Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:18, курсовая работа
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществляется по следующим основным направлениям:
формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
развитие системы государственной финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;
информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
Федеральное агентство по образованию
федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»
Институт переподготовки специалистов
Кафедра финансов и кредита
(кафедра)
по дисциплине: Государственные и муниципальные финансы
Тема: Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг)
Выполнила: Балан А. А.
Специальность Государственное и
муниципальное управление
Группа 11446
Руководитель Щербинина
Новосибирск 2011
ВВЕДЕНИЕ
Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества.
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществляется по следующим основным направлениям:
Одним из направлений государственной поддержки предпринимателей является предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров и услуг, рассмотрению которого и посвящена данная курсовая работа.
Актуальность данной темы заключается в том, что предпринимательство играет значительную роль в социальной и экономической стабильности стран – в период экономического кризиса оно имеет особое значение для устойчивости всей экономики в целом и отдельных регионов, отраслей в частности, поддерживает высокий уровень занятости населения. Однако его развитие невозможно без активного участия и поддержки государства.
Цель работы заключается в анализе имеющихся на сегодняшних программ субсидирования предпринимательства в Российской Федерации, в целом, и в Красноярском крае, в частности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является
малое и среднее
Предметом исследования являются меры государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, применяемые в стране, в целом, и в Красноярском крае, в частности.
Первый раздел работы посвящен теоретическим основам малого и среднего предпринимательства, его сущности, критериям, структуре; рассматриваются меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе субсидии, предоставляемые в рамках реализации федеральных целевых программ.
Во втором разделе рассматриваются целевые программы, направленные на поддержку юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц- производителей товаров и услуг в Красноярском крае, а также эффективность реализации данных программ.
Методологической основой исследования является системный подход, кроме того, были использованы следующие методы: анализ, наблюдение, обобщение, синтез.
При написании курсовой работы
использовалась научная литература
по макроэкономике, малому бизнесу, предпринимательству,
а также периодическая
Модернизация отечественной экономики – приоритетная общенациональная задача, в решении которой малый и средний бизнес способен сыграть ключевую роль. В этой связи важно обеспечить более активное участие предпринимателей в коммерциализации научных разработок, внедрении технологических и управленческих инноваций, создании современных товаров и услуг. От успеха такой работы прямо зависит повышение качества жизни людей, укрепление конкурентных позиций России на мировом рынке.
Д.А. Медведев, Президент РФ1
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство – важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта2.
Современное малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) – это деятельность, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой и являет собой «чрезвычайно сложный и многогранный вид экономической деятельности, взаимосвязанный практически со всеми отрасли хозяйства и сферами экономики»3(схема 1).
Схема 1
Социально- экономическая значимость малого и среднего предпринимательства
Развитие предпринимательства в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки государства, так как очевидно, что самой серьезной проблемой, с которой сталкиваются малые и средние предприниматели, остается финансирование.
Подходы к формированию систем государственной поддержки МСП строятся на основе следующих принципов их структуризации:
Также, необходимо выделить следующие типы государственных и негосударственных структур поддержки МСП:
В Российской Федерации развитие МСП существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя – ВВП – доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-12%, в то время как в развитых странах – 50-60%5 (таблица 1).
Таблица 1
Масштабы развития МСП в России и в зарубежных странах
Страны |
Количество МСП |
Число занятых,млн.чел. |
Доля МСП,% | ||
тыс.ед. |
в расчете на 1000 жителей |
в общей численности занятых |
в ВВП | ||
Великобритания |
2930 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-54 |
Италия |
3920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
США |
19300 |
74,2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49,6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
946 |
5,65 |
8,1 |
17-19 |
10-12 |
Очевидно, что высокий
уровень развития предпринимательства
выступает необходимым
В связи с этим, в настоящее время Правительство Российской Федерации ставит достаточно сложную задачу: в перспективе, к 2020 году МСП будут давать 80% ВВП страны. Для решения же этой задачи необходимы оптимальные условия – как с нормативно- правовой, таки с финансовой точек зрения- для быстрейшего и эффективного развития МСП.
Нормативно- правовое регулирование развития МСП в Российской Федерации, в первую очередь, определяется Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом РФ, на основании которых был принят ряд федеральных законов, законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определяющих приоритетные направления развития предпринимательства и предусматривающих помощь в области финансирования и кредитования субъектов МСП.
В целом, «государственная политика РФ в области развития МСП является частью государственной социально- экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов развития МСП в РФ, гласит статья 6 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», основополагающего нормативно- правового акта в вопросе предоставления МСП мер государственной поддержки в Российской Федерации, вступившего в силу с 01 января 2008 года (далее – Закон).
Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию МСП, понятие субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки.
В соответствии с Законом к субъектам МСП в Российской Федерации отнесены хозяйствующие субъекты – юридические лица и индивидуальные предприниматели, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений: