Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является малый и средний бизнес.
Предметом выступают финансы малого и среднего бизнеса.
Цель курсовой работы заключается в изучении роли финансов в развитии малого и среднего бизнеса. Из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
- дать характеристику малого и среднего бизнеса в России;
- выделить специфические особенности, виды и источники его финансирования;
- обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях;
- предложить рекомендации решения проблем малого и среднего бизнеса на основе финансового стимулирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы малого и среднего предпринимательства…………...
5
1.1 Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской федерации………………………………...

5
1.2 Развитие малого и среднего бизнеса в России………………………………
12
2 Роль финансов в развитии малого и среднего бизнеса……………………….
16
2.1 Классификация видов и источников финансирования малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………………...

16
2.2 Общие принципы оказания финансовой поддержки малому и среднему бизнесу……………………………………………………………………………..

20
3 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и пути их решения…………………………………………………………………...

22
3.1 Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России…………………
22
3.2 Оценка региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства Красноярского края и пути их совершенствования…...

26
Заключение…………………………………………………………………………
34
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 84.40 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………

3

1 Теоретические основы  малого и среднего предпринимательства…………...

5

1.1 Понятие и общая характеристика  субъектов малого и среднего  предпринимательства в Российской  федерации………………………………...

 

5

1.2 Развитие малого и среднего бизнеса в России………………………………

12

2 Роль финансов в развитии  малого и среднего бизнеса……………………….

16

2.1 Классификация видов  и источников финансирования  малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………………...

 

16

2.2 Общие принципы оказания финансовой поддержки малому и среднему бизнесу……………………………………………………………………………..

 

20

3 Современные проблемы развития малого и среднего  бизнеса в России и пути их решения…………………………………………………………………...

 

22

3.1 Проблемы развития малого и среднего  бизнеса в России…………………

22

3.2 Оценка региональных программ  поддержки малого и среднего  предпринимательства Красноярского  края и пути их совершенствования…...

 

26

Заключение…………………………………………………………………………

34

Список литературы………………………………………………………………...

36

Опись приложений.……………………………………………………………......

38


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Малый и средний бизнес имеет большое значение в развитии производительных сил общества, в решении социально-экономических проблем, в ускорении научно-технического прогресса. На это указывает многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других, высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной рыночной экономикой. По оценкам некоторых научных и исследовательских центров поддержки предпринимательства, в этих странах занятость в малом и среднем бизнесе превышает пятьдесят процентов (в Японии - почти восемьдесят процентов), а его доля во внутреннем валовом продукте составляет от пятидесяти до шестидесяти процентов. Количество малых и средних предприятий на тысячу жителей максимальное в США – семьдесят четыре, в европейских странах - от тридцати пяти, во Франции до шестидесяти восьми, в Италии в среднем в десять раз больше, чем в России. Внимание к малому и среднему бизнесу в разных странах мира в последние годы связано с тем, что он помогает решать важнейшие проблемы - снижает безработицу и ускоряет инновационный процесс.

Малый и средний бизнес способствует созданию новых рабочих  мест, техническому прогрессу, проведению диверсификации, смягчению кризисных  явлений, более полному использованию  местных ресурсов, развитию конкуренции  и структурной перестройке экономики. Малое и среднее предпринимательство  быстрее появляются и исчезают, их крах не создает неразрешимых проблем  для региональных властей. В малом  и среднем предпринимательстве  собственник часто является и  руководителем фирмы. Выживание  фирмы и уровень доходов ее работников прямо зависят от результатов  их работы. Поэтому малый и средний  бизнес более динамично реагируют  на рыночные изменения. Именно гибкость и высокая приспособляемость  к рыночным изменениям является главным  их достоинством.

Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость  развития предприятий малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Малое и среднее предпринимательство, как ничто другое, может способствовать экономической и политической стабильности в обществе, преданию конкуренции цивилизованных черт. Оно, по мнению экспертов, может  дать  России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, поэтому данная тема наиболее актуальна в современной жизни нашей страны.

Актуальность темы определяется и необходимостью анализа состояния  малого и среднего предпринимательства  на современном этапе, эффективности  создаваемых на федеральном и  региональном уровне механизмов и инструментов поддержки сектора, перспектив его  развития, а главное - выявления проблем  в условиях кризиса и поиска путей  их решения.

Объектом курсовой работы является малый и средний бизнес.

Предметом выступают финансы  малого и среднего бизнеса.

Цель курсовой работы заключается в изучении роли финансов в развитии малого и среднего бизнеса. Из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:

- дать характеристику малого и среднего бизнеса в России;

- выделить специфические особенности, виды и источники его финансирования;

- обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях;

- предложить рекомендации решения проблем малого и среднего бизнеса на основе финансового стимулирования.

При подготовке данной работы были использованы нормативно-правовые акты РФ; учебники, монографии отечественных  и зарубежных авторов; материалы  периодических изданий.

При выполнении курсовой работы были использованы такие методы, как  анализ, синтез, индукция, дедукция.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы малого и среднего предпринимательства

1.1 Понятие и  общая характеристика субъектов  малого и среднего предпринимательства  в Российской федерации

 

Малое и среднее предпринимательство  признано одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики России, целями которой являются обеспечение стабильного экономического развития, создание рациональной структуры экономики, повышение благосостояния населения страны.

Законодательная база, регулирующая развитие данного института в  РФ, в настоящее время претерпевает существенные изменения. С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ), и прекратил свое действие прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Предложения об изменении  и обновлении законодательства в данной сфере имеются в современной юридической литературе. Так, Л.Т. Ибадова, касаясь данной проблемы, отмечала, что действующее законодательство было не только неэффективно, но и не регулировало многие отношения. По ее мнению и высказываниям других исследователей, дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране невозможно без совершенствования его нормативной базы [3, с. 24]. Т.М. Гандилов также считает, что проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации коренятся в самом законодательстве, которое нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании [1, с. 76]. Многие нормы Закона № 88-ФЗ либо устарели, либо носили декларативный, ни к чему не обязывающий характер. Так, к концу срока действия Закона № 88-ФЗ семь из двадцати трех его статей потеряли юридическую силу, хотя касались вопросов, имеющих существенное значение для малого бизнеса, в частности предоставления льгот по налогообложению, амортизационных отчислений, размещения определенной доли государственных заказов у малых предприятий и др. Такое положение дел отрицательно сказывалось на правовом регулировании деятельности субъектов малого предпринимательства в целом [1, с. 51].

На сегодняшний день в Российской Федерации приняты и действуют  ряд законодательных и нормативных  актов, призванных повысить роль малого и среднего предпринимательства  в социально-экономическом развитии общества, в том числе активизировать их инновационную деятельность, среди  которых наиболее важными являются следующие:

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

2. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";

3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»;

6. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»;

7. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";

8. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

9. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

10. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

11. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

12. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

13. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»;

14. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

15. Федеральный закон от 7 марта 2011 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки";

16. Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

17. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике";

18. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»;

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79 «Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства»;

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства»;

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»;

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства»;

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. N 961 "О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества";

Информация о работе Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и пути их решения