Совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 02:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности функционирования бюджетной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть особенности формирования расходной и доходной части бюджета;
- рассмотреть сущность государственного бюджета как механизма регулирования экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…..……… 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ …………………………..…. 8
1.1 Экономическая сущность, цели, задачи и функции бюджетной политики
1.2 Виды и элементы бюджетной политики ………………………….…....… 11
1.3 Нормативно – правовое регулирование, формирование и исполнение бюджета в Республике Беларусь ………………………………………..…….. 13
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2012 – 2014 ГГ. …………………………….. 17
2.1 Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета ………………………………………………………………………… 21
2.3 Анализ динамики состава и структуры государственного долга ………. 25
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……………..… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………..…… 36

Файлы: 1 файл

УИРС консол гос бюджет.docx

— 941.36 Кб (Скачать файл)

Как финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъектами хозяйствования и населением. Содержание бюджета во многом определяется такими субъективными факторами, как проводимая правительством экономическая и финансовая политика, приоритеты социально-экономического развития и финансирования и другие. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. 

Таким образом, можно сделать вывод, что в современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций. Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Являясь сметой доходов и расходов государства и оказывая влияние на его благосостояние, бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Именно поэтому планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих являются важными направлениями государственной экономики.

1.2 Виды и элементы бюджетной политики

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть – на какие цели направляются аккумулируемые государством средства [12, с.101].

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и другими факторами.

Для обеспечения сопоставления показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация доходов и расходов.

Бюджетная классификация Республики Беларусь включает:

1. классификацию доходов;

2. классификацию расходов, в том  числе функциональную, ведомственную, экономическую и программную  классификацию расходов;

3. классификацию источников внутреннего  финансирования дефицита;

4. классификацию источников внешнего  финансирования дефицита;

5. классификацию видов внутреннего  государственного долга Республики  Беларусь и долгов органов  местного управления и самоуправления;

6. классификацию видов внешнего  государственного долга Республики  Беларусь [18, с.5]. 

Доходы бюджета включают налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Все бюджетные расходы в зависимости от их роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные. 
Не смотря на различия в структуре бюджетов различных государств правительство любой страны в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной, соответствие которых называется “балансом дохода”.

На практике в процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходами размера доходов, так называемый «бюджетный дефицит», либо наоборот превышение доходами расходов («профицит»).

Дефицит (от лат. «Deficit» – недостает) – 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2) недостаток, нехватка чего-либо [10, с.51].

Как финансовая категория дефицит бюджета выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. 

Уровень бюджетного дефицита является одним из важнейших индикаторов состояния экономической конъюнктуры. По формуле (1.1) дефицит бюджета равен сумме совокупных государственных расходов за вычетом налоговых поступлений в бюджет:

D=( G + N + F ) – T (1.1)

где D – бюджетный дефицит,

G – сумма закупок товаров  и услуг,

N – выплата процентов по государственному  долгу,

F – общий объем социальных  выплат,

Т – налоги.

Бюджетный дефицит является проявлением кризиса государственных финансов. Однако следует учитывать, что в отличие от других внутренне присущих экономической системе отрицательных категорий (кризис, инфляция, безработица) дефицит бюджета может заключать в себе и некоторые позитивные импульсы, утрата которых подрывала бы способность системы к разрешению периодически обостряющихся в ходе ее развития противоречий [5, с. 243].

Международной практикой определен оптимальный размер бюджетного дефицита, который не должен превышать 2-3 % ВНП или 5 % от национального дохода, или 8-10 % от расходной части бюджета.

К возникновению и росту бюджетного дефицита приводят:

• частые и продолжительные спады производства;

• чрезмерные социальные расходы: на социальное обеспечение и здравоохранение, на образование и создание новых рабочих мест, – безотносительно к динамике экономической эффективности; 

• усиление влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов;

• расширение "теневой экономики" в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится, напротив, фактором его роста. 

• бюрократизация государственного управления, вызывающей рост непроизводительных управленческих расходов;

• увеличение затрат на обслуживание государственного долга, что формирует некий порочный круг: старый долг через рост расходов порождает новые долги государства;

• неудовлетворительная организация процесса налогообложения и негативное отношение к ней налогоплательщиков;

• милитаризация экономики: увеличение расходов на ведение "холодной" (гонки вооружений) или "горячей" войны (связанной с ведением активных военных действий) [3, с.128]. 

Говоря о сущности дефицита важно уяснить, что речь идет не об арифметическом превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета – это сложная финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения вновь созданной стоимости через бюджетную систему страны.

Таким образом, планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих является важным направлением государственной экономики. Достижение такого состояния государственных финансов, при котором бы доходы равнялись расходам, является основной задачей всех государств. При этом необходимо учитывать, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом. И не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ. 

1.3 Нормативно – правовое регулирование, формирование и исполнение бюджета в Республике Беларусь

Бюджетная система и принципы ее построения – основа бюджетного устройства современного государства. Под бюджетной системой понимают совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридических норм.

Действие бюджетных отношений ограничено областью бюджетного распределения и осуществляется в рамках бюджетного процесса, под которым понимается регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета [4, с.6].

Несмотря на ограничения, бюджет воздействует на все стороны общественного воспроизводства и выполняет исключительно важную роль в системе государственного регулирования.

Формы проявления бюджетных отношений различны. Они находят материальное воплощение в бюджетном фонде. Объем бюджетного фонда характеризует степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от уровня экономического развития страны и тех социально-экономических задач, которые решает то или иное государство на конкретном этапе развития.

В бюджетном фонде концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций, населения в виде налогов, сборов и других платежей, которые составляют доходы бюджета. Они предназначены для решения задач в масштабах всего общества путем финансирования общегосударственных расходов: на поддержку отраслей экономики, развитие социальной сферы, организацию управления и обеспечение обороноспособности государства. Это дает основания рассматривать бюджет как основной централизованный фонд денежных средств государства. Бюджетные фонды, формируемые на различных уровнях государственной власти, образуют бюджетную систему. Права участников бюджетного процесса регламентируют бюджетные права [4, с.3].

В странах с различным государственным устройством построение бюджетной системы отличается. По форме государственного устройства страны подразделяются на унитарные и сложные. Унитарное государство – это централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не имеющих в своем составе других территориальных формирований. Сложное государство представляет собой союз государств или объединение относительно самостоятельных территориальных формирований. Оно может существовать как федерация, конфедерация, империя.

Наиболее распространенной формой современного государства является унитарная. Бюджетное устройство унитарного государства определяется следующими особенностями:

а) в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: 

- государственного бюджета, 

- местных бюджетов.

б) административно-территориальные формирования не обладают суверенитетом и имеют ограниченные права в области бюджетного процесса, имеют право принимать собственные нормативные акты при условии их соответствия нормам, принятым центральными органами власти; в) жесткая зависимость связывает бюджеты территорий с центральным бюджетом, что проявляется в том, что распределение доходов и расходные функции региональных бюджетов устанавливаются центральной властью и регламентируются конституцией и законами государства. Степень зависимости административно-территориальных формирований от центральной власти определяет уровень централизации бюджетной системы;

г) действует единая для государства система контрольных органов. Степень подконтрольности бюджетов регионов зависит от уровня централизации бюджетной системы [15, с.128].

Бюджетная система федеративного государства отличается тем, что имеет три уровня:

1) бюджет центрального правительства (федеральный);

2) бюджеты субъектов федерации (республик, штатов, провинций и др.);

З) местные бюджеты.

Федеральные органы осуществляют свои полномочия на территории всего государства, а органы субъектов федерации – в пределах своей территории.

Но и в унитарных, и в федеративных государствах существует одна общая черта: все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Но для того, чтобы определить направления единой бюджетной политики государства и ее эффективность, а также выявить общие тенденции в развитии доходной части и направление государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона или государства в целом. Такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. Он представляет собой свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета соответствующего административно - территориального образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории через регулирование доходных источников.

Консолидированный бюджет позволяет анализировать, оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используются для расчета финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

- единства;

- полноты отражения доходов  и расходов бюджетов;

- сбалансированности бюджетов;

- гласности;

- самостоятельности бюджетов;

- эффективности использования  бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

- достоверности бюджетов;

Информация о работе Совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе