Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 02:20, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности функционирования бюджетной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть особенности формирования расходной и доходной части бюджета;
- рассмотреть сущность государственного бюджета как механизма регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…..……… 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ …………………………..…. 8
1.1 Экономическая сущность, цели, задачи и функции бюджетной политики
1.2 Виды и элементы бюджетной политики ………………………….…....… 11
1.3 Нормативно – правовое регулирование, формирование и исполнение бюджета в Республике Беларусь ………………………………………..…….. 13
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2012 – 2014 ГГ. …………………………….. 17
2.1 Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета ………………………………………………………………………… 21
2.3 Анализ динамики состава и структуры государственного долга ………. 25
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……………..… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………..…… 36
Государственный бюджет является финансовым планом любого государства, на основе которого осуществляются экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованного государственного фонда денежных средств. В современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций. Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Являясь сметой доходов и расходов государства и оказывая влияние на его благосостояние, бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Именно поэтому планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих являются важными направлениями государственной экономики. Средства государственного бюджета используются для обеспечения выполнения государством своих основных функций, в том числе и для поддержания деятельности отдельных предприятий, и отраслей народного хозяйства.
Достижение такого состояния государственных финансов, при котором бы доходы равнялись расходам, является основной задачей всех государств. Необходимо также учитывать, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. И не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ.
Доходная часть консолидированного бюджета формируется, в большей части, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. При этом государство должно следить за тем, чтобы налоговые поступления не подгонялись под постоянно растущие потребности бюджета, что требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП. Основными задачами в области политики расходов бюджета является сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, реализация программы жилищного строительства, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом [8, с.159].
Таким образом, не смотря на то, что в
связи с переходом к рыночным отношениям
методы и принципы формирования, распределения
и использования бюджетных средств претерпели
ряд существенных изменений, вопросы формирования
и использования государственного бюджета
являются актуальными для Республики
Беларусь. Без надлежащего формирования
доходной и расходной части бюджета невозможно
финансирование государственных проектов,
поддержание науки, здравоохранения, образования,
повышение уровня жизни в государстве.
На основании проведенного анализа можно
сделать вывод, что характерным для государственного
бюджета Республики Беларусь является
несоответствие плановых показателей
на начало года итоговым на конец года.
Для преодоления отрицательных последствий
бюджетного дисбаланса – инфляция, государственный
долг, истощение валютных резервов, снижение
инвестиционной активности, сокращение
экспорта, сопровождаемое увеличением
импорта, снижение жизненного уровня населения,
– необходимо разрабатывать специальную
программу и проводить мероприятия по
сокращению бюджетного дефицита. Разработка
и последовательная реализация мер, направленных
на увеличение доходов и сокращение расходов,
регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное
управление его размером в совокупности
с другими экономическими антикризисными
мерами будут способствовать стабилизации
финансового положения республики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики / Н. Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2002. – 757 с.;
2 Государственные финансы: Учебное пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич и др.; Под ред. Г.К. Мультана. - Минск: БГЭУ, 2005. - 166с.
3 Бункина, М.К. Экономическая политика: учеб. Пособие / М. К. Бункина, А. М. Семенов; под. ред. М. К. Бункиной. – Москва: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1999. – 333 с.;
4 Бюджетный Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 января 2012 г. – Минск: Амалфея, 2012. – 203 с.;
5 Дорнбуш, Р. Макроэкономика: учебник / Р. Дорнбуш, С. Фишер; под ред. Р. Дорнбуш. – Москва: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784 с.;
6 Заико, Л. Ф. Какой бюджет без компромисса, а бизнес – без риска? / Л. Ф. Заико // Дело. – 2002. – № 1. – С. 7-8.;
7 Заяц, В.В. Средства осуществления устойчивого развития / Заяц В. В. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2002. – № 11. – С. 39-47.;
8 Иванова, Н. Г. Казначейская система исполнения бюджета / Н. Г. Иванова, Т. Д. Маковник; под ред. Ивановой Н. Г. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.;
9 Киреева, Е.И. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь / Киреева Е. И. // Директор. – 2004. – № 6. – С. 42-44.;
10 Луссе, А. Макроэкономика: учеб. пособие / А. Луссе – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.;
11 Базылев, Н. И. Макроэкономика [и др.] – 2-е изд.; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.;
12 Базылев, Н. И. Макроэкономика [и др.]; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 1998. – 216 с.;
13 Алексеенко, Т. С. Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под общ. ред. Л. П. Зеньковой – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.;
14 Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебник / Т. Ю. Матвеева – Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.;
15 Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учебн. пособие / Н. А. Мельникова – Минск: БГУ, 2005. – 262 с.;
16. Заяц, А. Бюджетные отношения
и совершенствование
17 О состоянии государственных
финансов Республики Беларусь [Электронный
ресурс] – 2014 г. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/
18 О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 05 мая 1998 г., № 158-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.;
19 Государственный долг Республики Беларусь
на 1 января 2014 г. // Министерство финансов
Респ. Беларусь [Электронный ресурс] –
2014 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
20. Насута, С. Бюджетная политика: ориентиры на перспективу / С. Насута // Финансы. Учет. Аудит. - 2011. - № 7. - С. 13-14.
21. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Адрес в Интернете: www.minfin.gov.by. - Дата доступа 17.12.2014 г.;
22 О республиканском бюджете на 2013 год: Закон Респ. Беларусь от 26 октября 2012г. № 432-З: принят Палатой представителей 8 октября 2012 г., одобрен Советом Республики 10 октября 2012 г.
23 Динамика внешнего долга
Беларуси [Электронный ресурс] – 2014
г. Режим доступа: http://newpresidentbelarus.
24 Отчет о состоянии
государственных финансов
25 Государственный долг
Республики Беларусь на 1 января
2014 г. // Министерство финансов Респ.
Беларусь [Электронный ресурс] – 2014 г.
– Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
26 Рябушкин, Б. Т. Основы статистики финансов: учеб. пособие / Б. Т. Рябушкин. – Москва: Финстатинформ, 1997. – 81 с.
27 Романовский, М. В. Финансы: учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская; под ред. Романовского М. В. – Москва: Перспектива, 2006. – 543 с.
Информация о работе Совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе