Создание рейтингов конкурентоспособности кредитных организаций как инструмент мониторинга рынка кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 11:09, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что в условиях притока зарубежных инвестиций в банковскую систему России и роста конкуренции у банков возникает необходимость в повышении их привлекательности для клиентов. А рейтинговая оценка – это важный сигнал для потенциальных инвесторов. Все больше отечественных банков понимают важность и актуальность получения рейтинга - одного из важнейших условий улучшения имиджа банка, укрепления его позиций в банковской системе и роста доверия к нему со стороны клиентов и инвесторов.

Содержание работы

Введение…………...……………………………………………………..……
Глава 1 Теоретические основы мониторинга рынка кредитования.…........
1.1 Сущность кредита и его роль в экономике…..………….…....……
1.2 Понятие и классификация рынка кредитования…………………..
1.3 Мониторинг рынка кредитования…..…….…...…….………..…….
Глава 2 Методические основы формирования рейтингов кредитной организации……………..……………………….………..………….
2.1 Общая характеристика конкуренции банков на рынке банковских услуг…………………………………….….……….…..
2.2 Сущность и роль рейтингов конкурентоспособности кредитной организации в экономике………………………….....……………...
2.3 Методика формирования рейтингов конкурентоспособности кредитной организации.........................…………….….………...….
Глава 3 Совершенствование деятельности по формированию рейтингов кредитоспособности кредитной организации на рынке кредитования………………………..….............….…………………
3.1 Анализ рейтинговых и рэнкинговых показателей конкурентоспособности российских банков на рынке кредитования…………………………….………………..……...…..
3.2 Исследование корреляционной зависимости между рейтингами надежности исследуемых банков и финансовыми показателями деятельности кредитных учреждений….………………….…....….
3.3 Рекомендации по повышению эффективности деятельности ОАО «Сбербанк РФ» для улучшения его рейтингов конкурентоспособности и их экономическое значение……..…....
Заключение…………………………………………………………...………...
Список использованных источников и литературы…………………...……..
Приложения
Приложение А Рейтинги банков от агентства Fitch………..………
Приложение Б Исходные данные, необходимые для расчета рейтинга надежности………………………………………..……….
Приложение В Баланс ОАО «Сбербанк РФ»………………...……..
Приложение Г Баланс ЗАО «ВТБ 24»………………………..……..
Приложение Д Баланс ОАО «Газпромбанк»………………..……...
Приложение Е Баланс ЗАО «Райффайзенбанк»……………..……..
Приложение Ж Баланс ОАО «Уральский банк реконструкции и развития»………………………………………………………..……
Приложение И Баланс ОАО «Инвестбанк»…………………..…….
Приложение К Баланс ОАО «УралСиб»……………………..……..
Приложение Л Баланс ОАО «Связь-Банк»…………………..……..
Приложение М Баланс ОАО «Челиндбанк»………………..………
Приложение Н Баланс ОАО «Альфа-Банк»………………...……....
Приложение П Баланс ОАО «МДМ Банк»…………………..……..
Приложение Р Баланс ОАО «Хоум Кредит Банк»………..………..

Файлы: 1 файл

Novikova_F-01-10_Diplom_YuUPI.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)

Муниципальное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Южно-Уральский профессиональный институт

 

Кафедра финансов и бухгалтерского учета

 

 

 

                                                 ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ

 

                                                              Зав. кафедрой, д.э.н., профессор

__________________Е.А. Неживенко

«______»____________________2013

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Создание рейтингов  конкурентоспособности кредитных  организаций как инструмент мониторинга рынка кредитования

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

Оглавление

Введение…………...……………………………………………………..……

4

Глава 1

Теоретические основы мониторинга  рынка кредитования.…........

7

1.1

Сущность кредита и  его роль в экономике…..………….…....……

7

1.2

Понятие и классификация рынка кредитования…………………..

16

1.3

Мониторинг рынка кредитования…..…….…...…….………..…….

23

Глава 2

Методические основы формирования рейтингов кредитной  организации……………..……………………….………..………….

 

32

2.1

Общая характеристика конкуренции  банков на рынке банковских услуг…………………………………….….……….…..

 

32

2.2

Сущность и роль рейтингов  конкурентоспособности кредитной  организации в экономике………………………….....……………...

 

42

2.3

Методика формирования рейтингов конкурентоспособности  кредитной организации.........................…………….….………...….

 

51

Глава 3

Совершенствование деятельности по формированию рейтингов кредитоспособности кредитной организации на рынке  кредитования………………………..….............….…………………

 

 

72

3.1

Анализ рейтинговых  и рэнкинговых показателей конкурентоспособности российских банков на рынке кредитования…………………………….………………..……...…..

 

 

72

3.2

Исследование корреляционной зависимости между рейтингами надежности исследуемых банков и финансовыми показателями деятельности кредитных учреждений….………………….…....….

 

 

88

3.3

Рекомендации по повышению  эффективности деятельности ОАО  «Сбербанк РФ» для улучшения  его рейтингов конкурентоспособности  и их экономическое значение……..…....

 

 

103

Заключение…………………………………………………………...………...

113

Список использованных источников и литературы…………………...……..

116

Приложения

 
 

Приложение  А Рейтинги банков от агентства Fitch………..………

123

 

Приложение  Б Исходные данные, необходимые для  расчета рейтинга надежности………………………………………..……….

 

124

 

Приложение  В Баланс ОАО «Сбербанк РФ»………………...……..

125

 

Приложение  Г Баланс ЗАО «ВТБ 24»………………………..……..

126

 

Приложение  Д Баланс ОАО «Газпромбанк»………………..……...

127

 

Приложение  Е Баланс ЗАО «Райффайзенбанк»……………..……..

128

 

Приложение  Ж Баланс ОАО «Уральский банк реконструкции  и развития»………………………………………………………..……

 

129

 

Приложение  И Баланс ОАО «Инвестбанк»…………………..…….

130

 

Приложение  К Баланс ОАО «УралСиб»……………………..……..

131

 

Приложение  Л Баланс ОАО «Связь-Банк»…………………..……..

132

 

Приложение  М Баланс ОАО «Челиндбанк»………………..………

133

 

Приложение  Н Баланс ОАО «Альфа-Банк»………………...……....

134

 

Приложение  П Баланс ОАО «МДМ Банк»…………………..……..

135

 

Приложение  Р Баланс ОАО «Хоум Кредит Банк»………..………..

136


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что в условиях притока зарубежных инвестиций в банковскую систему России и роста конкуренции у банков возникает необходимость в повышении  их привлекательности для клиентов. А рейтинговая оценка – это важный сигнал для потенциальных инвесторов. Все больше отечественных банков понимают важность и актуальность получения рейтинга - одного из важнейших условий улучшения имиджа банка, укрепления его позиций в банковской системе и роста доверия к нему со стороны клиентов и инвесторов.

А так как банковская система – это ключевой элемент денежно-кредитной системы и от её совершенства во многом зависит не только экономика, но и положение государства на международной арене, благополучие граждан, то это означает, что развитие банков играет очень важную роль на уровне страны, и рейтинги только стимулируют это развитие, а, следовательно, являются достаточно важным элементом среди рычагов воздействия в современной банковской деятельности.

Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию мониторинга рынка кредитования на основе рейтингов конкурентоспособности кредитных организаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • исследовать различные методики составления рейтинговых оценок ведущими иностранными и отечественными рейтинговыми агентствами;
    • провести анализ составленных по данным методикам рейтингов, выставленных исследуемой группе банков;
    • выявить достоинства и недостатки основной анализируемой кредитной организации – ОАО «Сбербанк»;
    • сделать выводы об эффективности деятельности анализируемого банка, выявленной за счет рейтинговых показателей;
    • разработать рекомендации по совершенствованию мониторинга рынка кредитования.

Объектом исследования являются рейтинги конкурентоспособности кредитных организаций, предметом выступают – рейтинговые оценки конкурентоспособности кредитных организаций как инструмент мониторинга рынка кредитования.

При написании работы использовались такие методы как корреляционно – регрессионный анализ, метод рейтинговых оценок и метод сравнения.

Теоретической основой  данного исследования послужили труды Кроливецкой Л.П., Челнокова В.А., Жангериева Ю.А., Лаврушиной О.И., Усоскина В.М., а так же данные бухгалтерской отчетности Сбербанка РФ, ВТБ 24, РайффайзенБанка, Альфа-Банка и других, участвующих в анализе, кредитных учреждений.

Данная дипломная работа включает в себя введение, в котором описана актуальность исследования, объект, предмет, задачи и цели курсовой работы, далее представлены три главы.

В первой главе мной были рассмотрены теоретические основы мониторинга рынка кредитования, а именно: понятие сущности кредита и его роль в экономике, основное понятие и классификация рынка кредитования и понятие и роль мониторинга исследуемого рынка.

Во второй главе рассмотрена  сущность конкуренции банков, какую  роль в этом играют рейтинги, а так  же представлены основные методики их составления.

Третья глава данной дипломной работы содержит анализ выставленных по представленным методикам рейтинговых  оценок исследуемой группе банков, из которых основное внимание уделяется  анализируемому кредитному учреждению – ОАО «Сбербанк». Далее представлены выводы по эффективности деятельности данной организации, выявленной за счет рейтинговых отметок и составленные на основе установленных в процессе анализа недочетов в работе банка рекомендации.

Так же работа включает заключение,  содержащее общий вывод по проведенному анализу.

Работа изложена на 129 страницах и включает в себя 19 таблиц и 19 рисунков.

Изучение методик выставления  рейтинговых оценок дает нам более  полное понимание того, за что банки  получают ту или иную отметку,  а анализ готовых списков рейтингов по исследуемым кредитным организациям выявляет достоинства и недостатки деятельности банков, и, следовательно, степень их привлекательности для потенциальных клиентов и инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические  основы мониторинга рынка кредитования

1.1 Сущность кредита и его роль в экономике

Кредит – это объективная  экономическая категория. Он появился вслед за деньгами. За счет кредита  уменьшилось время, затрачиваемое  на удовлетворение личных и хозяйственных нужд. Что касается предприятий -   заемщиков за счет дополнительной стоимости, то они получили способность расширять бизнес, прибавлять свои ресурсы, ускорять достижение своих производственных целей. Товарное производство, или более точно – кругооборот и оборот капитала – это экономическая основа, на которой образовывались и развивались кредитные отношения. На основе неравномерности оборота и кругооборота капитала появляются отношения, устраняющие несовпадение между временем обращения средств и временем производства, разрешающие условные противоречия между временным оседанием средств и потребностью их применения в хозяйственном обороте. Кредитные отношения сложились не взирая на волю и сознание людей, т. е. они возникли объективно. Одной из причин их появления является различная скорость кругооборота капитала в индивидуальных средствах в отраслях народного хозяйства.

Само понятие «кредит» произошло от латинского слова сreditum – долг, ссуда [25; С.8]. Помимо этого достаточно большое число экономистов связывают его с другим, схожим по значению термином – credo, что означает - «верю». Именно поэтому кредит считается долговым обязательством, напрямую связанным с доверием одного субъекта, передавшего определенную ценность, другому субъекту – получателю ценностей. В литературе же кредит - это совокупность экономических отношений, которые возникают в ходе предоставления денежных или каких-либо иных материальных средств кредитором во временное пользование заемщику при исполнении условий возвратности, срочности и платности. Для возникновения кредитных отношений необходимы конкретные условия:

  1. Участники кредитной сделки – заемщик и кредитор - обязаны выступать как юридически самостоятельные субъекты, которые материально гарантируют исполнение обязательств, являющихся следствием экономических связей;
  2. Кредит возможен лишь тогда, когда интересы субъектов кредитных отношений соответствуют друг другу. Из этого следует, что объективная потребность в кредите вытекает из необходимости согласования потребностей двух субъектов – заемщика и кредитора, связанных с высвобождением денежных средств из кругооборота собственных средств кредитора, с последующим вовлечением их в кругооборот капитала заемщика и, в конечном итоге, возвратом кредитору с уплатой процентов.

С понятием «кредит» очень  тесно связан термин «кредитная система». Так, например, в экономической литературе возникло два подхода к ее определению: институциональный и функциональный. Согласно институциональному подходу, это совокупность кредитных институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства исходя из основных принципов; в соответствии с функциональным подходом, кредитная система есть совокупность кредитных отношений и форм, методов их организации [1; C.112].

Если средства предоставляются на безвозвратной и бессрочной основе, то это называется финансированием. А если же предоставление средств носит характер возвратности, платности и срочности, то такие отношения именуются кредитом.

При исследовании сущности кредита В.А. Челноков  представляет несколько его определений [56; С.25]. Одной из трактовок сущности кредита является его определение как известной степени доверия продавца по отношению к покупателю, который в будущем обязательно должен совершить платеж за полученные им ценности. Экономисты Европы рассматривают деньги и товары как категорию стоимости и относят кредит к стоимости, предоставляемой взаймы. В данном понимании сущности кредита находит отражение его органическая часть с товарно-денежными отношениями в рыночной экономике. Так же одно из известных европейских определений кредита понимает под ним движение ссудного капитала. В результате такой трактовки кредит, являясь самостоятельной категорией рынка, приобретает достаточно ярко выраженные черты экономической формы организации денежных потоков общества и, таким образом, выходит далеко за рамки простого движения денег и товаров. Некоторые экономисты, в свою очередь, видят в кредите - форму аккумуляции и перераспределения временно свободных собственных денежных средств общества.

Согласно другому определению  кредит - это предоставление денег  и товаров в долг. Такое понимание  сущности кредита чаще всего встречается  у американских экономистов –  теоретиков кредита. В данном определении  можно найти отражение формы  кредита и, что не менее важно, его родовой признак – передача ценностей в долг.

Основная особенность  представленных выше определений выражена в исследовании ими формы и  родового признака кредита в отрыве от его роли в процессе расширенного воспроизводства. Следовательно, рассматривая кредит с данной точки зрения, по мнению В.А. Челнокова его следует классифицировать, как денежную форму авансирования воспроизводства, основанную на перераспределении имеющихся и выпуске новых денежных средств согласно принципам срочности, платности, возвратности и иных признаков кредита [3; C.60].

Задачей кредита является увеличение и ускорение движения капитала, а так же обеспечения  его непрерывности. Кредитор может  не только сохранить капитал в  полной мере, но и повысить массу  возрастающей стоимости и увеличить ее движение. Кредит используется как капитал, поэтому его так же можно охарактеризовать не только как движение денежных и материальных ресурсов, но и как выражение движения капитала, что является одной из его форм. Исходя из чего, кредитор не только передает высвободившиеся средства взаймы, а он также предоставляет их как капитал, приносящий ему доход. Однако с иной стороны ресурсы могут быть не только в виде капитала, но и в виде ссуды материальных ресурсов и денег, тем самым предоставляться не столько на цели создания нового продукта, сколько на цели потребления. При такой ситуации новая стоимость за счет кредита не создается, вследствие чего принято считать, что кредит, направленный на цели потребления, не носит производительного характера.

Достаточно часто кредит воспринимают как деньги. В современном  мире в долг ссужаются в первую очередь денежные средства. Однако, не смотря на это, кредит и деньги –  самостоятельные категории, понятия  и отдельные экономические отношения.

С сущностью кредитных отношений  тесно связана форма кредита. Так в зависимости от ссуженной  стоимости различают денежную, смешанную  и товарную формы кредита. Как  известно из истории кредита - товарная форма исторически предшествовала денежной. В современной же практике товарная форма уже не является основной; преимущество получила денежная форма кредита. Товарная находит свое применение как при реализации товаров в рассрочку платежа, так и при осуществлении аренды имущества, прокате вещей.

В соответствии с тем, кто выступает кредитором в сделке, выделяют следующие основные формы кредита: потребительский, банковский, коммерческий, государственный и международный [42; C.200].

Информация о работе Создание рейтингов конкурентоспособности кредитных организаций как инструмент мониторинга рынка кредитования