Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:14, курсовая работа
Цель исследования – изучить становление и развитие рынка молока и молочной продукции.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты рынка молока и молочной продукции
Изучить особенности функционирования рынка молока
Оценить состояние развития рынка молочной продукции в Республике Бурятия
Таблица 2
Реализация по каналам сбыта молока сельхозтоваропроизводителями в 2010г.
Направления сбыта |
Молоко |
Бюджетные учреждения |
3% |
Рынок |
38% |
Торговая сеть |
12% |
Предприятия общественного питания |
7% |
Перерабатывающие предприятия |
27% |
Посредники (перекупщики) |
5% |
Собственное потребление |
7% |
Всего |
100% |
в т.ч. г. Улан-Удэ |
46% |
районы |
54% |
Производство и реализация молока сельскохозяйственными организациями связана с функционированием в районах молокоперерабатывающих предприятий, так 58% молока поставляется на переработку. Основная доля реализованного молока поставляется перерабатывающим предприятиям (58%) и предприятиям общественного питания (24%). Основная часть продукции реализуется на территории района (75%). Ограниченное число крупных покупателей молока на территории района и удаленность от основных рынков сбыта (г.Улан-Удэ, райцентры) препятствуют развитию производства и реализации молока сельскохозяйственными организациями. О неразвитости рынка молока свидетельствует широкий разброс цен по объектам сбыта от 10 до 20 руб. за литр (коэффициент вариации цен 29,6%). (22)
По результатам исследования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия наиболее острой проблемой для сельхозтоваропроизводителей является отсутствие на местах структур по сбору и сбыту продукции, не менее острой является проблема высоких транспортных затрат на реализацию продукции. А также отмечается «низкая рентабельность производства», вызванная низкой рыночной ценой на продукцию и высокой ценой на сырье, материалы, корма. (23)
Сельхозтоваропроизводители используют различные каналы сбыта своей продукции, структура реализации продукции по направления неоднородна. Наибольшая часть продукции поступает на рынки, в торговые сети и посреднические структуры. На эти структуры приходится 74% сбыта всей сельскохозяйственной продукции.
Производители молока сталкиваются с одними и теми же проблемами при сбыте своей продукции. Острота проблемы зависит от территориальных особенностей, так предприятия, удаленные от основных рынков сбыта, в качестве основной проблемы выделяют высокие транспортные затраты и отсутствие рыночных структур по сбору и сбыту продукции; а предприятия, расположенные в небольшой удаленности от основных рынков сбыта, указывают на недостаточный спрос на продукцию. (18)
На сегодняшний день, на продовольственном рынке Республике Бурятия существует несколько фирм предлагающих молочную продукцию схожую по свойствам, но не полностью. Это является одним из основополагающих критериев внедрения нового продукта.
Наряду с ОАО «Молоко Бурятии» производством кисломолочных изделий занимаются крупнейшие в нашей республике и за ее пределами предприятия, крупной мощности, на их долю приходится более 45% от общего объема производства, остальной объем выпуска приходится на мелких производителей. Предприятия, поставляющие продукцию на продовольственный рынок Бурятии, зарекомендовали себя как производители качественной и разнообразной продукции, но цены на продукцию данных предприятий несколько выше средних, т.к. они несут издержки на привоз своей продукции на рынок республики Бурятия. (19)
Основными конкурентами на рынке являются Новосибирск, п. Онохой в Заиграевском районе, г. Иркутск. Их доля на рынке составляет соответственно, 20%, 35%, 20%. Преимущество производимей Иркутска и Новосибирска состоит в том, что он расположен вблизи г. Улан-Удэ. (22)
Несмотря на присутствии на рынке сбыта серьезных конкурентов, продукция ОАО «Молоко Бурятии» пользуется спросом у покупателей, и объемы реализации не снижаются.
Исходя из этого, основная работа при оценке конкурентов, состоит в провидение ранжирования конкурентных позиций предприятия.
Сейчас на прилавках магазинов можно обнаружить свыше 150 наименований молока, кефира, йогуртов и др. молочных продуктов. Однако, нельзя говорить о равномерности их потребления. (25)
В таблице 3 приведена оценка продукции ОАО «Молоко Бурятии» и продукции Иркутских и Новосибирских производителей.
Таблица 3
Оценка конкурентоспособности
Факторы конкурентоспособности |
ОАО «Молоко Бурятии» |
Иркутск |
Новосибирск |
Продукт |
|||
Качество |
5 |
5 |
4 |
Престиж торговой марки |
4 |
5 |
4 |
Упаковка |
5 |
4 |
5 |
Защищенность патентами |
4 |
4 |
4 |
Цена |
5 |
5 |
3 |
Каналы сбыта |
3 |
4 |
4 |
Формы сбыта |
|||
прямая доставка |
4 |
5 |
4 |
оптовые посредники |
5 |
4 |
4 |
дилеры |
4 |
5 |
5 |
Степень охвата рыка |
4 |
5 |
4 |
Система транспортировки |
5 |
4 |
5 |
Продвижение продуктов на рынке |
|||
Реклама |
4 |
4 |
4 |
Индивидуальная продажа |
5 |
4 |
4 |
Таким образом, ситуация на рынке молока и молочной продукции Республики Бурятия достаточно сложная: сокращение объемов производства молока в сельскохозяйственных организациях, низкий уровень поступления молока на рынок, износ основных средств перерабатывающих предприятий. Растущий потребительский спрос на молоко и молочную продукцию удовлетворяется за счет ввозной продукции. Наибольшим потенциалом роста обладает рынок масла и сыра. Для развития рынка молока и молочной продукции в регионе необходимо увеличение производства молочной продукции в регионе, снижение закупочных цен на молоко.
Особую значимость в развитии рынка молока и молочной продукции имеет организация государственного регулирования экономических отношений субъектов рынка. Стабилизацию и развитие рынка, на наш взгляд, необходимо проводить в 3 направлениях: экономическая, социальная стабилизация и экологическое равновесие. (12)
Среди наиболее острых проблем, стоящих перед молочной отраслью, одной из самых актуальных и сложных является - сезонность производства молока, что оказывает негативное влияние на внутренний рынок в части колебания закупочных цен на сырое молоко: снижения цен в период массового его производства и повышения цен в осенне-зимний период, - что одинаково отрицательно влияет как на производителей, так и на переработчиков. Из-за сезонности производства молока 55% сырья перерабатывается организациями республики в летний период, в период «большого» молока производится около 60% масла и сыра.(23)
В условиях формирования Таможенного союза и интеграции Республики Бурятия в мировой рынок проблема повышения качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия усугубится и приобретет особую значимость в связи с необходимостью обязательного выполнения требований международных стандартов на продукцию, создания равных конкурентных условий на рынке для всех его участников.
При этом интеграция страны в мировое сообщество ужесточит конкурентную борьбу за рынки сбыта продукции и разрушительно отразится на неконкурентоспособных отраслях, приводя к дальнейшему сокращению производства, неполному использованию производственных мощностей. (27)
Подпрограмма «Развитие молочного скотоводства и увеличения производства молока в Республике Бурятия» программы (6)
«Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий
в Республике Бурятия» (Постановление от 28.02.2013 г.№ 102 г.Улан-Удэ)
Таблица 4
Цель и задачи подпрограммы
Наименование индикаторов |
2012 год ожидаемое |
2013 год прогноз |
2014 год |
Цель |
Устойчивое развитие молочного скотоводства в Республике Бурятия. | ||
Задачи |
|
Описание ожидаемых результатов реализации подпрограммы и целевые индикаторы подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы позволит в 2014 году увеличить объемы производства молока во всех категориях хозяйств на 9,7 тыс. тонн к уровню 2012 года, обеспечить рост выручки от реализации на 6,5%.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий подпрограммы выражены в достижении ее основных целевых индикаторов, значения которых приведены в таблице 5.
Таблица 5
Целевые индикаторы подпрограммы
Целевой индикатор |
Ед. изм. |
2012 г. (ожид) |
2013 г. прогноз |
2014 г. |
Валовое производство молока во всех |
тыс. тонн |
227,3 |
232,0 |
237,0 |
Выручка от реализации молока сельхозтоваропроизводителей к предшествующему году, % |
% |
100,0 |
103,0 |
103,5
|
Основные мероприятия подпрограммы
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного скотоводства, направленных на рост валового производства молока:
- субсидирование части затрат по приобретению семян кормовых культур;
- субсидирование части затрат на содержание скота молочного направления продуктивности;
Среди мероприятий, направленных на рост выручки от реализации молока сельхозтоваропроизводителями:
- субсидирование части затрат на приобретение, в том числе на условиях финансовой аренды (лизинга) машин и технологического оборудования, включая затраты на доставку и пусконаладочные работы;
- субсидирование
части затрат на строительство,
реконструкцию
Проблема увеличения молочной продуктивности животных и производства высококачественных продуктов продолжает оставаться очень острой.
Из-за диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства продолжается процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров.
Повышение эффективности отрасли должно происходить путем развития в республике племенного животноводства, использования прогрессивной техники и технологий, улучшения селекционно-племенной работы, укрепления кормовой базы, повышения квалификации кадров, обеспеченности отрасли трудовыми, материально-техническими, финансовыми ресурсами и проведения других мероприятий.
Продолжается спад производства молока во всех категориях хозяйств, остаются низкими (по сравнению с другими регионами РФ) показатели продуктивности молочного скота, и выходы телят на сто маток и производства продукции на душу населения
Ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе научно обоснованно и в интересах всего населения удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет собственного производства.
Для модернизации отрасли молочного скотоводства как крупного поставщика молока Республика Бурятия располагает всеми необходимыми предпосылками:
- обеспеченность трудовыми ресурсами;
- наличие
земельных угодий и пастбищ
для производства
Главными сдерживающими факторами устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются:
- низкий
удельный вес ферм с
- недостаточный
уровень продуктивности скота, что
связано с низким уровнем
Объективная необходимость государственной поддержки развития молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
- социальной
значимостью производства
- необходимостью
технологической модернизации
Тема инноваций в животноводстве актуализируется в связи с грядущей аграрной выставкой «Золотая осень». С 9 по 12 октября в Москве на ВВЦ состоится 15-я Российская агропромышленная выставка «Золотая осень» - крупнейший форум представителей сельского хозяйства и пищевой промышленности. Помимо разделов с продуктами питания и изделиями народных промыслов, на «Золотой осени» будут представлены новейшая сельскохозяйственная техника и оборудование для растениеводства, животноводства и птицеводства. Один из самых популярных разделов выставки - «Племенное животноводство». Будут продемонстрированы самые распространенные породы крупного рогатого скота и овец, племенная птица (куры, гуси, индюшки), пушные звери (лисицы, норки, гибриды пород).