Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:35, курсовая работа
Объектом курсовой работы является малый и средний бизнес.
Предметом выступают финансы малого и среднего бизнеса.
Цель курсовой работы заключается в изучении роли финансов в развитии малого и среднего бизнеса. Из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
- дать характеристику малого и среднего бизнеса в России;
- выделить специфические особенности, виды и источники его финансирования;
- обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях;
- предложить рекомендации решения проблем малого и среднего бизнеса на основе финансового стимулирования.
Введение……………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы малого и среднего предпринимательства…………...
5
1.1 Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской федерации………………………………...
5
1.2 Развитие малого и среднего бизнеса в России………………………………
12
2 Роль финансов в развитии малого и среднего бизнеса……………………….
16
2.1 Классификация видов и источников финансирования малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………………...
16
2.2 Общие принципы оказания финансовой поддержки малому и среднему бизнесу……………………………………………………………………………..
20
3 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и пути их решения…………………………………………………………………...
22
3.1 Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России…………………
22
3.2 Оценка региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства Красноярского края и пути их совершенствования…...
26
Заключение…………………………………………………………………………
34
Список литературы……………………………………………………
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1102 «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства»;
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»;
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»;
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» (с изменениями от 5 октября 2007 г., 17 марта 2009 г.);
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»;
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования»;
32. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования»;
33. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества»;
34. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2010 г. N 781 "О мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта»;
35. Приказ Минфина Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения»;
36. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
Одним из основных документов, регулирующих
порядок осуществления
В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены критерии отнесения к категории субъектов малого и среднего бизнеса. Среди количественных критериев для отнесения предприятий к категориям малых следует выделить: численность персонала, годовой оборот в стоимостном выражении, стоимость активов. Среди основных качественных характеристик, присущих малому предприятию, можно назвать личный риск управления предприятием, особенности структуры активов, выражающиеся в преобладании оборотных средств над внеоборотными; особенности структуры пассивов, характеризующиеся преимущественной долей заемного капитала. К дополнительным качественным характеристикам малого предприятия можно отнести цель деятельности и доступность анализа (приложение 1).
Статья 3 Закона № 209-ФЗ признает субъектами малого и среднего предпринимательства хозяйствующие субъекты (юридические лица, индивидуальные предприниматели), которые в соответствии с условиями, установленными Законом № 209-ФЗ, относятся к малым, средним и микропредприятиям.
Следует отметить, что современная юридическая доктрина при освещении комплексного понятия — субъект предпринимательства — использует более весомые критерии. Наиболее полное определение дает С.Э. Жилинский, который под субъектом предпринимательского права (предпринимательской деятельности), понимает «субъект гражданского права, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке» [15, с. 131].
К субъектам малого и среднего предпринимательства Закон № 209-ФЗ отнес внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Из вышеприведенного перечня видно, что законодатель отнес к субъектам, которые могут получить статус малого или среднего предпринимательства, потребительские кооперативы, которые, как известно, являются некоммерческими организациями. Это является новеллой законодательства, так как Закон № 88-ФЗ относил к субъектам малого предпринимательства только коммерческие организации. О том насколько правомерно относить к субъектам малого предпринимательства некоммерческие организации в современной юридической литературе развернулась широкая дискуссия. Одни авторы полагают, что относить к субъектам малого предпринимательства некоммерческие организации нецелесообразно по той причине, что придание им статуса субъекта малого предпринимательства будет неизбежно приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера [18, с. 266]. Другие авторы, наоборот, считают, что относить к субъектам малого предпринимательства некоммерческие организации целесообразно, но только один их вид, а именно — потребительские кооперативы [16, с. 160]. Данное предложение в итоге и было принято законодателем.
Наиболее объективную позицию по данному вопросу занимает М.А. Супатаев, который считает, что действие законодательства о малом предпринимательстве необходимо распространять на некоммерческие организации только в том случае, если это будет служить целям, ради которых они созданы [19, с. 24]. Однако законодатель, как уже было сказано выше, придерживается на данный счет иной точки зрения.
Для того чтобы обладать статусом малого или среднего предприятия, указанные субъекты, по замыслу законодателя, должны соответствовать трем критериям:
1) критерий участия в уставном капитале малых и средних предприятий некоторых видов учредителей (касается только юридических лиц) — согласно правилам, установленным Законом № 209-ФЗ, суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных граждан и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) критерий численности — согласно правилам, установленным Законом №209-ФЗ, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;
3) критерий выручки — согласно правилам, установленным Законом № 209-ФЗ, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти значения будут вводиться раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений, начиная с 1 января 2010 г. До этого времени будут действовать временные критерии по выручке или по выручке стоимости активов. Указанные временные критерии также должно установить Правительство Российской Федерации.
Первый критерий в общем виде уже существовал в Законе № 88-ФЗ. Второй, в том виде, в котором он изложен в Законе № 209-ФЗ, а также третий критерий являются новеллами законодательства о малых, а теперь и средних предприятиях.
Согласно второму критерию субъекты малого и среднего бизнеса разделены на две группы, соответственно малые и средние. Среди малых Закон № 209-ФЗ выделяет одну подгруппу — микропредпредприятия. Для каждой группы установлена предельная численность работников. Определение численности работников является приоритетным количественным критерием для отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малым и средним предприятиям. В научной литературе среди его преимуществ традиционно называют следующие: простота и понятность использования; доступность для исследований (по нему легко получить данные с предприятий); инфляционная устойчивость (на данный критерий, в отличие от критерия выручки, не влияет покупательная способность национальной валюты). К недостаткам же традиционно относят отсутствие теоретической базы, определяющей выбор границы численности, устанавливаемой для малых и средних предприятий.
Необходимо отметить, что российский законодатель, учитывая данный недостаток, при разработке рассматриваемого критерия взял за основу опыт Европейского Союза, посвященный малому и среднему предпринимательству [8].
Третий критерий также является количественным. Целесообразность его введения, в условиях нестабильной экономической ситуации и незавершенности реформ ценообразования в России, некоторым авторам представлялась сомнительной [15, с. 273]. Однако, по нашему мнению, о целесообразности его введения, а равно о целесообразности применения опыта Европейского Союза при определении количественных дефиниций второго критерия, можно будет судить по прошествии определенного периода времени.
На этом исчерпываются нормы Закона № 209-ФЗ, направленные на законодательное закрепление правового положения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Остальные нормы Закона № 209-ФЗ посвящены правовому регулированию развития малого и среднего предпринимательства. Они, в частности, определяют меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, разграничивают полномочия органов федеральной, субъектов Федерации и муниципальной власти по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Словом, остальные нормы Закона № 209-ФЗ полностью корреспондируют его названию и направлены на определение вектора развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
1.2 Развитие малого и среднего бизнеса в России
Российский малый и
средний бизнес является сектором экономики
порожденным реформами. В течение
нескольких десятилетий в России
господствовала командная плановая
экономика. В этих условиях управление
национальным хозяйством велось на основе
централизованного
Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.
Централизованное управление
экономикой имело своей целью
обеспечение прогрессивных