Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа
Объектом курсовой работы является малый и средний бизнес.
Предметом выступают финансы малого и среднего бизнеса.
Цель курсовой работы заключается в изучении роли финансов в развитии малого и среднего бизнеса. Из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
- дать характеристику малого и среднего бизнеса в России;
- выделить специфические особенности, виды и источники его финансирования;
- обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях;
- предложить рекомендации решения проблем малого и среднего бизнеса на основе финансового стимулирования.
Введение……………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы малого и среднего предпринимательства…………...
5
1.1 Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской федерации………………………………...
5
1.2 Развитие малого и среднего бизнеса в России………………………………
12
2 Роль финансов в развитии малого и среднего бизнеса……………………….
16
2.1 Классификация видов и источников финансирования малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………………...
16
2.2 Общие принципы оказания финансовой поддержки малому и среднему бизнесу……………………………………………………………………………..
20
3 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и пути их решения…………………………………………………………………...
22
3.1 Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России…………………
22
3.2 Оценка региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства Красноярского края и пути их совершенствования…...
26
Заключение…………………………………………………………………………
34
Список литературы……………………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Теоретические основы
малого и среднего |
5 |
1.1 Понятие и общая |
5 |
1.2 Развитие малого и среднего бизнеса в России……………………………… |
12 |
2 Роль финансов в развитии
малого и среднего бизнеса…………… |
16 |
2.1 Классификация видов
и источников финансирования
малого и среднего бизнеса…………… |
16 |
2.2 Общие принципы оказания
финансовой поддержки малому и среднему
бизнесу…………………………………………………………… |
20 |
3 Современные проблемы развития
малого и среднего бизнеса в России и пути
их решения…………………………………………………………… |
22 |
3.1 Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России………………… |
22 |
3.2 Оценка региональных программ
поддержки малого и среднего
предпринимательства |
26 |
Заключение…………………………………………………… |
34 |
Список литературы………………………………… |
36 |
Опись приложений.………………………………………………… |
38 |
Введение
Малый и средний бизнес имеет большое значение в развитии производительных сил общества, в решении социально-экономических проблем, в ускорении научно-технического прогресса. На это указывает многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других, высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной рыночной экономикой. По оценкам некоторых научных и исследовательских центров поддержки предпринимательства, в этих странах занятость в малом и среднем бизнесе превышает пятьдесят процентов (в Японии - почти восемьдесят процентов), а его доля во внутреннем валовом продукте составляет от пятидесяти до шестидесяти процентов. Количество малых и средних предприятий на тысячу жителей максимальное в США – семьдесят четыре, в европейских странах - от тридцати пяти, во Франции до шестидесяти восьми, в Италии в среднем в десять раз больше, чем в России. Внимание к малому и среднему бизнесу в разных странах мира в последние годы связано с тем, что он помогает решать важнейшие проблемы - снижает безработицу и ускоряет инновационный процесс.
Малый и средний бизнес
способствует созданию новых рабочих
мест, техническому прогрессу, проведению
диверсификации, смягчению кризисных
явлений, более полному использованию
местных ресурсов, развитию конкуренции
и структурной перестройке
Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость развития предприятий малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Малое и среднее предпринимательство, как ничто другое, может способствовать экономической и политической стабильности в обществе, преданию конкуренции цивилизованных черт. Оно, по мнению экспертов, может дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, поэтому данная тема наиболее актуальна в современной жизни нашей страны.
Актуальность темы определяется и необходимостью анализа состояния малого и среднего предпринимательства на современном этапе, эффективности создаваемых на федеральном и региональном уровне механизмов и инструментов поддержки сектора, перспектив его развития, а главное - выявления проблем в условиях кризиса и поиска путей их решения.
Объектом курсовой работы является малый и средний бизнес.
Предметом выступают финансы малого и среднего бизнеса.
Цель курсовой работы заключается в изучении роли финансов в развитии малого и среднего бизнеса. Из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
- дать характеристику малого и среднего бизнеса в России;
- выделить специфические особенности, виды и источники его финансирования;
- обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях;
- предложить рекомендации решения проблем малого и среднего бизнеса на основе финансового стимулирования.
При подготовке данной работы были использованы нормативно-правовые акты РФ; учебники, монографии отечественных и зарубежных авторов; материалы периодических изданий.
При выполнении курсовой работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1 Теоретические
основы малого и среднего
1.1 Понятие и
общая характеристика
Малое и среднее предпринимательство признано одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики России, целями которой являются обеспечение стабильного экономического развития, создание рациональной структуры экономики, повышение благосостояния населения страны.
Законодательная база, регулирующая развитие данного института в РФ, в настоящее время претерпевает существенные изменения. С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ), и прекратил свое действие прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Предложения об изменении и обновлении законодательства в данной сфере имеются в современной юридической литературе. Так, Л.Т. Ибадова, касаясь данной проблемы, отмечала, что действующее законодательство было не только неэффективно, но и не регулировало многие отношения. По ее мнению и высказываниям других исследователей, дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране невозможно без совершенствования его нормативной базы [3, с. 24]. Т.М. Гандилов также считает, что проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации коренятся в самом законодательстве, которое нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании [1, с. 76]. Многие нормы Закона № 88-ФЗ либо устарели, либо носили декларативный, ни к чему не обязывающий характер. Так, к концу срока действия Закона № 88-ФЗ семь из двадцати трех его статей потеряли юридическую силу, хотя касались вопросов, имеющих существенное значение для малого бизнеса, в частности предоставления льгот по налогообложению, амортизационных отчислений, размещения определенной доли государственных заказов у малых предприятий и др. Такое положение дел отрицательно сказывалось на правовом регулировании деятельности субъектов малого предпринимательства в целом [1, с. 51].
На сегодняшний день в Российской
Федерации приняты и действуют
ряд законодательных и
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
5. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»;
6. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»;
7. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";
8. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
9. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
10. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
11. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
12. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
13. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»;
14. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
15. Федеральный закон от 7 марта 2011 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки";
16. Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
17. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике";
18. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»;
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79 «Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства»;
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства»;
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»;
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства»;
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. N 961 "О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества";