Структура кредитной системы России и функциональные особенности её звеньев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Главной целью работы является рассмотрение особенностей кредитной системы России на всех этапах ее исторического развития, выявление основных проблем ее формирования и перспектив развития.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исторические аспекты и этапы формирования кредитной системы;
- структура и механизм функционирования кредитной системы в рыночной экономике;
- начальный этап перестройки кредитной системы страны;
- банковская система как звено кредитной системы в завершающем этапе ее перестройки в рамках СССР;
- общие тенденции развития современной кредитной и банковской системы России;
- основные проблемы кредитной системы на современном этапе;
- перспективы развития кредитной системы России.

Содержание работы

Введение
Глава I Понятие и структура кредитной системы РФ
1.1 Понятие и структура кредитной системы
1.2 Банковская система РФ
1.2.1 Центральный Банк РФ
1.2.2 Коммерческие банки
1.3 Парабанковский сектор РФ
1.3.1 Страховые компании, пенсионные фонды
1.3.2 Прочие внебанковские кредитно-финансовые институты
Глава II Проблемы и перспективы развития кредитной системы РФ
2.1 Проблемы кредитной системы в России
2.2 Перспективы развития кредитной системы России
2.3 Особенности кредитной системы России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Структура кредитной системы России и функциональные особенности ее звеньев.docx

— 121.89 Кб (Скачать файл)

Создавая благотворительные  фонды, крупные собственники и корпорации финансируют: образование (университеты, колледжи, школы), научно-исследовательские  институты, центры искусств, церкви, различные  общественные организации. Передача средств в благотворительные фонды осуществляется в виде крупных денежных поступлений или пакетов акций. За счет этого благотворительные фонды действуют на рынке капиталов, вкладывая средства в различные ценные бумаги или получая дивиденды с переданных им ценных бумаг, и таким образом увеличивают свой капитал.

Пассивные операции благотворительных  фондов складываются из благотворительных  поступлений в виде денежных средств  и ценных бумаг, а активные - из вложений в различные ценные бумаги, включая  государственные, а также в недвижимость. Большую часть активов (более 90%) составляют акции и облигации  корпораций.

Как правило, благотворительная  деятельность крупных банкиров и  промышленников в области образования, здравоохранения, культуры, искусства  используется в их интересах в  качестве имиджа и рекламы. Колледжи, институты и университеты готовят  на их средства кадры, т.е. человеческий капитал, который впоследствии приносит высокие прибыли крупнейшим корпорациям  и увеличивает капитал первоначальных благотворительных пожертвований.

Многие фонды не представляют отчетов и не сообщают о структуре  своих активов. Благотворительные  фонды пользуются большими налоговыми льготами.

75% доходов фонды получали  за счет спекуляций и доходов  от ценных бумаг (процентов  и дивидендов), а оставшуюся часть  - от даров и прочей благотворительности.  Это свидетельствует о том,  что благотворительные фонды  активно работают на рынке  ценных бумаг и проводят различные  операции, связанные с покупкой  и продажей акций и облигаций.

 

 

Глава II Проблемы и перспективы развития кредитной системы РФ

2.1.Проблемы кредитной системы в России

 

Прежде чем говорить о  перспективах развития кредитной системы, необходимо выделить проблемы, которые  характерны сейчас для российской кредитной  системы.

В качестве основных можно выделить следующие:

низкий уровень банковского  капитала;

значительный объем невозвращенных кредитов;

высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций  от государственных и местных  бюджетов;

чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений  деятельности, которые приносили  немедленный, в основном “спекулятивный”  доход; недостаточное внимание к  кредитованию реального сектора  экономики;

масштабное использование  руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения  политических целей, выходящих за приделы  собственного банковского дела;

недостаточная жесткость  надзорных требований;

недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора;

отсутствие системы страхования  вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.

Если проанализировать все  эти проблемы, то мы придем к выводу, что коренной проблемой является – низкое качество управления, когда  российские банки не могут адекватно  реагировать на меняющуюся ситуацию.

В ближайшем десятилетии  в России должны быть обеспечены высокие  темпы экономического роста, которые  позволят значительно повысить уровень  жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому  кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики. Остановимся  на некоторых проблемах денежно-кредитной  политики по подробней4. Итак:

1. В настоящее время  Россия как страна с открытой  и недостаточно диверсифицированной  экономикой, в высокой степени  зависящая от внешней экономической  и финансовой конъюнктуры, не  имеет возможности перейти к  режиму свободно плавающего валютного  курса рубля. По каналам текущего  счета платежного баланса предложение  иностранной валюты устойчиво  превышает спрос. Счет операций  с капиталом и финансовыми  инструментами нестабилен как  по объемам, так и по направленности  финансовых потоков. В таких  условиях, как показывает практика  многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.

2. В настоящее время  российская экономика в условиях  трансграничных потоков капитала  в значительной мере реагирует  на изменения зарубежных процентных  ставок. В связи с этим Банк  России вынужден при проведении  процентной и валютной политики  учитывать разницу между процентными  ставками внутри страны и за  рубежом. В условиях, когда денежное  предложение формируется в основном  через приобретение Банком России  иностранной валюты на валютном  рынке, роль процентной ставки  в качестве активного инструмента  кредитной политики является  ограниченной. Тем не менее, в  настоящее время формируются  условия для повышения роли  процентной ставки при проведении  кредитной политики. В предстоящий  период в условиях функционирования  Стабилизационного фонда Российской  Федерации, обеспечивающего кроме  долгосрочной стабильности государственного  бюджета стерилизацию избыточной  ликвидности в экономике, Банк  России будет по мере необходимости  расширять объемы рефинансирования  кредитных организаций.

3. В последние годы  наблюдается ослабление краткосрочной  взаимосвязи между денежными  агрегатами и индексом потребительских  цен. Поэтому границы прироста  денежной массы не являются  жестко заданными и отклонения  динамики денежной массы от  расчетной траектории не предполагают  немедленной корректировки политики  Банка России. Тем не менее,  характеристики денежной массы  остаются важным ориентиром для  оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.

4. Зависимость российской  экономики от внешнеэкономической  конъюнктуры и продолжение структурных  преобразований в экономике делают  необходимой поддержку кредитной  политики Банка России действиями  Правительства Российской Федерации  в области бюджетной, налоговой,  тарифной, структурной и социальной  политики. В связи с этим меры  по формированию Стабилизационного  фонда Российской Федерации, ограничению  роста регулируемых цен, тарифному  и нетарифному регулированию  внешнеэкономической сферы, осуществляемые  Правительством Российской Федерации,  являются важной частью антиинфляционной  политики в России.

В то же время процесс  становления кредитной системы  выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К  основным можно отнести следующие:

- продолжают существовать  мелкие коммерческие банки, которые  из-за слабой финансовой базы  не могут справиться с потребностями  клиентов;

- главная проблема ипотечной  системы в России заключается  в неразвитости рынка жилья  и несоответствии цен на жилье  среднему уровню доходов населения;

- отсутствие реальных  условий для развития рынка  корпоративных  ценных бумаг  в качестве основы для функционирования  инвестиционных банков;

- отсутствие реальной  законодательной базы для регламентации  рынка специализированных небанковских  институтов.

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной  системы России в ее скорейшем  приближении к состоянию кредитных  систем промышленно развитых стран.

 

2.2.Перспективы развития кредитной системы России

 В случае благоприятного  сценария развития российской  экономики экономистами предполагаются  следующие направления развития  кредитной системы. 

Первое. Активизация кредитования (кредиты могут достигнуть 0,4-0,7% ВВП), что приведет к росту активов  на 0,6-0,9% ВВП. При этом в условиях подъема внутреннего спроса и  сокращения внешнеторгового сальдо продолжится рост прежде всего рублевого кредитования. Объем государственных ценных бумаг в портфелях банков по номиналу увеличится незначительно.

Второе. Увеличение капитализации  банков, причем без особого участия  государства. Произойдет дальнейшее увеличение роли доходов от кредитования.

Увеличение роли вкладов  населения по мере роста реальных доходов можно предположить, лишь при условии сохранения действующего уровня цен на основные продукты. В  противном случае эти цифры могут, наоборот, уменьшиться.

Третье. Сложной проблемой  является активизация инвестиционной деятельности банков. Пока в экономике  сохраняются денежные суррогаты, бартер, неплатежи, банковская система не может  активно осуществлять инвестиционную деятельность. В стране еще не созрели условия для долгосрочных накоплений и ни один коммерческий банк не пойдет на риски длительных инвестиций без государственных гарантий.

Четвертое. Решение проблемы корпоративного управления в кредитных  учреждениях.

В рамках принятия стратегических решений 4 сентября 2004 г. в Сочи прошел II международный банковский форум «Банки России — XXI век». В его работе приняли участие около 600 руководителей банков из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Армении, Узбекистана, Азербайджана, Великобритании, Германии, США, Венгрии, а также представители ведущих международных финансовых организаций.

В рамках Форума состоялась VI банковская конференция «Развитие  корпоративного управления в кредитных  организациях: международная практика и Россия», а также были обсуждены  проблемы вхождения банков в систему  страхования вкладов, проведен ряд  других мероприятий.

В рамках форума решались актуальные вопросы совершенствования корпоративного управления в кредитных организациях, развития, российской банковской системы. Тема корпоративного управления в банковской сфере исключительно актуальна - в конечном счете от его эффективности зависит будущее отечественной банковской системы.

Большую озабоченность вызывают две группы проблем: во-первых, прозрачность структуры собственности, во-вторых — эффективность системы органов  управления банком с точки зрения принципов их формирования и взаимодействия.

Банком России в последнее  время были предприняты определенные шаги для повышения транспарентности деятельности кредитных организаций. Так, были внесены изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»5, во исполнение которых Банк России принял Указание6. На основании этого же закона Банком России усилены требования к учредителям и учредительным документам кредитных организаций, а также к кандидатам на должности руководителей их исполнительных органов и главных бухгалтеров.

Банком России определены порядок ведения учета. Банк России установил порядок и критерии оценки финансового положения учредителей  кредитной организации.

Однако задача повышения  прозрачности структуры собственности  для кредитных организаций пока окончательно не решена.

Характерно, что предложенный Правительством ряд мер, направлен, в первую очередь, на повышение капитализации  банковской системы и развитие новых  технологий. Среди них отметим  прежде всего осознание необходимости  приравнять налогообложение банков к налогообложению предприятий (как  по ставкам, так и по составу затрат), а также создание полноценной  законодательной базы по электронным  документам в России.

На мой взгляд, именно соблюдение или несоблюдение этих основных принципов и определяет, в значительной мере, перспективы развития отечественной  кредитной системы.

Исключительное значение для успешного развития российской кредитной системы имеет налаживание  адекватного потребностям экономического роста взаимодействия банков с реальным сектором.

Коммерческие банки, с  одной стороны, заинтересованы в  кредитовании реального сектора. Это  классическая банковская операция с  хорошо изученными рисками. Но с другой стороны здесь есть две существенные проблемы, связанные с недостаточной  защищенностью банков в отношениях кредитор — заемщик и краткосрочностью пассивов. Банки не могут расширять  кредитование, потому что государство  не обеспечивает защиту их интересов  в случае возникновения проблем  с возвращением ссуд.

Еще более сложной проблемой  является активизация инвестиционной деятельности банков. Пока в экономике  сохраняются денежные суррогаты, бартер, неплатежи, банковская система не может активно осуществлять инвестиционную деятельность. В стране еще не созрели условия для долгосрочных накоплений  и ни один коммерческий банк не пойдет на риски длительных инвестиций без государственных гарантий.

По всей видимости, структура  отечественной кредитной системы  в части преобладания в ней  банковских учреждений не претерпит  изменений.

В рамках принятия стратегических решений на настоящий момент Правительство  и Банк России не предложили ничего принципиально нового, что могло  бы как-то существенно изменить сложившуюся  конфигурацию отечественной  кредитной  системы. Т.н. “Программа Грефа” – программа социально-экономического развития страны до 2010 г. – не содержит сколько-либо кардинальных мер, могущих действительно радикально оздоровить действующую кредитную систему.  Этой программой предлагаются меры нормативного характера (усиление надзора, ускорение ликвидации несостоятельных кредитных организаций, изменение видов выдаваемых лицензий и т.п.), которые и так осуществляются Банком России, хотя и достаточно медленно.

Информация о работе Структура кредитной системы России и функциональные особенности её звеньев