).

За январь-октябрь 2014 года размещено внутренних государственных облигаций для физических лиц на сумму 35,5 млн. долларов США и для юридических лиц на сумму, эквивалентную 462,9 млн. долларов США, и 2 241,5 млрд. рублей. С начала 2014 года погашено государственных облигаций для физических и юридических лиц на сумму 149,7 млн. долларов США и 240,3 млрд. рублей [25].

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Система межбюджетных отношений в Республике Беларусь во многом определена сложившимся административно-территориальным делением, которое не изменилось со времен распада Советского Союза. Наиболее общие принципы административно-территориального деления предопределили общие подходы к построению местных финансов и бюджетных систем в Беларуси. В настоящее время в республике сложились три уровня административно территориальных единиц.

Информация о работе Совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе