Стратегия развития банковского дела в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:29, реферат

Описание работы

В данное время идет поиск и становление оптимальных форм институционального устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Также проводятся работы по улучшению обслуживания частных лиц и привлечению их денежных средств. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших (и в то же время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России.

Содержание работы

Введение 3
1. История развития банковского дела в РФ 4
2. Современное состояние банковского дела 8
3. Стратегия развития банковского дела 13
Заключение 30
Список литературы

Файлы: 1 файл

Стратегия развития банковского дела в РФ.docx

— 88.51 Кб (Скачать файл)

 

Достижение этих показателей  требует расширения источников формирования ресурсов банков, совершенствования  законодательства, а также существенной перестройки форм и методов ведения банковского дела.

 

В связи с  повышением открытости российской экономики и  финансовой системы, на приоритеты денежно-кредитной политики всё в большей степени влияет мировая конъюнктура. Объёмы эмиссии и денежного предложения, рост монетизации практически полностью определяются потоками экспортной выручки. Покупка валюты Банком России уже в течение пяти лет остаётся основным каналом эмиссии.

В то же время, задача сохранения высоких темпов роста ВВП требует  большей предсказуемости денежной и курсовой политики и её базирования  на приоритетах развития российской экономики, когда рост монетизации  будет связан не с экспортными потоками, а с ростом товарной массы внутри страны, ростом внутреннего спроса и производительности труда в России.

Необходимо пристальное  внимание уделять развитию рынка  государственного долга. Регулирование  требует наличия в портфеле активов  банковской системы низкорискованных активов – госбумаг, поскольку без них банкам гораздо сложнее выполнять требования по достаточности капитала. Однако слабое развитие этого рынка в условиях профицита бюджета ограничивает возможности банков. Другим ограничителем является отрицательная реальная доходность таких бумаг (т.е. ниже инфляции).

  В этой ситуации целесообразно осуществлять выпуск целевых займов на отдельные проекты (например, развитие телефонной связи или строительство дорог, портов). Также могут эмитироваться суррогатные госбумаги, т.е. обычные коммерческие бумаги, но имеющие государственную гарантию (выпускаемые, например, в рамках реализации проектов по государственно-частному партнёрству).  Такое решение позволит увеличить вложения участников рынка в  российские государственные ценные бумаги. Принципиально неверно финансировать чужие экономики, в то время как Россия остро нуждается в инвестициях.

Наряду с конкретными  проблемами развития финансовых рынков необходимо решить стратегическую задачу введения в рыночный оборот активов, не представленных в настоящий момент на рынках капитала. Это – богатейшие природные ресурсы, недвижимость, земля. Вовлечение их в рыночный оборот позитивным образом скажется на росте финансовых рынков, придаст дополнительный импульс развитию кредитных операций российских банков.

Удлинение ресурсной базы банковской системы даст возможность  с меньшим риском предоставлять  долгосрочные кредиты экономике, спрос  на которые постоянно увеличивается. Только через развитие инструментов долгосрочного кредитования технического перевооружения промышленности Россия может совершить инвестиционный рывок, преодолев технологическое отставание и решив проблему зависимости экономики от экспорта сырья.

Рост  вкладов населения – существенный  фактор удлинения ресурсной базы банков.

В банках западных стран  вклады населения составляют 35-55% общей  суммы привлеченных средств и  являются важнейшим источником кредитных  ресурсов. В России вклады населения  составляют до  25%  привлеченных  средств.

Принятый в 2004г. Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" усилил  государственную защиту интересов вкладчиков.  Последующему росту вкладов населения в банках будет способствовать дальнейшая разработка мер по повышению доверия к банкам. В результате, в течение ближайших 3-х лет можно увеличить вклады населения в банках в 2-3 раза.

С целью расширения спектра  вкладных операций необходимо пересмотреть положения ст. 837 Гражданского кодекса  РФ и внести изменения, предоставляющие  сторонам право предусматривать  в договоре банковского вклада иные, чем по первому требованию, условия досрочного возврата вклада.

Необходимо максимально  вовлечь в банковский оборот самые  «длинные» ресурсы экономики - пенсионные и  бюджетные средства.

В соответствии с действующим  российским законодательством,  управляющие  компании могут размещать на счетах в кредитных организациях до 20% аккумулированных ими пенсионных накоплений. В условиях, когда на эти компании приходится всего около 4% накопительной части пенсии объёмы  долгосрочных ресурсов, которые могут быть привлечены в банки, являются мизерными (около 500 млн. руб., или 0,8% от общего объёма накопительной части пенсии граждан).

При этом Внешэкономбанк, который  в качестве государственной управляющей компании также может размещать до 20% средств накопительной части пенсии в банки (более 10 млрд. руб.), инвестирует все средства в государственные  ценные бумаги и еврооблигации.

В настоящее время из банковской системы выведено несколько десятков миллиардов рублей средств федеральных и муниципальных государственных  предприятий, которые хранятся в Казначействе. В то же время, будучи внесены на  долгосрочные депозиты в банки, эти средства могли бы способствовать значительному расширению кредитования банками экономики.

Целям вовлечения данных ресурсов в банковский оборот будут способствовать следующие мероприятия:

- введение  практики размещения части пенсионных накоплений, хранящихся во Внешэкономбанке  РФ,  на конкурсной основе на счетах в российских коммерческих банках;

- разрешение Пенсионному Фонду РФ размещать пенсионные накопления не только во Внешэкономбанке РФ, но и в других управляющих компаниях;

увеличение квот на инвестирование средств пенсионной системы в  банковские депозиты;  

- внесение дополнений и изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации с целью предоставления субъектам РФ, а также органам местного самоуправления права открытия счетов бюджетов в кредитных организациях;

- разрешение  банкам совмещать банковскую деятельность и деятельность по управлению  инвестиционными, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами;

- отказ от обременения иностранных пассивов банковской системы путем введения резервирования и пр. (за исключением случаев, связанных с чрезвычайными обстоятельствами);

- разрешение хранить средства ГУПов и МУПов в коммерческих банках, а также устранение практики принудительного перевода средств указанных предприятий из коммерческих банков в Федеральное Казначейство.

  Банковские облигации и сертификаты должны стать одним из дополнительных финансовых инструментов аккумулирования банками средств на средние и длинные сроки.

Ускорению развития рынка  облигаций коммерческих банков будет  способствовать снятие ограничений на объем эмиссии облигаций. Целесообразно ограничивать размер не обеспеченной залогом собственного имущества или третьими лицами эмиссии облигаций банков не величиной уставного капитала, а размером собственных средств банка-эмитента.

Выпуск и обращение  банковских сертификатов необходимо освободить от ограничений:

- перейти от разрешительного к уведомительному принципу  регистрации условий выпуска и обращения сертификатов;

- производить размещение сертификатов одновременно на нескольких зарегистрированных условиях выпуска и обращения;

- предусмотреть возможность выпуска сертификатов в иностранной валюте;

включить в условия  обращения сертификатов возможность  промежуточной выплаты процентного дохода.

В целях развития кредитного рынка необходимо создание правовых возможностей по секьюритизации активов. Целесообразно подготовить специальный закон о секьюритизации активов, который будет регулировать выпуск обеспеченных активами ценных бумаг посредством создания специализированных паевых инвестиционных фондов, а также формы и методы регулирования этого процесса.

Важнейший путь повышения  капитализации банков - увеличение инвестиционной привлекательности банковского капитала. Этого можно добиться, прежде всего, через улучшение показателей рентабельности деятельности банков, обеспечение обязательной выплаты дивидендов. Именно на этой основе можно активно  вовлечь  в банки  капиталы  из других  отраслей экономики.

        Сдерживает  повышение уровня рентабельности  банков чрезмерный объем  затрат. Он не позволяет кредитным организациям снижать процентные ставки и расширять доступ предприятий и населения к банковским кредитам.

Наряду с реализацией  мер по повышению  рентабельности банков, необходимо упростить  процедуры  регистрации  капитала и размещения  акций, а также снять ряд ограничений, необоснованно занижающих величину капитала банковской системы.

В первую очередь требуется  предпринять следующие меры:

- не уменьшать величину основного капитала банков на вложения в акции других кредитных организаций;

- учитывать в составе капитала резервы общего характера и переоценку основных средств;

- снять жесткие условия договоров субординированного кредита;

- не ограничивать возможность рекапитализации более жестким требованием к нормативу капитала, чем в рекомендациях Базельского комитета по достаточности капитала;

- продлить на срок не менее 10 лет действие льготы по расчету норматива Н6 для банков-участников банковских групп в части размещения средств на корреспондентских счетах между банками-участниками конкретной банковской группы.

Двойное налогообложение  доходов на вложенный капитал (налог  на прибыль и налог на дивиденды) также ограничивает капитализацию  банков. Необходимо освободить от налогов сумму начисляемых дивидендов, создавая тем самым условия для реинвестирования средств.

С целью существенного  ускорения и удешевления процедуры  добровольной реорганизации кредитных  организаций путем слияний и  присоединений следует принять  специальный Федеральный закон, регулирующий процедуру слияния  и присоединения кредитных организаций, либо включить в действующий Закон  «О банках и банковской деятельности»  специальную статью, детально регулирующую порядок добровольной реорганизации.

В целях укрепления стабильности банковской системы, поддержания  ее текущей ликвидности и бесперебойного осуществления расчетов кредитным организациям необходимо обеспечить эффективное функционирование механизма пополнения банковской ликвидности в виде операций рефинансирования со стороны Банка России.

Система рефинансирования Банка  России должна строиться на принципах  равного и максимально широкого доступа кредитных организаций  к инструментам Банка России. Кредиты  должны обладать достаточной гибкостью, позволяющей получить кредит в короткий срок, а также предусматривать условия обеспечения, соответствующие обычной кредитной практике.

Для этих целей необходимо:

1) Расширить перечень  активов, принимаемых в обеспечение,  добавив в него:

- дополнительный перечень облигаций субъектов РФ;

- муниципальные облигации;

- дополнительный перечень еврооблигаций РФ;

- дополнительный перечень корпоративных облигаций;

- наиболее ликвидные корпоративные ценные бумаги («голубые фишки»);

- векселя банков;

- кредитные требования к унитарным предприятиям и акционерным обществам, доля государства в которых составляет не менее 50%, а также их векселей;

- кредиты и векселя компаний, международный рейтинг которых равен или превышает "В-" по версии Standard&Poor's;

- кредиты, выданные для финансирования контрактов, заключённых по межправительственным соглашениям, расходы по которым включены в бюджет.

2) Чётко установить критерии  для кредитов, под которые может  осуществляться рефинансирование, с тем, чтобы банки могли, исходя из них,  выстраивать отношения с заёмщиками.

3) Минимизировать объём  требуемой от банка информации  и время для принятия решения  о предоставлении ему кредита.

4) На практике использовать  Генеральные кредитные договоры  между ГУ ЦБ и коммерческими  банками (далее – Договор), согласно  которым банки могут получать  по мере необходимости внутридневные, ломбардные кредиты и кредиты «овернайт»  без дополнительного оформления разовых сделок в рамках Договора.

С целью решения комплекса  назревших мер по совершенствованию  системы рефинансирования Банку  России необходимо уже в  2005 г. внести изменения в свою нормативную  базу.

Наряду с развитием  и укреплением системы рефинансирования необходимо активнее использовать возможности  межбанковского кредитного рынка для  перераспределения средств между банками с избыточными и с недостаточными ресурсами.

  Одновременно рынку межбанковских кредитов и депозитов требуется поддержка со стороны Банка России и его территориальных управлений для обеспечения нормальной работы и снижения рисков. Деятельность территориальных управлений Банка России может заключаться в координации действий и организации информационного обмена с кредитными организациями при заключении межбанковских кредитных сделок. Это позволит снизить вероятность невозврата средств, увеличить доверие банков друг другу и ускорить процесс согласования условий сделок МБК. Такая задача может быть решена как на внутрирегиональном, так и межрегиональном уровнях.

Информация о работе Стратегия развития банковского дела в РФ