Современные проблемы финансовой политики и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности финансовой политики как основы управления финансами, анализ, с целью выявления закономерностей финансовых процессов, поиск проблем ведения данной политики и пути их решения.
Задачами данной курсовой работы является определение сущности, содержания, принципов организации финансовой политики Российской Федерации и попытки дать характеристику основных направлений политики управления финансами. Также одной из задач, является рассмотрение экономической ситуации на 2015 год с целью выявления проблем финансового регулирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
Глава1. Финансовая политика как инструмент управления финансами.
Сущность понятия финансовой политики……………………...
Формы и методы финансового регулирования. Финансовый контроль…………………………………………………………………………..
Система органов управления финансами………………….……
Глава2. Анализ эффективности финансовой политики в РФ…….………
2.1Основные цели и задачи финансовой политики………………….
2.2Эффективность финансовой политики…………………………….
2.3Экстраполяция финансовых показателей…………………………
Глава3.Современные проблемы финансовой политики и пути их решения…
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 145.32 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно отметить, что финансовая политика, это сложная система финансовых отношений включающих множество подуровней и подсистем, которая существует для эффективного обеспечения финансовой стабильности государства и решение поставленных перед ней целей и задач. Особое внимание стоит уделить и методам финансового регулирования, как механизму финансовой политики.

 

 

1.2 Формы и методы  финансового регулирования. Финансовый  контроль

 

Финансовый контроль – это основа управления финансовой системой, основной задачей которой является отслеживание правильности осуществления финансовых сделок в процессе финансовых отношений и выявления нарушений, с целью предупреждения дисфункции финансовой системы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ ст.265, существует определенный перечень видов государственного (муниципального) финансового контроля:

  1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
  2. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
  3. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
  4. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
  5. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  6. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности. [2, с.65]

В свою очередь формы финансового контроля имеют следующую классификацию:

1) время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;

2) субъекты контроля — президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный аудиторский;

3) объекты контроля — бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой [11, с.110].

В финансовой теории выделяют — обязательный (внешний), инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе законодательства Российской Федерации и проводится по следующим положениям::

  • в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных органов власти за исполнение бюджета по итогам за год;
  • по решению компетентных государственных органов.

Так например это можно отнести, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, к налоговым проверкам, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчётности предприятий и организаций и т. д. Инициативный (внутренний) контроль не является следствием финансового законодательства, но выступает неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Под методами финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления. Проведение методов финансового контроля, как правило, всегда планируется. Систему методов финансового контроля составляют: аудит, ревизия, проверка, анализ финансово — хозяйственной деятельности.

Аудит –независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия построенная на основе проверки соблюдения правил и порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности всех сторон хозяйственной деятельности предприятия.

Ревизия — наиболее качественный метод последующего контроля, целью которой является — изучить, с помощью специальных приемов документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций.

Тематическая проверка (обследование), отличается от ревизии тем, что проводится по определенному перечню вопросов или по одной теме с помощью ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и финансовой деятельности.

Счетная проверка отчетности – контроль правильности и адекватности бухгалтерских отчетов и балансов. Это одна из последующего контроля, осуществляемого планомерно финансовыми органами, которые контролируют расчеты предприятий и производственных объединений по платежам из прибыли.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово – бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение – является постоянным контролем со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

Итак, неотъемлемой частью финансовых отношений следует считать финансовый контроль, так как это механизм регулирования финансовых отношений посредством определенных, установленных законодательством, методов, с целью выявления и пресечения нарушений, а также требования вынесения наказания за экономические преступления со стороны субъектов финансовых отношений.

 

1.3 Система органов  управления финансами

 

Управление финансами – это процесс планирования, мотивации и организации  контроля с помощью системы методов воздействия на объект финансового управления для достижения определенного результата [6, с.83].

Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ:

  1. — Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.
  2. Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.
  3. — Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, об изменении финансовых обязательств государства, о выпуске госзаймов и другие законопроекты, предусматривающие расходы, финансируемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
  4. — Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. Таким образом ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.
  5. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом[19, с.79].

ФЗ № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год  и плановой период 2016 и 2017 годов»: ст.1, п.4,5:

  • верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 8 119 869 325,1 тыс. рублей;
  • верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 52,6 млрд. долларов США, или 45,7 млрд. евро.

Операции с государственным внешним долгом регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

Право на осуществление государственных внешних заимствований находится в компетенции Правительства РФ. К примеру, Минфин разрабатывает проекты программ внешних заимствований и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономику иностранных кредитных ресурсов.

Основные положения и сущность функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:

  • разработка и реализация единой государственной финансовой политики;
  • составление проекта и исполнение государственного бюджета;
  • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;
  • обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию рынка.

В соответствии с положением Министерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.

Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.

Основными задачами органов Федерального Казначейства являются:

  • организация, осуществление и контроль исполнение бюджета РФ;
  • управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
  • финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;
  • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
  • управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
  • предоставление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Информация о работе Современные проблемы финансовой политики и пути их решения