Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 19:52, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности финансовой политики как основы управления финансами, анализ, с целью выявления закономерностей финансовых процессов, поиск проблем ведения данной политики и пути их решения.
Задачами данной курсовой работы является определение сущности, содержания, принципов организации финансовой политики Российской Федерации и попытки дать характеристику основных направлений политики управления финансами. Также одной из задач, является рассмотрение экономической ситуации на 2015 год с целью выявления проблем финансового регулирования.
Введение……………………………………………………………………………
Глава1. Финансовая политика как инструмент управления финансами.
Сущность понятия финансовой политики……………………...
Формы и методы финансового регулирования. Финансовый контроль…………………………………………………………………………..
Система органов управления финансами………………….……
Глава2. Анализ эффективности финансовой политики в РФ…….………
2.1Основные цели и задачи финансовой политики………………….
2.2Эффективность финансовой политики…………………………….
2.3Экстраполяция финансовых показателей…………………………
Глава3.Современные проблемы финансовой политики и пути их решения…
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………
Еще одним важным критерием эффективности проведения и финансовой политики и снижением бюджетного дефицита является неукоснительное снижение налоговых задолженностей, в том числе по федеральным, региональным и местным налогам (табл. 2).
В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными.
По данным табл. 4 можно сделать вывод, что наибольшая задолженность по налогам и сборам наблюдается по НДС, а также на прибыль организаций. Снижение этих задолженностей приведет к снижению государственных займов до минимума.
Основным и немаловажным показателем эффективности действующей финансовой политики можно считать Внешний и внутренний государственный долг. Так как государственные займы являются одним из инструментов покрытия бюджетного дефицита страны, то его состояние и уровень отражает экономическое положение в реальном времени.
Рис. 2. Фактический и прогнозируемый государственный долг в динамике с 1998-2016гг.
На вышеуказанном графике (рис. 2.) прослеживается динамика внешнего государственного долга РФ в 20 летний период. По данным рисунка можно сделать вывод, что самые высокие показатели гос. долга наблюдались в кризисный и посткризисный период в 1998-2000 годах. Затем к 2008 году этот показатель принял минимальную отметку и составил 29,9 ВВП в процентном выражении. И на сегодняшний день можно наблюдать отрицательную динамику, что позволяет в краткосрочном периоде оценить величину гос. займов. К концу 2016 цифра будет стремиться к 20% ВВП
Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ. Оценка эффективности финансовой политики является основным критерием к стратегическому планированию в сфере финансов и адекватному оцениванию текущего состояния экономики страны. Перспектива же осуществляется на ретроспективе с помощью различных эконометрических методов, например экстраполяции показателей временных рядов.
2.3 Экстраполяция финансовых показателей
Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Непосредственно при планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов и выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом является составление финансовых планов.
Для конкретного расчета экстраполяции финансовых показателей ниже приведена таблица прогноза доходов и расходов бюджета РФ и его фактическое состояние ( табл. 5)
Таблица 5
Прогноз доходов бюджетов бюджетной системы (в % к ВВП)
2007 |
2008 |
2013 |
2018 |
2023 | |
Доходы ФБ |
23,6 |
21,4 |
17,1 |
14,7 |
12,9 |
Доходы КБ |
35,7 |
32,5 |
27,7 |
25,0 |
22,8 |
Доходы БС |
40,2 |
37,1 |
35,1 |
32,8 |
31,7 |
Нефтегазовые доходы |
8,8 |
10,1 |
5,4 |
4,0 |
3,1 |
На основе данных таблицы можно построить уравнение регрессии на котором явно отражена краткосрочна перспектива финансовых процессов, а именно прогноз доходов бюджета РФ (рис. 3).
Рис. 3 Прогноз дохода Федерального бюджета Российской Федерации до 2025 г.
По данным графика следует отметить, что наблюдется отрицательная тенденция в доходной части бюджета Российской Федерации. Эта тенденция является следствием текущих экономических процессов внутри государства и на международном уровне.
Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, при этом форма финансового плана и состав его показателей отражает специфику соответствующего звена финансовой системы. Например, коммерческие предприятия и организации составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, — сметы; колхозы, кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании — финансовые планы; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.
Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резерва роста доходов, экономии расходов; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.
В странах с рыночной экономикой программный метод преобладает над планированием, тогда как в России до недавнего времени программы и прогнозы лишь дополняли план.
Глава 3 Современные проблемы финансовой политики и пути их решения
На сегодняшний день сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может достигаться в следствие сокращения расходов и поднятия ставки налогообложения, увеличения базы эмиссионных и не эмиссионных источников покрытия бюджетного дефицита. Федеральный бюджет на 2015 г. для решения этой задачи предусматривает первичный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. Однако текущая тенденция в современных условиях является не столь оптимистичной как предполагалось. Дефицит бюджета на 2015 год вполне ощутимый, и прогнозируемый период 2016-2017 годов явно будет отличаться от планируемого.
Максимизация доходов бюджета, за счет сбора налогов достигается с помощью увеличения и расширения налогооблагаемой базы, ликвидации просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особо важную роль играет корректировки в налоговом законодательстве. Низкий показатель сбора налогов – это не только укрывание выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма уклонения от уплаты налогов через недостатки, содержащиеся в правовых актах, а главное – постоянное сжатие налогооблагаемой базы в результате сокращения реального валового внутреннего продукта. На сегодняшний день основная производительная сила общества – человеческий ресурс – не распологает возможностью удовлетворения социальных потребностей, своего нормального расширенного воспроизводства, образуется "порочный круг" где: нет спроса на продукцию, нет доходов, нет развития производства, нет накоплений нет инвестиций, неуклонно растет импорт а также, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала.
Все возможности снижения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. На современном этапе речь лишь может идти об оптимизации расходно-доходных статей бюджетов всей бюджетной системы Также следует обратить внимание а обязательство обслуживания государственного долга. Существует необходимость решения вопроса о реструктуризации государственного долга и установлении жесткой верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Покрытие бюджетного дефицита за счет выпуска ценных бумаг, имеющих низкую ликвидность, не дает способность эффективно управлять государственным долгом. Важнейшая задача всех ветвей государственной власти, это принятие эффективных, а главное незамедлительных решений по принятию конкретных статей бюджета, а также внесение и рассмотрение нормативных документов регулирующих финансовую политику в целом.
Реальный бюджет – это возможность исполнения и контроля за исполнением статей расходов бюджета, которая отражает реальное состояние экономики. Одной из главных причин внесения изменений в финансовую политику является повышение инфляции, рычагом для которой могут выступать ряд факторов, также снижается покупательная способность населения, ликвидность денег и долговых обязательств, а также падение национальной валюты по отношению к зарубежной.
Увеличение совокупного предложения в наши дни может обеспечить только инвестиции в финансовую сферу, за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов. В ходе сокращения государственного сектора в экономике и увеличения частного, с дальнейшим расширением инвестиционной базы в малый бизнес и наукоемкое производство дает мощную базу для формирования стабильного экономического состояния.
Все это негативно влияет на восприятие уровня рубля и занижает его показатели ВВП по паритету покупательной способности, что выводит из равновесие национальную денежную систему и ряд механизмов по ее регулированию. Для решение возникшей ситуации государство вынуждено прибегать к конвертации иностранной валюты, которая принадлежит физическим лицам и хранится в виде сбережений вне банковской системы, в рублевые активы. Все это происходит для привлечения средств на счета коммерческих банков, а также гарантирования сохранности вкладов и их индексации. В основу финансовой политики также закладывается регулирование уровня процентных ставок, и уровень налоговой ставки.
Еще одна из важных проблем федерального бюджета, это повышение отдачи частной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Настоящие положения могут быть закреплены в договорах, имеющих юридическую, а главное экономическую силу. Также существует необходимость обеспечения поступления дивидендов в федеральный бюджет от использования государственной собственности. В этом случае верным решением будет, организовать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка – Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы. А также, сформировать систему доверительного управления пакетами акций, создать полный перечень объектов недвижимости, в том числе незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях. Следует обеспечить подтверждение прав Российской Федерации на зарубежную собственность и максимизация эффективности от ее использования.
В ходе процесса формирования бюджета на всех уровнях особое значение имеет их кассовая активность. В ходе финансового менеджмента в денежных потоках государства возникают временные кассовые разрывы. Снижение остатков на отдельных бюджетных счетах возможна только с переходом к единому счету Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. Вся казначейская система требует незамедлительного реформирования, с целью максимизации ее самостоятельности, для поддержания финансовой дисциплины по опыту зарубежных стран.
Считается необходимым обратить внимание финансовой политики и денежно-кредитной на современное геополитическое состояние соседних стран. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Для эффективной стабилизации всей экономической и финансовой системы необходимо::
Крайне важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы всех слоёв населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным и экономическим потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в поле зрения макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.
Заключение
Значение и роль финансовой политики в экономике государства и в целом в процессе управления текущими экономическими процессами невозможно переоценить. Однако финансовая политика не имеет полную самостоятельность в своих механизмах управления и ощущает влияние непосредственно протекающих политических процессов. В ходе изучения дисциплины «финансы» нельзя не изучить особо глубоко экономические процессы в финансовой системе, а также финансовую политику, как основной инструмент регулирования экономики. В то время, когда речь идет о недостатках инструмента или механизма, о целях и путях их достижения, возникающих задачах и проблемах в области финансов, денежного обращения и кредита, - мы занимаемся политикой.
Информация о работе Современные проблемы финансовой политики и пути их решения