Совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 02:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности функционирования бюджетной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть особенности формирования расходной и доходной части бюджета;
- рассмотреть сущность государственного бюджета как механизма регулирования экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…..……… 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ …………………………..…. 8
1.1 Экономическая сущность, цели, задачи и функции бюджетной политики
1.2 Виды и элементы бюджетной политики ………………………….…....… 11
1.3 Нормативно – правовое регулирование, формирование и исполнение бюджета в Республике Беларусь ………………………………………..…….. 13
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2012 – 2014 ГГ. …………………………….. 17
2.1 Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета ………………………………………………………………………… 21
2.3 Анализ динамики состава и структуры государственного долга ………. 25
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……………..… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………..…… 36

Файлы: 1 файл

УИРС консол гос бюджет.docx

— 941.36 Кб (Скачать файл)

Государственный бюджет является финансовым планом любого государства, на основе которого осуществляются экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованного государственного фонда денежных средств. В современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций. Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Являясь сметой доходов и расходов государства и оказывая влияние на его благосостояние, бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Именно поэтому планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих являются важными направлениями государственной экономики. Средства государственного бюджета используются для обеспечения выполнения государством своих основных функций, в том числе и для поддержания деятельности отдельных предприятий, и отраслей народного хозяйства.

Достижение такого состояния государственных финансов, при котором бы доходы равнялись расходам, является основной задачей всех государств. Необходимо также учитывать, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. И не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ.

Доходная часть консолидированного бюджета формируется, в большей части, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. При этом государство должно следить за тем, чтобы налоговые поступления не подгонялись под постоянно растущие потребности бюджета, что требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП. Основными задачами в области политики расходов бюджета является сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, реализация программы жилищного строительства, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом [8, с.159].

Таким образом, не смотря на то, что в связи с переходом к рыночным отношениям методы и принципы формирования, распределения и использования бюджетных средств претерпели ряд существенных изменений, вопросы формирования и использования государственного бюджета являются актуальными для Республики Беларусь. Без надлежащего формирования доходной и расходной части бюджета невозможно финансирование государственных проектов, поддержание науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государстве. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что характерным для государственного бюджета Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса – инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, – необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики / Н. Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2002. – 757 с.;

2 Государственные финансы: Учебное пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич и др.; Под ред. Г.К. Мультана. - Минск: БГЭУ, 2005. - 166с.

3 Бункина, М.К. Экономическая политика: учеб. Пособие / М. К. Бункина, А. М. Семенов; под. ред. М. К. Бункиной. – Москва: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1999. – 333 с.; 

4 Бюджетный Кодекс Республики  Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 января 2012 г. – Минск: Амалфея, 2012. – 203 с.; 

5 Дорнбуш, Р. Макроэкономика: учебник / Р. Дорнбуш, С. Фишер; под ред. Р. Дорнбуш. – Москва: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784 с.; 

6 Заико, Л. Ф. Какой бюджет без компромисса, а бизнес – без риска? / Л. Ф. Заико // Дело. – 2002. – № 1. – С. 7-8.; 

7 Заяц, В.В. Средства осуществления  устойчивого развития / Заяц В. В. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2002. – № 11. – С. 39-47.; 

8 Иванова, Н. Г. Казначейская система  исполнения бюджета / Н. Г. Иванова, Т. Д. Маковник; под ред. Ивановой Н. Г. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.; 

9 Киреева, Е.И. Проблемы реформирования  налоговой системы Республики  Беларусь / Киреева Е. И. // Директор. – 2004. – № 6. – С. 42-44.; 

10 Луссе, А. Макроэкономика: учеб. пособие / А. Луссе – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.; 

11 Базылев, Н. И. Макроэкономика [и др.] – 2-е изд.; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.; 

12 Базылев, Н. И. Макроэкономика [и др.]; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 1998. – 216 с.; 

13 Алексеенко, Т. С. Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под общ. ред. Л. П. Зеньковой – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.; 

14 Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебник / Т. Ю. Матвеева – Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.; 

15 Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая  система Республики Беларусь: учебн. пособие / Н. А. Мельникова – Минск: БГУ, 2005. – 262 с.;

16. Заяц, А. Бюджетные отношения  и совершенствование бюджетного  процесса / А. Заяц //Финансы. Учет. Аудит. - 2006. - № 11. - С. 10-13.

17 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2014 г. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/yj2014.pdf – Дата доступа: 17.12.2014 г.; 

18 О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 05 мая 1998 г., № 158-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.;

19 Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2014 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2014 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/public_debt/pressreleases/ a0a0a228aac08249.html . – Дата доступа: 17.12.2014 г.; 

20. Насута, С. Бюджетная политика: ориентиры на перспективу / С. Насута // Финансы. Учет. Аудит. - 2011. - № 7. - С. 13-14.

21. Официальный сайт Министерства  финансов Республики Беларусь [Электронный  ресурс]. - Адрес в Интернете: www.minfin.gov.by. - Дата доступа 17.12.2014 г.;

22 О республиканском бюджете на 2013 год: Закон Респ. Беларусь от 26 октября 2012г. № 432-З: принят Палатой представителей 8 октября 2012 г., одобрен Советом Республики 10 октября 2012 г.

23 Динамика внешнего долга  Беларуси [Электронный ресурс] – 2014 г. Режим доступа: http://newpresidentbelarus.com/Home/ViewArticle/91. – Дата доступа: 17.12.2014 г.; 

24 Отчет о состоянии  государственных финансов Республики  Беларусь за январь-сентябрь 2012 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2014 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/i/budget/yansep2012. – Дата доступа: 17.12.2014 г.; 

25 Государственный долг  Республики Беларусь на 1 января 2014 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2014 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/public_debt/pressreleases/ ccb581a03d01ee61.html . – Дата доступа: 17.12.2014 г.; 

26 Рябушкин, Б. Т. Основы статистики  финансов: учеб. пособие / Б. Т. Рябушкин. – Москва: Финстатинформ, 1997. – 81 с.

27 Романовский, М. В. Финансы: учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская; под  ред. Романовского М. В. – Москва: Перспектива, 2006. – 543 с.


Информация о работе Совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе