Становление и развитие рынка молока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить становление и развитие рынка молока и молочной продукции.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты рынка молока и молочной продукции
Изучить особенности функционирования рынка молока
Оценить состояние развития рынка молочной продукции в Республике Бурятия

Файлы: 1 файл

Курсовая Молчанова Становление и развитие рынка молока и молочной продукции.docx

— 85.73 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

(ФГБОУ ВПО  «ВСГУТУ»)

МРИПК при ВСГУТУ

Кафедра «Экономика, организация, управление предприятиями пищевой промышленности и сферы услуг»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «микроэкономика»

 

на тему:

«СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: 

студент группы ЭВ-13,

Молчанова Е.А.

 

 

Проверила:

д.э.н., Дугина Е.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2013 г.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования состояния и определения путей повышения эффективности отрасли молочной промышленности на современном этапе значительно повысилась в связи со сложившимися тенденциями сокращения производства, потребления молока и молочных продуктов, снижения  качества продукции, сокращения доходов  и  снижения уровня платежеспособности населения, резкого падения конкурентоспособности продукции в связи с вступление России в ВТО.

Обеспечение эффективности отрасли молочной промышленности является важным условием укрепления экономики и финансового состояния сельскохозяйственных многоотраслевых и специализированных предприятий - производителей молока, повышения конкурентоспособности молока на продовольственном рынке.

Рыночная экономика диктует товаропроизводителю специфические условия, при которых производственные отношения строятся на принципах закона стоимости, спроса и предложения, конкуренции, на всестороннем учете интересов, прежде всего, покупателя, который через куплю-продажу диктует свои условия к качеству и количеству товара. Более того, при рыночных отношениях расширенное воспроизводство предприятия и любая предпринимательская деятельность должна осуществляться, главным образом, за счет самофинансирования, собственных накоплений, прибыли.

Цель исследования – изучить становление и развитие рынка молока и молочной продукции.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

    1. Изучить теоретические аспекты рынка молока и молочной продукции
    2. Изучить особенности функционирования рынка молока
    3. Оценить состояние развития рынка молочной продукции в Республике Бурятия
    4. Проанализировать производства молочной продукции
    5. Определить приоритетное направление развития рынка молока и молочной продукции в Республике Бурятия
    6. Оценить государственные механизмы регулирования рынка молока в Республике Бурятия

Объектом исследования является: рынок молока и молочной продукции.

Предметом исследования является: экономические отношения в процессе обеспечения функционирования рынка молока и молочной продукции.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В введение рассматривается актуальность, цель, задачи, предмет и объект исследования, структура работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы рынка молока и молочной продукции.

Во второй главе проведен анализ рынка молока и молочной продукции Республике Бурятия.

В третьей главе разработаны конкретные мероприятия, направленные на развитие рынка молока и молочной продукции в Республике Бурятия.

В заключение представлены общие выводы и предложения по результатам исследования.

 

Глава 1 Становление и развитие рынка молока и молочной продукции в России

1.1 Рынок молочной продукции: сущность, структура

 

Рынок молока и молочных продуктов является одним из пяти стратегических рынков продовольствия. Особую значимость в современных условиях имеет исследование закономерностей развития рынка молочной продукции, так как молоко является обязательным и незаменимым продуктом питания человека, особенно в детском возрасте. Молоко - это продукт, который вырабатывается ежедневно и хранится всего несколько дней. А это значительно сокращает время на его переработку и превращение в более стабильную форму с большим сроком хранения. При этом прослеживался связь между ведением хозяйства на ферме и качеством вырабатываемой молочной продукции. Поэтому в рамках рынка молочной отрасли требуется более четкое и многостороннее законодательство, отражающее требование к качеству молока и молочных продуктов.

Еще одной особенностью молочного рынка является сильная позиция, которую занимают в молочной отрасли различного рода объединения, союзы промышленников, ассоциации. Объективной предпосылкой для создания отраслевых союзов является наличие большого числа проблем, решение которых невозможно силами отдельных, даже экономически процветающих предприятий.

Видовая структура молочного рынка связывается с различными потребительскими свойствами молочных продуктов. В разрезе видовых характеристик рынок молока и молочных продуктов целесообразно рассматривать как совокупность рынков молока пастеризованного, рынка кефира, рынка сметаны, рынка творога, рынка масла, мороженого и т.д.

Отраслевая структура рынка представляет собой совокупность отраслей, вовлеченных в процесс оборота молока и молокопродуктов.

Краеугольным камнем этой системы является молочная отрасль. По территориальному (географическому) признаку рынок молока и молочных продуктов делят на национальный (местный, региональный и межрегиональный), межгосударственный (рынок стран дальнего и ближнего зарубежья) и мировой. (13)

Организационная структура молочного рынка складывается из многочисленных участников рынка. Всех субъектов молочного рынка следует объединить в четыре группы:

  • производители первичного сырья (сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства);
  • первичные сборщики молока (сырьевые цеха хозяйств, сборщики молока по обслуживанию личных подсобных и фермерских хозяйств);
  • конечные покупатели молочных ресурсов (заводы по переработке молочной продукции);
  • покупатели молочных продуктов (предприятия оптовой и розничной торговли, потребители, посредники, предприятия общепита, государственные заготовительные организации и др.).

Субъекты рынка молочной продукции (производители и переработчики молока) тоже имеют отличительные черты. Прежде всего, это их социально-экономическое положение. Большинство из них - средние и крупные хозяйства, личные подсобные хозяйства, которые могут приспосабливаться к изменениям па рынке не сразу, а постепенно.

Продовольственный вопрос в нашей стране остается одним из важнейших. Сегодня в питании населения страны наблюдается снижение потребления мясных и молочных продуктов, у значительной части граждан скуден рацион. По уровню питания в мире Россия отстает от развитых стран.

Рассматривая рынок молочных продуктов необходимо отметить, что молочная промышленность России по сравнению с другими отраслями пищевой промышленности в наименьшей мере зависит от импорта. Доля последнего в течение многих лет не превышает 15%. Отечественные производители с успехом освоили выпуск широкого ассортимента продукции, при этом потребители отдают предпочтение национальным продуктам. Так, кисломолочных продуктов отечественные предприятия всегда производили больше, чем ввозили из-за рубежа и по объему и по ассортименту. Исходя из этого, импорт не представляет угрозы для развития молочной промышленности. При этом говорить о состоянии молочной отрасли, как о благополучной, неправильно, потому что есть две глобальные проблемы, касающиеся сферы производства молока, - качество сырого молока и сезонность его производства.

Первая проблема возникает из сложившейся многолетней практики технического отставания молочного животноводства.

Вторая проблема - сложившаяся практика экстенсивного ведения молочного животноводства в стране.

В условиях дефицита отечественного сырья отдельные предприятия разрабатывают и реализуют инвестиционные программы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. За это сельхозпроизводители рассчитываются с предприятиями сырым молоком.

Перспективным направлением в развитии молочной индустрии является создание агропромышленных формирований нового типа с учетом многообразия форм собственности и приоритета экономических интересов, взаимовыгодного сотрудничества перерабатывающих предприятий и сельхозтоваропроизводителей, интегрирования этих структур в единые организационно-правовые формирования. (20)

 

1.2 Особенности функционирования  рынка молочной продукции

 

Рынок молока представляет собой систему экономических отношений между всеми субъектами молочного подкомплекса (производителями сырья и конечной продукции, предприятиями инфраструктуры и т.д.) и конечными потребителями, которые через акт купли-продажи реализуют право собственности на товары, присущие данному рынку. Это означает, что рынок молока, в котором процессы обмена являются основополагающими, охватывает в равной мере производство, распределение, потребление; имеет не только прямую, но и обратную связь с процессом производства и при определении государством основных моментов и направлений его функционирования обладает способностью к саморегулированию.

С позиций соотношения спроса и предложения рынок молока и молочных продуктов можно рассматривать в целом, а также в макро- и микроструктуре. Совокупная величина платежеспособного спроса на молочные продукты, с одной стороны, и соответствующее ему совокупное предложение — с другой характеризуют состояние рынка молока и молочных продуктов в целом.

Соотношение спроса и предложения по товарным группам (сыр, кисломолочная продукция) соответствует макроструктуре рынка.

Микроструктура рынка отражает экономические интересы непосредственных потребителей и производителей на уровне предприятий,

сельскохозяйственных фермерских хозяйств, предприятий маслосыродельной и молочной промышленности, отдельных производителей и их групп. (7)

Ситуация, сложившаяся на рынке молока и молочных продуктов, характеризуется следующим:

  • неразвитостью рыночной инфраструктуры
  • формированием заказов на молочные продукты, которое находится под контролем местных органов власти
  • директивным закреплением сырьевых зон, зачастую совпадающих с административными границами района
  • закупочной ценой на молоко, продаваемое сельскохозяйственными организациями молочным заводам, устанавливаемой облисполкомами
  • установлением предельного норматива рентабельности производства для организаций маслосыродельной и молочной промышленности при формировании свободных оптово-отпускных цен
  • установлением предельных торговых надбавок к свободным оптово-отпускным ценам на животное масло
  • монопольным положением молочного завода

В качестве исходной базы при определении оптимального уровня собственного производства молока и молочных продуктов правомерно ориентироваться на уровень душевого производства (максимальный вариант) или медицинские нормы потребления (минимальный вариант).

По своему назначению рынок цельномолочных продуктов ориентирован на местного потребителя, поскольку продукция строго ограничена по срокам использования. Формируется он, как правило, в пределах административного района. Что касается молочных продуктов более длительных сроков хранения, то география их потоков более широкая. Особенности формирования и функционирования рынков молока и молочных продуктов определяются многими условиями, в частности, наличием сырьевой базы, мощностями перерабатывающих организаций, ассортиментом выпускаемой продукции, платежеспособностью потребителей и т.п. (14)

 

1.3 Использование опыта зарубежных стран для развития рынка молока

 

Одной из центральных проблем взаимоотношений рынка и государства является внешняя торговля продовольствием и ее связь с сельскохозяйственным производством и внутренней аграрной политикой.

Основой аграрного протекционизма служат несколько политических и экономических принципов:

  - продовольственная безопасность, то есть гарантирование высокого уровня самообеспечения продовольствием;

  - социальная стабильность общества, с поддержанием существования в нормальных условиях весьма значительной части населения в сельских районах;

  - поддержание платежного баланса за счет лучшего внешнеторгового баланса по продовольствию.

По расчетам Международного института продовольственной политики, рост производства сельскохозяйственной продукции на 1% обеспечивает на 2,3% рост всей экономики. (8)

  В развитых странах в качестве основного регулятора молочного производства выступает государство. Механизм такого государственного регулирования цен заключается, прежде всего, в товарной интервенции и прямых государственных выплатах для поддержания нижнего уровня цен для обеспечения условий процесса воспроизводства в молочном хозяйстве. Такой дорогостоящий механизм поддержания цен поглощает более половины бюджета Европейского Союза, составляет около 160 млрд. долларов США.

В странах ЕЭС на высоком уровне установлены целевые цены, гарантирующие средним и крупным фермерам определенный уровень дохода.

В тесной увязке с ними устанавливаются пороговые цены для импортируемых продуктов и экспортные субсидии для экспортируемых. Функцию минимальных цен выполняют цены вмешательства (интервенционные), по которым продукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации.

Информация о работе Становление и развитие рынка молока