Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является малый и средний бизнес.
Предметом выступают финансы малого и среднего бизнеса.
Цель курсовой работы заключается в изучении роли финансов в развитии малого и среднего бизнеса. Из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
- дать характеристику малого и среднего бизнеса в России;
- выделить специфические особенности, виды и источники его финансирования;
- обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях;
- предложить рекомендации решения проблем малого и среднего бизнеса на основе финансового стимулирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы малого и среднего предпринимательства…………...
5
1.1 Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской федерации………………………………...

5
1.2 Развитие малого и среднего бизнеса в России………………………………
12
2 Роль финансов в развитии малого и среднего бизнеса……………………….
16
2.1 Классификация видов и источников финансирования малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………………...

16
2.2 Общие принципы оказания финансовой поддержки малому и среднему бизнесу……………………………………………………………………………..

20
3 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и пути их решения…………………………………………………………………...

22
3.1 Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России…………………
22
3.2 Оценка региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства Красноярского края и пути их совершенствования…...

26
Заключение…………………………………………………………………………
34
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 84.40 Кб (Скачать файл)

К восьмидесятым годам  двадцатого столетия экономика России оказалась в кризисной ситуации, что требовало проведение ряда реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики к  рыночной экономике. Так в середине восьмидесятых годов партийные  и хозяйственные руководители высшего  уровня приняли решение о перестройке  всей системы общественно-экономических  отношений. Перестройка проходила  в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией  управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической  системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае имеются ввиду первые формы  малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего  СССР в 1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров  СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных  форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления  Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

К началу девяностых годов  сфера деятельности малого бизнеса  расширяется, количество людей, принимающих  в нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Создаются  кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

В 1991 - 1992 годах произошли  коренные изменения в отношении  государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие  широкие возможности для масштабного  развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим  реформам малый бизнес развивался очень  динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего, в  его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых  предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год» [22, с. 63]. Данный период охарактеризовался  появлением среднего и крупного бизнеса  в России.

Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным  участием малого бизнеса в сфере  услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и  длительного пользования. Также  происходит деление предприятий  по критерию их размера в зависимости  от численности работающих, стоимости  основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

К 1995 году порядка шестидесяти пяти процентов  всех российских частных предприятий  стали малыми. В это период создается  нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих  малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и  финансовые услуги.

С 1997 года совокупный прирост числа малых  предприятий примерно составил 0,1-2,5 процентов, что свидетельствует  о поступательном, хотя и очень  медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен  спад в развитии малого бизнеса, который  усугубился в 2002 году. На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при  развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное  развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением  наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской  деятельности весьма полезны и доходны [3, с. 340]. Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых  предприятий, что продолжается до сих  пор. Но, несмотря на колебания числа  малых предприятий в стране, объем  производимой ими продукции и  услуг неуклонно растет, увеличивается  и число рабочих мест.

В настоящее время Россия отстает от большинства развитых стран по основным показателям, характеризующим  сферу малого бизнеса. Это свидетельствует  о недостаточном развитии данного  сектора российской экономики, что  не позволяет ему в полной мере осуществлять все свои функции. Однако с каждым годом количество малых  предприятий возрастает. Согласно данным Росстата России, по состоянию на 1 января 2011 года в Российской Федерации осуществляют деятельность 5,8 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в  том числе 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей и 1,7 млн. юридических лиц. Был проведен анализ уровня активности развития малого и среднего бизнеса по регионам России, результаты которого представлены в  приложении 2.

Как видно из таблицы, приведенной  в приложении 2, по количеству малых  предприятий лидирует Центральный  и Приволжский федеральные округа. Всего в сфере малого и среднего бизнеса в Российской федерации  занято 16,9 млн. человек, в том числе 12,8 млн. юридических лиц и 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей.

Отраслевое распределение  малых и средних предприятий  характеризуется высокой долей  предприятий оптовой и розничной  торговли, которые составляют по итогам 2009 года 41% от всех юридических лиц. Такие компании обеспечили 3505 тыс. человек  рабочими местами. Второй по численности  субъектов малого и среднего предпринимательства  вид деятельности – это предоставление услуг, в него вовлечено 18% компаний. В указанной сфере занято около 2000 тыс. человек. Третья отрасль, в которой  представлено значительное число малых  и средних компаний – это строительство: 195961 компаний, которые предоставляют  рабочие места для 1800 работников. На четвертом месте по числу действующих  малых и средник компаний –  обрабатывающие производства, которые  предоставили 2000 рабочий мест.

Такая отраслевая структура  малого и среднего предпринимательства  остается практически неизменной на протяжении 10 лет. При этом необходимо отметить, что число компаний, занятых  в сфере торговли постепенно снижается. При этом динамика компаний, занятых  в сфере науки, научных исследований отрицательна. Так, в 2004 году такие компании составляли 2,5% от общего числа субъектов  малого и среднего бизнеса. В 2009 году доля снизилась до 0,75%. В таких  компаниях трудится 78400 человек, что  составляет лишь 0,65% занятых в секторе. Снижение постоянно занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в 2009 году произошло лишь на 3% и обусловлено, прежде всего, переводом части работников на работу по совместительству, подряду, а также увеличением числа  действующих индивидуальных предпринимателей. Однако наибольший интерес представляет сопоставление отраслевого распределения  средних и малых компаний (приложение 3).

Как видно из таблицы, представленной в приложении 3, число средних  компаний, занятых в промышленности сопоставимо с числом компаний, занятых  в сфере торговли.

Таким образом, можно сделать  вывод о недостаточном развитии данного сектора российской экономики  как в большинстве регионов, так  по отраслям, за исключением торговли. Одной из важнейших проблем при  создании и функционировании малого предприятия является определение  источника финансирования основного  и оборотного капитала.

 

2 Роль финансов  в развитии малого и среднего  бизнеса

2.1 Классификация  видов и источников финансирования  малого и среднего бизнеса

 

Финансы — обобщающий экономический  термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении. использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствами-субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, пользованием денег.

Финансирование — процесс образования  капитала фирмы во всех его формах, обеспечение денежными средствами (денежное обеспечение) потребностей расширенного воспроизводства.

Необходимо отметить, что понятие  «финансирование» тесно связано с понятием «инвестирование». Однако они не тождественны. Если финансирование — это формирование денежных средств, то инвестирование — это их использование (вложение). Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предшествует второму.

Классификацию видов финансирования можно провести по нескольким основаниям.

  1. В зависимости от источника получения денежных средств финансирование бывает:

- внутреннее - образование финансовых ресурсов в процессе хозяйственной деятельности организации. В состав внутренних источников финансирования входят прибыль, в том числе внереализационные доходы за вычетом расходов на их осуществление, амортизационные отчисления, средства от страхования деятельности и т.д.;

- внешнее - это получение безвозмездной финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных источников, привлечение банковских и небанковских кредитов и т.д. Внешние источники финансирования, в свою очередь, подразделяются на бюджетные и внебюджетные.

    1. В зависимости от субъекта финансирования:

- самофинансирование;

- государственное;

- банковское;

- кооперативное;

- партнерское и др.

  1. В зависимости от способа финансирования:

- прямое - предоставление кредита, безвозмездной финансовой помощи и т.д.;

- косвенное - передача денежных средств происходит опосредованно, через определенные операции (например, лизинг, франчайзинг, гарантии и т.д.).

Вышеприведенные виды финансирования имеют соответствующие источники.

  1. Самофинансирование:

- накопленная капитализированная прибыль (за счет фонда развития фирмы);

- накопленный амортизационный фонд и текущие амортизационные отчисления;

- резервный фонд для покрытия временных текущих убытков, планируемых на период, предшествующий выходу предприятия на проектные показатели объемов выпуска и продаж;

- уставный капитал (при превышении им действующего норматива поддержания определенной величины уставного капитала).

    1. Заемные средства:

- банковские кредиты;

- средства, выручаемые от размещения на биржевых или внебиржевых фондовых рынках облигаций предприятия;

- коммерческий кредит поставщиков материальных ресурсов (запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, услуг

контрагентов и пр.) при покупке их в рассрочку или с отсроченным платежом;

- лизинг.

3. Привлеченные средства:

- от акционеров - учредителей (участников) и тех, кто приобрел акции предыдущих дополнительных эмиссий (выпусков акций);

- от размещения на фондовом рынке новых выпусков акций;

- франчайзинг.

  1. Прочие смешанные или нетрадиционные источники финансирования:

- выпуск и размещение конвертируемых акций и облигаций;

- инновационный кредит;

- получение форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки и при наличии от заказчика авансовых платежей.

Основными видами заемных средств являются банковский кредит, коммерческий кредит, форвардные контракты.

Банковский кредит - это выданные банком предприятиям и физическим лицам денежные средства на определенный сроки определенные цели, на возвратной основе и обычно с уплатой процентов. Банк имеет специальное разрешение (лицензию) на проведение банковских операций.

Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и составляемыми на его основе кредитными договорами. В договорах указывают объекты кредитования, условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимного обеспечения обязательств, перечень и периодичность представления соответствующих документов и т. п.

В зависимости от целевого назначения и сроков предоставления различают краткосрочный и долгосрочный кредиты.

Краткосрочный кредит выдается на нужды текущей деятельности предприятий (необходимые для выполнения плана) и предоставляется, как правило, на срок до одного года. Долгосрочный кредит используется на цели производственного и социального развития предприятия (для строительства и приобретения объектов основных средств, расширения и совершенствования производства и др.) и выдается на срок свыше одного года.

Для получения кредита предприятие направляет банку заявление с приложением копий учредительных документов, расчетов, бухгалтерских и статистических отчетов и других-данных, подтверждающих обеспеченность кредита и реальность его возврата.

Информация о работе Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и пути их решения