Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:07, курс лекций
Финансы – система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования доходов без изменения форм стоимости с целью производства и удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей.
Финансы выражают свою сущность в распределительной и контрольных функциях. Кредит выражает свою сущность также и в перераспределительной функции, способствующей ускорению оборота денежных средств и материальных ценностей в экономике. Самостоятельным объектом изучения статистики финансов является финансовый рынок.
РОСНОУ
Учебная дисциплина «Статистика финансов»
Краткий курс лекций
1. Предмет и основные разделы статистики финансов
Финансы – система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования доходов без изменения форм стоимости с целью производства и удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей.
Финансы выражают свою сущность в распределительной и контрольных функциях. Кредит выражает свою сущность также и в перераспределительной функции, способствующей ускорению оборота денежных средств и материальных ценностей в экономике. Самостоятельным объектом изучения статистики финансов является финансовый рынок.
Статистика финансов – отрасль социально-экономической статистики.
Предметом статистики финансов является количественная характеристика финансов и финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики, процесса воспроизводства и кругооборота финансовых ресурсов.
Объектом статистики финансов является финансовые активы государства, секторов и отраслей экономики, всех хозяйствующих субъектов, находящихся в их распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат с целью воспроизводства и удовлетворения потребностей.
К задачам статистики финансов относят:
1. контроль за выполнением проектов, планов, программ и прогнозов по поводу обеспечения воспроизводственных процессов необходимыми денежными ресурсами и фондами;
2. изучение статистических закономерностей развития финансовой системы;
3. анализ использования финансовых ресурсов;
4. исследование прямых и обратных связей между процессом создания национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта и их последующим перераспределением через финансово – банковские органы.
Одной из наиболее важных задач статистики финансов является всесторонний анализ деятельности органов государственного управления.
Основным элементом статистики финансов является система показателей, отражающих цифровую характеристику явлений и процессов, подлежащих изучению в данной области.
Система показателей статистики финансов включает в себя следующие блоки показателей:
-показатели статистики бюджета;
-показатели статистики денежного обращения;
-показатели процентных ставок;
-показатели статистики кредита;
-показатели статистики сберегательных учреждений;
-показатели статистики страхования;
-показатели финансов предприятий и организаций;
-показатели банковской статистики;
-показатели статистики валютных курсов;
-показатели статистики финансового рынка.
Статистика финансов включает следующие разделы:
1) статистику государственных финансов;
2) статистику финансов предприятий;
3) статистику финансового рынка;
4) статистику финансового сектора экономики;
5) статистику денежного обращения и кредита;
6) статистику страхования.
2. Метод статистики финансов и его особенности
Метод - это статистическое наблюдение за финансовыми процессами.
1) Наблюдение, сбор данных;
2) Сводка, группировка (классификация);
3) Анализ (обобщение статистического материала на основе средних, индексных, выборочных, методов; метода рядов динамики; корреляционного и корреляционно-регрессионного анализа).
Статистика финансов для достижения своих целей использует весь инструментарий традиционных и присущих только ей статистических методов, основными из которых являются:
1) балансовая увязка остатков и оборотов денежных средств. Требуется там, где применяются балансовые счета. Общая схема этой увязки: разница между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода равна разнице между расходом и приходом денежных средств;
2) статистическая характеристика динамики финансовых показателей. Представляет собой традиционный метод анализа финансово денежных отношений. Строятся ряды исходных финансовых показателей и исчисляются их абсолютные приросты; цепные индексы роста и прироста; базисные индексы роста и прироста. Наличие динамических рядов и их стандартное выражение в виде индексов даёт возможность изучить тенденции развития связанных между собой явлений;
3) структурный анализ финансово-денежных отношений направлен на выявление относительного взаимодействия изучаемых признаков;
4) определение основной тенденции развития финансовых явлений. Причиной тренда финансовых показателей является общее развитие экономики и специфика финансово денежных отношений, традиционно основанных на процентном росте денег и инфляционных процессах.
3. Понятие финансово-экономических расчетов и их место в статистике финансов
Финансово-экономические расчеты (финансовая математика) наряду с другими методами статистики дают целостную концепцию количественного анализа условий и результатов финансово-кредитных и других коммерческих операций. Финансово-экономические расчеты (ФЭР) — совокупность методов определения изменения стоимости денег, происходящего вследствие их движения в процессе воспроизводства. Значение ФЭР как специфического метода финансовой статистики заключается в том, что он позволяет рассматривать возможные варианты вложения денежных средств и выбирать среди них наиболее эффективные, анализировать последствия уже произведенных расходов. Финансово-экономические расчеты на практике применяются в банковском деле, страховании, в работе финансовых организаций, инвестиционных компаний, фондовых и валютных бирж и т. п. Важное значение ФЭР имеют и для установления взаимовыгодных внешнеэкономических отношений.
Применение финансово-экономических расчетов обогащает социально-экономическую статистику. С их помощью решаются задачи, которые в наиболее общем виде заключаются в следующем:
1) расчет страховых выплат;
2) исчисление конечных сумм денежных средств, находящихся во вкладах, займах, ценных бумагах путем исчисления процентов;
3) установление взаимосвязи между отдельными параметрами сделки и определение параметров сделки, исходя из заданных условий и на этой основе:
а) определение эквивалентности параметров сделки для получения равной отдачи от затрат, произведенных различными способами;
б) анализ последствий изменения условий операции; исчисление обобщающих характеристик и отдельных параметров денежных средств, рассматриваемых как финансовые потоки;
в) разработка планов выполнения финансовых обязательств; расчет показателей доходности финансовых операций и т.п.;
4) учет ценных бумаг.
4. Общие положения статистики государственных финансов.
Государственные финансы - сфера финансовой системы страны.
В составе общегосударственных фондов денежных средств в РФ выделяют:
1) государственный бюджет;
2) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонды развития НИОКР и др.)
Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе:
1) предоставленных министерством финансов РФ отчетов по исполнению консолидированного, федерального, территориальных бюджетов;
2) данных налоговой статистики;
3) отчетов внебюджетных фондов.
Для составления отчетов об использовании бюджетов разных уровней (местных, федерального, консолидированного) используется единая классификация доходов бюджета и единая функциональная классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной министерством финансов РФ. Задача статистики государственных финансов состоит в разработке показателей характеризующих бюджетный процесс на каждой временной стадии:
1) составления;
2) рассмотрения;
3) утверждения;
4) использования.
Государственный бюджет – централизованный денежный фонд государства, используемый для удовлетворения общегосударственных нужд.
Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:
1) общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;
2) размер дефицита или профицита;
3) источники финансирования бюджетного дефицита;
4) размеры государственного внутреннего долга.
В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.
Основными показателями статистики государственного бюджета являются: 1) доходы; 2) расходы; 3) официальные трансферты; 4) чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений); 5) дефицит (превышение расходов над доходами); 6) профицит (превышение доходов над расходами).
5. Категория бюджетной классификации в статистике государственных финансов.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации и экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
3) классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ;
4) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
5) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ субъектов РФ;
6) классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
7) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
В состав статей доходов государственного бюджета входят налоговые доходы и неналоговые поступления.
Налоговые доходы: налоги на прибыль, прирост капитала, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Неналоговые поступления:
1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
2) доходы от реализации государственных запасов;
3) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
4) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
5) административные платежи и сборы;
6) штрафные санкции, возмещение ущерба;
7) доходы от внешнеэкономической деятельности;
8) прочие неналоговые доходы;
9) безвозмездные перечисления;
10) доходы целевых бюджетных фондов.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
1) государственное управление и местное самоуправление;
2) судебная власть;
3) международная деятельность;
4) национальная оборона;
5) правоохранительная деятельность;
6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
7) промышленность, энергетика и строительство;
8) сельское хозяйство и рыболовство;
9) охрана природной среды, гидрометеорология;
10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
11) развитие рыночной инфраструктуры;
12) жилищно-коммунальное хозяйство;
13) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных и стихийных бедствий;
14) образование;
15) культура, искусство, кинематография;
16) средства массовой информации;
17) здравоохранение и физическая культура;
18) социальная политика;
19) обслуживание государственного долга;
20) пополнение государственных запасов и резервов;
21) финансовая помощь бюджетам других уровней;
22) утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
23) мобилизационная подготовка экономики;
24) прочие расходы;
25) целевые бюджетные фонды.
Экономическая классификация расходов бюджета:
1) текущие расходы;
2) капитальные расходы;
3) предоставление кредитов за вычетом погашений.
Ведомственная классификация расходов бюджета:
1) перечень прямых получателей средств из федерального бюджета, в котором выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства, а также органы законодательной, судебной власти, исполнительный аппарат Президента и правительства;