Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа
Объектом курсовой работы является малый и средний бизнес.
Предметом выступают финансы малого и среднего бизнеса.
Цель курсовой работы заключается в изучении роли финансов в развитии малого и среднего бизнеса. Из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
- дать характеристику малого и среднего бизнеса в России;
- выделить специфические особенности, виды и источники его финансирования;
- обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях;
- предложить рекомендации решения проблем малого и среднего бизнеса на основе финансового стимулирования.
Введение……………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы малого и среднего предпринимательства…………...
5
1.1 Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской федерации………………………………...
5
1.2 Развитие малого и среднего бизнеса в России………………………………
12
2 Роль финансов в развитии малого и среднего бизнеса……………………….
16
2.1 Классификация видов и источников финансирования малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………………...
16
2.2 Общие принципы оказания финансовой поддержки малому и среднему бизнесу……………………………………………………………………………..
20
3 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и пути их решения…………………………………………………………………...
22
3.1 Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России…………………
22
3.2 Оценка региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства Красноярского края и пути их совершенствования…...
26
Заключение…………………………………………………………………………
34
Список литературы……………………………………………………
К восьмидесятым годам
двадцатого столетия экономика России
оказалась в кризисной
К началу девяностых годов сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
В 1991 - 1992 годах произошли
коренные изменения в отношении
государства к развитию предпринимательства.
Были приняты многие законы, открывшие
широкие возможности для
В настоящее время Россия отстает от большинства развитых стран по основным показателям, характеризующим сферу малого бизнеса. Это свидетельствует о недостаточном развитии данного сектора российской экономики, что не позволяет ему в полной мере осуществлять все свои функции. Однако с каждым годом количество малых предприятий возрастает. Согласно данным Росстата России, по состоянию на 1 января 2011 года в Российской Федерации осуществляют деятельность 5,8 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей и 1,7 млн. юридических лиц. Был проведен анализ уровня активности развития малого и среднего бизнеса по регионам России, результаты которого представлены в приложении 2.
Как видно из таблицы, приведенной
в приложении 2, по количеству малых
предприятий лидирует Центральный
и Приволжский федеральные
Отраслевое распределение
малых и средних предприятий
характеризуется высокой долей
предприятий оптовой и
Такая отраслевая структура
малого и среднего предпринимательства
остается практически неизменной на
протяжении 10 лет. При этом необходимо
отметить, что число компаний, занятых
в сфере торговли постепенно снижается.
При этом динамика компаний, занятых
в сфере науки, научных исследований
отрицательна. Так, в 2004 году такие компании
составляли 2,5% от общего числа субъектов
малого и среднего бизнеса. В 2009 году
доля снизилась до 0,75%. В таких
компаниях трудится 78400 человек, что
составляет лишь 0,65% занятых в секторе.
Снижение постоянно занятых на предприятиях
малого и среднего бизнеса в 2009 году
произошло лишь на 3% и обусловлено,
прежде всего, переводом части работников
на работу по совместительству, подряду,
а также увеличением числа
действующих индивидуальных предпринимателей.
Однако наибольший интерес представляет
сопоставление отраслевого
Как видно из таблицы, представленной в приложении 3, число средних компаний, занятых в промышленности сопоставимо с числом компаний, занятых в сфере торговли.
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточном развитии данного сектора российской экономики как в большинстве регионов, так по отраслям, за исключением торговли. Одной из важнейших проблем при создании и функционировании малого предприятия является определение источника финансирования основного и оборотного капитала.
2 Роль финансов в развитии малого и среднего бизнеса
2.1 Классификация
видов и источников
Финансы — обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении. использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствами-субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, пользованием денег.
Финансирование — процесс
Необходимо отметить, что понятие «финансирование» тесно связано с понятием «инвестирование». Однако они не тождественны. Если финансирование — это формирование денежных средств, то инвестирование — это их использование (вложение). Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предшествует второму.
Классификацию видов финансирования можно провести по нескольким основаниям.
- внутреннее - образование финансовых ресурсов в процессе хозяйственной деятельности организации. В состав внутренних источников финансирования входят прибыль, в том числе внереализационные доходы за вычетом расходов на их осуществление, амортизационные отчисления, средства от страхования деятельности и т.д.;
- внешнее - это получение безвозмездной финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных источников, привлечение банковских и небанковских кредитов и т.д. Внешние источники финансирования, в свою очередь, подразделяются на бюджетные и внебюджетные.
- самофинансирование;
- государственное;
- банковское;
- кооперативное;
- партнерское и др.
- прямое - предоставление кредита, безвозмездной финансовой помощи и т.д.;
- косвенное - передача денежных средств происходит опосредованно, через определенные операции (например, лизинг, франчайзинг, гарантии и т.д.).
Вышеприведенные виды финансирования имеют соответствующие источники.
- накопленная капитализированная прибыль (за счет фонда развития фирмы);
- накопленный амортизационный фонд и текущие амортизационные отчисления;
- резервный фонд для покрытия временных текущих убытков, планируемых на период, предшествующий выходу предприятия на проектные показатели объемов выпуска и продаж;
- уставный капитал (при превышении им действующего норматива поддержания определенной величины уставного капитала).
- банковские кредиты;
- средства, выручаемые от размещения на биржевых или внебиржевых фондовых рынках облигаций предприятия;
- коммерческий кредит поставщиков материальных ресурсов (запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, услуг
контрагентов и пр.) при покупке их в рассрочку или с отсроченным платежом;
- лизинг.
3. Привлеченные средства:
- от акционеров - учредителей (участников) и тех, кто приобрел акции предыдущих дополнительных эмиссий (выпусков акций);
- от размещения на фондовом рынке новых выпусков акций;
- франчайзинг.
- выпуск и размещение конвертируемых акций и облигаций;
- инновационный кредит;
- получение форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки и при наличии от заказчика авансовых платежей.
Основными видами заемных средств являются банковский кредит, коммерческий кредит, форвардные контракты.
Банковский кредит - это выданные банком предприятиям и физическим лицам денежные средства на определенный сроки определенные цели, на возвратной основе и обычно с уплатой процентов. Банк имеет специальное разрешение (лицензию) на проведение банковских операций.
Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и составляемыми на его основе кредитными договорами. В договорах указывают объекты кредитования, условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимного обеспечения обязательств, перечень и периодичность представления соответствующих документов и т. п.
В зависимости от целевого назначения и сроков предоставления различают краткосрочный и долг
Краткосрочный кредит выдается на нужды текущей деятельности предприятий (необходимые для выполнения плана) и предоставляется, как правило, на срок до одного года. Долгосрочный кредит используется на цели производственного и социального развития предприятия (для строительства и приобретения объектов основных средств, расширения и совершенствования производства и др.) и выдается на срок свыше одного года.
Для получения кредита предприятие