Статистика финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:07, курс лекций

Описание работы

Финансы – система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования доходов без изменения форм стоимости с целью производства и удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей.
Финансы выражают свою сущность в распределительной и контрольных функциях. Кредит выражает свою сущность также и в перераспределительной функции, способствующей ускорению оборота денежных средств и материальных ценностей в экономике. Самостоятельным объектом изучения статистики финансов является финансовый рынок.

Файлы: 1 файл

статистика финансов.doc

— 403.50 Кб (Скачать файл)


РОСНОУ

Учебная дисциплина «Статистика финансов»

Краткий курс лекций

 

1. Предмет и основные разделы статистики финансов

Финансы – система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования доходов без изменения форм стоимости с целью производства и удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей.

Финансы выражают свою сущность в распределительной и контрольных функциях. Кредит выражает свою сущность также и в перераспределительной функции, способствующей ускорению оборота денежных средств и материальных ценностей в экономике. Самостоятельным объектом изучения статистики финансов является финансовый рынок.

Статистика финансов – отрасль социально-экономической статистики.

Предметом статистики финансов является количественная характеристика финансов и финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики, процесса воспроизводства и кругооборота финансовых ресурсов.

Объектом статистики финансов является финансовые активы государства, секторов и отраслей экономики, всех хозяйствующих субъектов, находящихся в их распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат с целью воспроизводства и удовлетворения потребностей.

К задачам статистики финансов относят:

1. контроль за выполнением проектов, планов, программ и прогнозов по поводу обеспечения воспроизводственных процессов необходимыми денежными ресурсами и фондами;

2. изучение статистических закономерностей развития финансовой системы;

3. анализ использования финансовых ресурсов;

4. исследование прямых и обратных связей между процессом создания национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта и их последующим перераспределением через финансово – банковские органы.

Одной из наиболее важных задач статистики финансов является всесторонний анализ деятельности органов государственного управления.

Основным элементом статистики финансов является система показателей, отражающих цифровую характеристику явлений и процессов, подлежащих изучению в данной области.

Система показателей статистики финансов включает в себя следующие блоки показателей:

-показатели статистики бюджета;

-показатели статистики денежного обращения;

-показатели процентных ставок;

-показатели статистики кредита;

-показатели статистики сберегательных учреждений;

-показатели статистики страхования;

-показатели финансов предприятий и организаций;

-показатели банковской статистики;

-показатели статистики валютных курсов;

-показатели статистики финансового рынка.

Статистика финансов включает следующие разделы:

1) статистику государственных финансов;

2) статистику финансов предприятий;

3) статистику финансового рынка;

4) статистику финансового сектора экономики;

5) статистику денежного обращения и кредита;

6) статистику страхования.

 

2. Метод статистики финансов и его особенности

Метод - это статистическое наблюдение за финансовыми процессами.

1) Наблюдение, сбор данных;

2) Сводка, группировка (классификация);

3) Анализ (обобщение статистического материала на основе средних, индексных, выборочных, методов; метода рядов динамики; корреляционного и корреляционно-регрессионного анализа).

Статистика финансов для достижения своих целей использует весь инструментарий традиционных и присущих только ей статистических методов, основными из которых являются:

1)            балансовая увязка остатков и оборотов денежных средств. Требуется там, где применяются балансовые счета. Общая схема этой увязки: разница между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода равна разнице между расходом и приходом денежных средств;

2)            статистическая характеристика динамики финансовых показателей. Представляет собой традиционный метод анализа финансово денежных отношений. Строятся ряды исходных финансовых показателей и исчисляются их абсолютные приросты; цепные индексы роста и прироста; базисные индексы роста и прироста. Наличие динамических рядов и их стандартное выражение в виде индексов даёт возможность изучить тенденции развития связанных между собой явлений;

3)            структурный анализ финансово-денежных отношений направлен на выявление относительного взаимодействия изучаемых признаков;

4)            определение основной тенденции развития финансовых явлений. Причиной тренда финансовых показателей является общее развитие экономики и специфика финансово денежных отношений, традиционно основанных на процентном росте денег и инфляционных процессах.

 

3. Понятие финансово-экономических расчетов и их место в статистике финансов

Финансово-экономические расчеты (финансовая математика) наряду с другими методами статистики дают целостную концепцию количественного анализа условий и результатов финансово-кредитных и других коммерческих операций. Финансово-экономические расчеты (ФЭР) — совокупность методов определения изменения стоимости денег, происходящего вследствие их движения в процессе воспроизводства. Значение ФЭР как специфического метода финансовой статистики заключается в том, что он позволяет рассматривать возможные варианты вложения денежных средств и выбирать среди них наиболее эффективные, анализировать последствия уже произведенных расходов. Финансово-экономические расчеты на практике применяются в банковском деле, страховании, в работе финансовых организаций, инвестиционных компаний, фондовых и валютных бирж и т. п. Важное значение ФЭР имеют и для установления взаимовыгодных внешнеэкономических отношений.

Применение финансово-экономических расчетов обогащает социально-экономическую статистику. С их помощью решаются задачи, которые в наиболее общем виде заключаются в следующем:

1) расчет страховых выплат;

2) исчисление конечных сумм денежных средств, находящихся во вкладах, займах, ценных бумагах путем исчисления процентов;

3) установление взаимосвязи между отдельными параметрами сделки и определение параметров сделки, исходя из заданных условий и на этой основе:

а) определение эквивалентности параметров сделки для получения равной отдачи от затрат, произведенных различными способами;

б) анализ последствий изменения условий операции; исчисление обобщающих характеристик и отдельных параметров денежных средств, рассматриваемых как финансовые потоки;

в) разработка планов выполнения финансовых обязательств; расчет показателей доходности финансовых операций и т.п.;

4) учет ценных бумаг.

 

4. Общие положения статистики государственных финансов.

Государственные финансы - сфера финансовой системы страны.

В составе общегосударственных фондов денежных средств в РФ выделяют:

1) государственный бюджет;

2) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонды развития НИОКР и др.)

Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе:

1) предоставленных министерством финансов РФ отчетов по исполнению консолидированного, федерального, территориальных бюджетов;

2) данных налоговой статистики;

3) отчетов внебюджетных фондов.

Для составления отчетов об использовании бюджетов разных уровней (местных, федерального, консолидированного) используется единая классификация доходов бюджета и единая функциональная классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной министерством финансов РФ. Задача статистики государственных финансов состоит в разработке показателей характеризующих бюджетный процесс на каждой временной стадии:

1) составления;

2) рассмотрения;

3) утверждения;

4) использования.

Государственный бюджет – централизованный денежный фонд государства, используемый для удовлетворения общегосударственных нужд.

Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

1) общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;

2) размер дефицита или профицита;

3) источники финансирования бюджетного дефицита;

4) размеры государственного внутреннего долга.

В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.

Основными показателями статистики государственного бюджета являются: 1) доходы; 2) расходы; 3) официальные трансферты; 4) чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений); 5) дефицит (превышение расходов над доходами); 6) профицит (превышение доходов над расходами).

 

5. Категория бюджетной классификации в статистике государственных финансов.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации и экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

3) классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ;

4) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

5) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ субъектов РФ;

6) классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;

7) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

В состав статей доходов государственного бюджета входят налоговые доходы и неналоговые поступления.

Налоговые доходы: налоги на прибыль, прирост капитала, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Неналоговые поступления:

1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

2) доходы от реализации государственных запасов;

3) доходы от продажи земли и нематериальных активов;

4) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

5) административные платежи и сборы;

6) штрафные санкции, возмещение ущерба;

7) доходы от внешнеэкономической деятельности;

8) прочие неналоговые доходы;

9) безвозмездные перечисления;

10) доходы целевых бюджетных фондов.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ

1) государственное управление и местное самоуправление;

2) судебная власть;

3) международная деятельность;

4) национальная оборона;

5) правоохранительная деятельность;

6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

7) промышленность, энергетика и строительство;

8) сельское хозяйство и рыболовство;

9) охрана природной среды, гидрометеорология;

10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

11) развитие рыночной инфраструктуры;

12) жилищно-коммунальное хозяйство;

13) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных и стихийных бедствий;

14) образование;

15) культура, искусство, кинематография;

16) средства массовой информации;

17) здравоохранение и физическая культура;

18) социальная политика;

19) обслуживание государственного долга;

20) пополнение государственных запасов и резервов;

21) финансовая помощь бюджетам других уровней;

22) утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

23) мобилизационная подготовка экономики;

24) прочие расходы;

25) целевые бюджетные фонды.

Экономическая классификация расходов бюджета:

1) текущие расходы;

2) капитальные расходы;

3) предоставление кредитов за вычетом погашений.

Ведомственная классификация расходов бюджета:

1) перечень прямых получателей средств из федерального бюджета, в котором выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства, а также органы законодательной, судебной власти, исполнительный аппарат Президента и правительства;

Информация о работе Статистика финансов