Сравнительный анализ внебюджетных фондов в РФ и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Государственным внебюджетным фондам присущ ряд специфических признаков:
1. Конкретно обозначенная и законодательно зафиксированная цель создания;
2. Целевое закрепление обязательных платежей за соответствующими расходами;
3. Относительная самостоятельность, обусловленная созданием автономной организации структуры управления фондом;
4. Государственные внебюджетные фонды в меньшей степени, чем бюджеты подвержены регламентации и меньшему контролю со стороны законодательных органов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Система внебюджетных фондов в Российской Федерации
1.1 Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………...….5
1.2 Фонд социального страхования Российской Федерации…………..………8
1.3Фонд обязательного медицинского страхования………………………12

Глава 2 Система внебюджетных фондов в Западной Европе
2.1 Специальные фонды Швеции. Пенсионный фонд Швеции……………17
2.2 Фонды социальной защиты Швеции…………………………………….21

Заключение…………………………………………………………….………26
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

чистовик курсовой финансы1111.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

2.                  Формированием специального фонда по особому решению законодательного органа конкретным назначением.

В финансовой системе зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен. Во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из них финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании — 1/3. На специальные фонды возлагаются прежде всего такие функции, как экономическая и социальная. С их помощью возможно:

1.Влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

2.Обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

3.Оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфрастуктуры в целом;

4.Предоставлять займы, в т.ч. зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Источники формирования специальных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.
Следовательно, источники формирования специальных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.
Главными методами мобилизации средств при образовании фондов выступают специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений. Доходами специальных в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств фондов могут также выступать добровольные взносы и заемные средства.
Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.
Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права и обязанности, оговоренные уставом или законом.
Правительства западных стран стремятся увеличить число фондов для получения в свое распоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждают время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые их них. В своей работе устройство системы специальных фондов я рассмотрю на примере Швеции.

 

2.1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ШВЕЦИИ

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

В 1999 году в Швеции была введена новая пенсионная система, согласно которой пенсия состоит из трех частей: условно-накопительной, накопительной и гарантированной. Кстати, принципы, положенные в основу шведской пенсионной системы, использовались при разработке пенсионных систем и в других странах. 
Условно-накопительная пенсия. Эта часть является распределительной. (Пенсия называется распределительной, если нынешним пенсионерам она выплачивается из взносов нынешних плательщиков, т. е. происходит перераспределение от поколения к поколению.) Ее размер прямо зависит от заработной платы работника, и формируется она из взносов, составляющих 16% заработной платы. Из этих взносов складываются условные накопления, т. е. накапливаются не живые деньги, а обязательства. Условные накопления индексируются с учетом темпов роста заработной платы и демографической ситуации в стране. Размер пенсии определяется на основании условных накоплений и ожидаемой продолжительности жизни. Формулы индексации накоплений и определения назначаемой пенсии делают систему условно-накопительной пенсии саморегулирующейся, приспосабливающейся к изменениям демографической и макроэкономической ситуации в стране. Возраст, после которого разрешена выплата этой пенсии, – 61 год, но ее можно оформлять и позже.
Накопительная пенсия. Ее размер, как и величина условно-накопительной пенсии, зависит от заработной платы работника, отчисляющего 2,5% заработной платы на индивидуальный пенсионный счет. Отличие от предыдущего компонента заключается в том, что на счетах размещаются реальные деньги, которыми управляют пенсионные фонды, инвестируя их с использованием рыночных механизмов. Работник имеет возможность выбрать частный пенсионный фонд или даже несколько фондов, где он размещает свои накопления. На инвестиционную деятельность фондов в Швеции наложены значительные ограничения. За пенсионными фондами следит министерство финансов страны, которое проводит ежегодную финансовую проверку и затем отчитывается о работе фондов перед национальным парламентом. Стоит отметить, что в Швеции сейчас имеется более 500 пенсионных фондов, и это серьезно осложняет выбор, перед которым стоит работник. Выплата накопительной пенсии также может начинаться после того, как работнику исполнится 61 год.
Гарантированная пенсия. Выплачивается тем гражданам, которые получают слишком маленькую условно-накопительную и накопительную пенсию или вовсе их не получают. Гарантированная пенсия финансируется из государственного бюджета и начинает выплачиваться по достижении 65 лет. В полном размере она устанавливается тем людям, которые прожили в стране 40 лет после того, как достигли 25-летнего возраста. За каждый недостающий год размер гарантированной пенсии уменьшается на 1/40. В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 68,2% (коэффициент замещения равен отношению среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы).
Добровольное пенсионное обеспечение. Широкое распространение в Швеции получили добровольные профессиональные пенсионные системы, регулируемые коллективным договором между работником и работодателем. Они охватывают около 90% работников и обеспечивают дополнительную пенсию, составляющую в среднем 10% «последней заработной платы». Правила расчета последней заработной платы в разных пенсионных схемах различны: она может равняться средней заработной плате за год, три, пять лет и т. п.
Все большую популярность приобретают также индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы.

 

2.2 ФОНДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ШВЕЦИИ

Система социальной защиты населения является стержневым элементом шведского «государства всеобщего благосостояния». Ее роль и значение красноречиво иллюстрируется статистическими данными ОЭСР: если принимать в расчет только доход в форме зарплаты (в среднем около 2,5 тыс. долл. в месяц), то 36% населения страны можно было бы отнести к разряду бедных (наивысший показатель в группе промышленно развитых стран мира). Однако после перераспределения совокупного общественного дохода через систему налогов и социальных выплат (1/3 госбюджета уходит на социальные нужды) плюс социальные статьи расходов муниципальных бюджетов и выплаты из пенсионных и страховых фондов) в категорию бедных попадает лишь 5,6%. Сравнимые аналогичные показатели для США составляют 27% и 17%.
Основополагающим принципом шведской социальной модели является ее универсальность, т.е. охват всех слоев населения. Равным образом все граждане вне зависимости от их социального статуса принимают участие в ее финансировании, внося соразмерный своим доходам вклад (принцип солидарности). Государство же берет на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции – до 60%, один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и нищетой и соответственно прочной политической стабильностью.
"Золотой век» шведской социальной модели приходится на 60-ые – начало 70-х годов, когда Швеция по показателю национального дохода на душу населения занимала 3 место в списке богатейших стран. За последние 25 лет в результате замедления темпов экономического роста она переместилась на 18 место. С появлением безработицы (8% в открытой форме), стремительным «старением» населения оставшийся прежним объем оплачиваемых населению социальных услуг резко подорожал. С начала 90-х гг. власти вне зависимости от политической ориентации правящего кабинета ведут дело к сокращению государственного финансирования социального страхования. Наметилась тенденция к пересмотру объемов пособий, ограничению временных рамок их получения, сокращению числа занятых в социальном секторе.
В парламенте и ряде политических партий обсуждаются идеи перехода от всеобщего к избирательному принципу социальной защиты, т.е. к поддержке лишь наиболее уязвимых групп населения. Подобный сценарий структурной реформы таит в себе немалый политический риск. Создававшаяся десятилетиями социал-демократами «уравнительная» система имеет сильную поддержку не только среди левых, но и либерально-консервативных избирателей. Даже умеренное сокращение государственных расходов на социальную сферу вызывает болезненную реакцию населения и профсоюзов. С такими настроениями обязано считаться и нынешнее социал-демократическое правительство. Представители правительства Швеции, например, неоднократно заявляли, что сокращение расходов на социальное страхование является вынужденной временной мерой и что для Швеции в принципе неприемлем  образец социальной защиты населения прочих европейских стран.

Всеобщее медицинское страхование. В отличие от других западных стран система здравоохранения в Швеции на 95% является государственной. Гарантируется сохранение доходов в размере 75-85% от зарплаты в случае болезни взрослого или по уходу за больным ребенком. Дополнительно предусматривается: бесплатное приобретение лекарств и консультации врачей для хронических и тяжелых больных; для остальных – полная компенсация затрат, превысивших в течение года сумму в 2,5 тыс. крон (средняя зарплата рабочего/служащего крупной фирмы – 20,5 тыс. крон в год); бесплатная стоматологическая помощь до 19 лет и 25-70% компенсация затрат, превышающих 5 тыс. крон в год, для остальных возрастных категорий; 100% компенсация дохода в результате полученного на производстве тяжелого увечья или полной потери трудоспособности.
Страхование от безработицы. Охватывает 90% работающего по найму населения и предусматривает в случае потери работы компенсацию до 80% от заработанной платы на неограниченный срок при условии активного поиска работы.В среднем пособие фонда профсоюзных страховых касс по безработице составляет 9 тыс. крон (при максимуме в 12 тыс.) в месяц. Фонды страховых касс по безработице, которыми пользуются 68% потерявших работу, формируются из отчислений работодателей (72%), перечислений из госбюджета (25%) и взносов лиц наемного труда – членов кассы (3%).

Социальные льготы семье и престарелым. При рождении ребенка родители получают 12-месячный оплачиваемый отпуск, а также не облагаемое налогами ежемесячное пособие до достижения ребенком 16 лет, разовое пособие ребенку до 8 лет, пособие родителям и детям до 12 лет по болезни, алименты на содержание детей до 18 лет (половина оплачивается государством), пособия детям до 18 лет в связи с потерей одного из родителей, выплаты на содержание детей-инвалидов до 16 лет. В целом, средняя шведская семья с учетом всех пособий, но без вычета налогов имеет доход в 25-28 тыс. крон (свыше 3 тыс. долл.) + 640 крон на каждого ребенка в месяц. Семьи, имеющие доход ниже 25 тыс., получают жилищную дотацию, а малообеспеченные – еще и социальную помощь. Коммунальные органы власти субсидируют детские сады, полностью оплачивают начальное и среднее школьное образование (для получения высшего образования государство предоставляет льготные займы). В ведение муниципалитетов входит также содержание домов для престарелых.

Система социальной помощи. Обеспечивает защищенность категориям населения, которые не могут в полной мере воспользоваться или не имеют доступа к перечисленным системам социального страхования и по существу является шведским гарантированным социальным минимумом. По данным Ассоциации коммунальных органов власти (именно в их ведении находится выплата социальных пособий), правом на получение социальной помощи регулярно пользуется 10% работоспособного населения страны. Социальное пособие состоит из рекомендованной государством нормы (4 тыс. крон в месяц), а также включает стоимость квартплаты, расходы на общественный транспорт и профсоюзные взносы. Дополнительно могут быть выделены средства на медицинскую помощь, проведение отпуска, ведение хозяйства, приобретение мебели, оплату долгов и пр.

Заключение

В ходе изучения  системы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и Западной Европы (на примере Швеции) очевидным является тот факт, что политика правительства направлена на удовлетворение конституционных, социальных и экономических потребностей всех слоев населения. Об этом свидетельствуют цели создания фондов, статьи их расходов: выплата пенсий, различных социальных пособий. Сходными признаками в системе специальных фондов, как в России, так и в Швеции, являются источники финансирования, закрепленные законодательными актами: налоговые поступления; Вообще сходной является система устройства специальных фондов. Сильно различается качество реализации  целей, для которых они создавались.

На мой взгляд в Швеции правительство заинтересовано в максимально качественном удовлетворении социальных и экономических потребностей, создавая благоприятные условия для граждан всех слоев населения. Например в Швеции правительство заинтересовано в том, чтобы максимально быстро предоставить безработному гражданину работу, чтобы он мог поддерживать своими налоговыми отчислениями постоянство системы специальных фондов.

В принципе в России подобная ситуация:  источники доходов ГВФ складываются за счет тех же налоговых поступлений, пеней, штрафов и т.д., есть те же социальные выплаты. Только российская система  ГВФ не может обеспечить достойный уровень жизни  нуждающимся слоям населения. На это есть рад причин как экономического так и личностного, общественного характера (мне кажется, что одна из главных причин может являться строй страны. После распада СССР и появления Российской Федерации лидирующим строем в РФ стал капиталистический, желание безграничной прибыли, желание пробиться к власти и пр).   Швеция же, переняв себе модель развития СССР и будучи верной этой модели и по сей день создало общество, где каждый трудится на благо всех, где правительство пытается, и  надо сказать достаточно успешно, поддерживает социальное равенство. Швеция строит государство всеобщего благосостояния, общество бесчисленных пособий ( при этом в Швеции есть ряд особенностей социальных выплат, например пособий по безработице; см. Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1.      Бюджетный кодекс 2010

2.      http://www.pfrf.ru/

3.      http://www.fss.ru/

4.      www.ffoms.ru

5.      http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=56400

6.      http://www.zagran.kiev.ua/article.php?new=334&idart=3348

7.      http://www.globfin.ru/articles/finsyst/finsyst.htm

8.      Википедия

9.      http://www.polit.ru/research/2005/12/01/yanenko.html

10. http://geo2000.nm.ru/data/euro/sweden/7.htm

Информация о работе Сравнительный анализ внебюджетных фондов в РФ и зарубежных странах