Становление и развитие системы Федерального Казначейства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в системе финансовых органов России выявления проблем и определение перспектив, способов их решения совершенствования действующей казначейской системы.
Для раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю развития казначейской системы в РФ
определить функции и задачи Федерального казначейства на современном этапе;
охарактеризовать организационную структуру органов Федерального казначейства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 7
1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОРГНАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА 8
1.1 История развития Федерального Казначейства в РФ 12
1.2 Основные задачи и функции Федерального Казначейства в РФ 16
1.3 Структура и организация органов Федерального Казначейства 18
2 ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В РФ 19
2.1 Проблемы развития системы Федерального Казначейства РФ 21
2.2 Основные направления совершенствования системы
Федерального Казначейства РФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

курсовая работа по финансам.docx

— 67.87 Кб (Скачать файл)

3) продажа всякого рода гербовой  бумаги, гербовых марок, бланков,  свидетельств и патентов;

4) выдача промысловых свидетельств  и бесплатных промысловых билетов;

5) счетоводство по всем поступающим  в казначейство доходам и возложенным  на них расходам, а также по  порученному для хранения и  продажи казенному имуществу;

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые  финансовые органы. Финансирование всего  народного хозяйства страны и  всего советского аппарата, счетно-бюджетная  работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии.

Указом Президента Российской Федерации  от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства  России от 27августа 1993 года № 864 (в организационном  плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе  Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение  казначейства в России Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе», Постановление Правительства России от 27.08.1993г. № 864.[5]

В середине 1999 года постановлением Правительства  Российской Федерации принимается  Федеральная целевая программа  развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как  важнейшего инструмента повышения  эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.

Новый импульс в развитии Федеральное  казначейство получило в связи с  вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:

  • закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;
  • обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;
  • определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;
  • установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.

В течение 2000-2002 годов было завершено  создание вертикальной структуры органов  федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.

В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных  учреждений, за исключением отдельных  учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства.

Новым этапом в развитии системы  органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти».[6]

В результате проведения данной реформы  с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в Федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к  Федеральному казначейству, а также  функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе»  было утверждено Положение о Федеральном  казначействе Постановление Правительства  Российской Федерации от 1 декабря 2004г. № 703 «О Федеральном казначействе» (с изменениями от 11 ноября 2006г.).[7]

    1. Основные задачи и функции Федерального Казначейства

В Российской Федерации функционирует  единая централизованная система органов  федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного подчинения, районам и районам в городах.

Главные задачи органов Казначейства:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единой кассы
  • регулирование финансовых отношений между бюджетами и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств
  • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных государственных расходов
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных фондов, представление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом
  • управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ
  • разработка инструктивных материалов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

Одной из важнейших функций, возложенных  на казначейские органы, является контрольно- ревизиционная работа по контролю за расходованием бюджета на всех уровнях использования. Органы казначейства в соответствии с

этими функциями осуществляют предварительный  и текущий контроль по операциям  с бюджетными средствами главных  распорядителей, распорядителей и получателей  средств федерального бюджета, кредитных  организаций и других участников бюджетного процесса.

Федеральное казначейство взаимодействует  с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления  контрольных функций. Основными  направлениями контролирующей деятельности органов казначейства являются:

  • проверка коммерческих банков и учреждений Банка России по своевременности зачисления и перечисления средств, поступивших в доход федерального бюджета или доход государственных внебюджетных фондов, либо средств из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов на счет получателей
  • предварительный и текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями и получателями бюджетных средств
  • проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета
  • последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета по заданиям Министерства финансов РФ и ГУФК РФ.

Выделяют три основных этапа  контроля:

  1. предварительный этап проводится на стадии санкционирования расходов в момент контроля и учета принятия бюджетными учреждениями обязательств и препятствует принятию бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями
  2. текущий этап осуществляется на стадии финансирования расходов. Бюджетное учреждение представляет для проверки в орган, исполняющий бюджет, документы, удостоверяющие факт выполнения принятого обязательства.

Кроме того, оно должно соблюдать требования в отношении подготовки документов на оплату конкретных расходов. На данном этапе ставится препятствие оплате несуществующих расходов бюджетных  учреждений

  1. последующий этап. При его проведении устанавливается соответствие реальной стоимости товаров и услуг, поставленных по принятым обязательствам, тем суммам, которые были оплачены. Последующий контроль может осуществляться органом, ответственным за составление и рассмотрение проекта бюджета, другими финансовыми и контрольными органами исполнительной власти, а так же Счетной палатой.

Деятельность органов Федерального казначейства так же является подконтрольной и может быть проверена со стороны  других уполномоченных органов:

  • по финансово-хозяйственной деятельности – налоговой инспекцией, представителями внебюджетных фондов, КРУ
  • по исполнению федерального бюджета – Счетной палатой, контрольно-ревизиционным управлением Министерства финансов РФ, Прокуратурой РФ и т.д.

При комплексном исполнении бюджета  в первую очередь должны решаться следующие функциональные задачи:

  • осуществление кассового планирования бюджетных средств, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования
  • оперативный бухгалтерский учет исполнения бюджетов различных уровней
  • формирование росписи доходов и расходов бюджета, контроль за своевременностью совершения операций с бюджетными средствами, а так же целевое направление использования бюджетных и внебюджетных средств
  • учет изменений и формирование уточненной росписи и уточненных планов по бюджетам

 

  • составление регистров бухгалтерского учета исполнения бюджета
  • комплексное решение проблемы информационного взаимодействия органов казначейства и распорядителей бюджетных ассигнований и т.д.

Для выполнения указанных функций  задействована сложная многоуровневая система с развитыми связями  не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платежной системой, системой государственной  налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств  и налогоплательщиками. Сложность  этой системы усугубляется тем, что  она развернута на значительных территориях  и охватывает большое количество участников, принадлежащих разным ведомствам.

    1. Структура и организация органов Федерального Казначейства РФ

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством  Российской Федерации правоприменительные  функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета  главными распорядителями, распорядителями  и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении  Министерства финансов Российской Федерации.

Процесс формирования и  развития органов казначейства на начальном  этапе столкнулся с трудностями, которые объясняются перераспределением полномочий по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих органов и структур.

За главными распорядителями средств ФБ остается только право распределения лимитов  ФБ по подведомственным учреждениям. с  организацией казначейства они утрачивают возможность осуществлять управление финансовыми потоками по счетам средств бюджета.

  • бюджетополучатели попадают под жесткий контроль за целевым и эффективным расходованием средств ФБ.
  • в коммерческих банках закрывают счета по доходам и средствам ФБ, на которых находилось значительные ДС, используемые в обороте.
  • появляется возможность контроля сроков прохождения средств ФБ по счетам в банках
  • органы исполнительной власти получают дотации, субсидии, субвенции, ссуды и другие средства из ФБ, но утрачивают возможность единоличного принятия решений о фактическом расходовании средств не в соответствии с их назначением.

Систему казначейства образует вся  совокупность органов казначейства. Организационная структура органов  казначейства бывает централизованной, многоуровневой и иерархической. Структура построения соответствует существующему административно-территориальному делению России. Организационно-функциональная структура содержит 3 уровня иерархии:

1 уровень  -Главное Управление ФК МФ РФ;

2 уровень  -Управления ФК (УФК) по субъектам РФ, краям, областям и т.д.;

3 уровень  -Отделения ФК (ОФК) по городам, районам и районам в городах.

ГУФК  возглавляет начальник в ранге  заместителя министра финансов. Основными  функциями ГУФК является:

  • осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета;
  • управление движением средств на счетах казначейства;
  • доведение информации о результатах исполнения федерального бюджета до вышестоящих исполнительных и законодательных органов власти;
  • руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах ФБ;
  • обеспечение исполнения нижестоящим органам казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Становление и развитие системы Федерального Казначейства