Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществляется по следующим основным направлениям:
формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
развитие системы государственной финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;
информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа- ГМФ.docx

— 101.20 Кб (Скачать файл)
  • микропредприятия – до 15 человек;
  • малые предприятия – до 100 человек включительно;
  • средние предприятия – от 101 до 250 человек включительно.

Финансовые ограничения (выручка) отнесения к каждой из указанных  категорий предприятий установлены  постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556, в котором указаны следующие предельные значения выручки: 60 млн. руб. для микропредприятий, 400 млн. руб. – для малых и 1 млрд. руб. – для средних предприятий.

Необходимо также отметить, что Закон, в отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», закрепляет основные принципы по разграничению полномочий органов власти разных уровней по развитию МСП, обеспечивает равный доступ субъектов МСП к государственной поддержке, и создает механизм учета мнения представителей предпринимателей при принятии нормативных актов.

Кроме того, правовое регулирование развития МСП в России регламентируется и другими федеральными законами, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Помимо законов и нормативных актов, существуют государственные программы поддержки МСП. Такие программы предпринимателям предлагают федеральные, региональные, муниципальные министерства и администрации. Каждая программа действует 1-4 года, имеет утвержденный бюджет и конкретные направления финансовой и нефинансовой поддержки предпринимателей.

    1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Основной целью государственной  политики в сфере развития малого и среднего бизнеса является создание эффективного механизма финансирования данного сектора, для достижения которой необходимо решение следующих  приоритетных задач:

- создание условий для  расширения доступа субъектов  МСП к банковским кредитам;

- создание условий для  развития системы микрофинансирования;

- оказание финансовой  поддержки начинающим предпринимателям  для организации собственного  дела6.

Финансовая поддержка  юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц- производителей товаров  и/или услуг  предусмотрена статьей 69 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в перечне бюджетных ассигнований, а также статьей 7 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановые период 2012 и 2013 годов» и Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», и предоставляется в форме субсидий и грантов, в том числе из:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
  2. бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местного бюджета7.

Согласно статье 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, услуг, работ предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, оказанием услуг, выполнением работ.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации  
от 14.03.2011 № Пр-634 Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России поручено обеспечить координацию деятельности, направленной на поддержку МСП, включая реализацию программы поддержки МСП, а также мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и малых форм инновационного предпринимательства.

Во исполнение указанного поручения и в целях повышения  эффективности действий органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации программ государственной поддержки МСП Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России разработаны следующие программы и мероприятия по развитию МСП:

- государственная поддержка  МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (ответственный федеральный орган исполнительной власти – Минэкономразвития России);

-  содействие  самозанятости безработных граждан  и стимулирование создания безработными  гражданами, открывшими собственное  дело, дополнительных рабочих мест  для трудоустройства безработных  граждан в целях снижения напряженности  на рынке труда субъектов Российской  Федерации  (ответственный федеральный  орган исполнительной власти – Минздравсоцразвития России);

- повышение финансовой  устойчивости малых форм хозяйствования  на селе в рамках Государственной  программы развития сельского  хозяйства и регулирования рынков  сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы (ответственный федеральный  орган исполнительной власти  – Минсельхоз России);

- мероприятия  по развитию МСП в научной и образовательной сферах (ответственный федеральный орган исполнительной власти – Минобрнауки России).

1.3.1. Программа Минэкономразвития России по государственной поддержке МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 27.02.2009  № 178 «О распределении и  предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (далее – Постановление № 178) Минэкономразвития России предоставляет на конкурсной основе субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развития субъектов МСП.

Так, в 2011 году Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ  
«О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, было предусмотрено 20,8 млрд. рублей.

Основными направлениями  расходов в 2011 году стали:

увеличение объемов поддержки  малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной  продукции;

увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых  компаний;

увеличение объемов финансирования программ развития предпринимательства  Северо-Кавказского федерального округа;

повышение капитализации  специальной инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные  фонды, фонды прямых инвестиций, развитие массового обучения основам предпринимательства;

поддержка монопрофильных программ развития малого предпринимательства;

сохранение темпов поддержки  экспорта продукции малых компаний;

создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров  кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного  доступа к оборудованию.

В состав Конкурсной комиссии Минэкономразвития России включены представители всех ведущих общественных объединений предпринимателей – «ОПОРЫ РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, «Деловой России», РСПП, и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти -  Минздравсоцразвития России, Минсельхоза России, Минобрнауки России, Минрегиона России.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2011 
№ 277 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» определены условия предоставления субсидии для финансирования следующих мероприятий:

а) мероприятия, связанные с поддержкой субъектов МСП, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, а именно гранты на создание малой инновационной компании - субсидии юридическим лицам хозяйственным обществам - субъектам МСП, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, и поддержка действующих инновационных компаний - субсидии юридическим лицам - субъектам МСП в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом общая сумма субсидий на компенсацию общих затрат малой инновационной компании за счет средств субсидии федерального бюджета не должна превышать 5 млн. рублей;

б) субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим  лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на безвозмездной  и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или  индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом  предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) с учетом следующих условий:

- гранты направляются  вновь зарегистрированным и действующим  менее 
1 года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы;

- сумма гранта не превышает  0,3 млн. рублей на одного получателя  поддержки. В случае, когда учредителями  вновь созданного юридического  являются несколько физических  лиц, включенных в приоритетную  целевую группу, указанному юридическому  лицу сумма гранта не должна  превышать произведения числа  указанных учредителей на 0,3 млн.рублей;

- гранты предоставляются  после прохождения претендентом  краткосрочного обучения и при  наличии бизнес-проекта, оцениваемого  комиссией с участием представителей  некоммерческих организаций предпринимателей;

- гранты могут предоставляться  в денежной форме (непосредственная  выплата субсидии получателю  поддержки) и в натуральной  (оплата за счет средств гранта  услуг по предоставлению в  пользование основных средств,  предоставлению помещений и т.п.);

- обеспечена координация  с региональной программой мероприятия,  направленных на снижение напряженности  на рынке труда;

- гранты субъектам МСП,  осуществляющим розничную и оптовую  торговлю должны составлять не  более 10% от общей суммы субсидии  федерального бюджета;

в)  программа развития микрофинансирования, позволяющая  получить доступ к заемным средствам  представителям малого бизнеса, которые  по тем или иным причинам не могут  воспользоваться традиционными  банковскими продуктами, чтобы посредством  дополнительного стимулирования оборотов компании, содействовать получению  большей прибыли предпринимателя. Микрофинансирование бизнеса, особенно малого, можно назвать наиболее оптимальным  вариантом получения денежных средств  на организацию и развитие предпринимательской  деятельности, при этом в рамках программы займы субъектам МСП  не должны превышать 1 млн. рублей, а  срок займа – не более 12 месяцев. В настоящее время в субъектах  Российской Федерации по программе  Минэкономразвития России созданы  и действуют 67 микрофинансовых фондов;

д) создание региональных гарантийных  фондов - юридических лиц, одним из учредителей которых является субъект  Российской Федерации или орган  местного самоуправления, созданное  для целей обеспечения доступа  субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам. Объем ответственности регионального гарантийного фонда по заключенным договорам предоставления гарантии не должен превышать 70% от объема обязательств МСП и организации инфраструктуры поддержки субъектов МСП перед финансовой организацией. Указанное мероприятие позволяет развить рынок гарантий и поручительств по кредитам и договорам лизинга для субъектов МСП при недостаточности обеспечения по кредиту. В настоящее время в субъектах Российской Федерации по программе Минэкономразвития России созданы и действуют 79 гарантийных фонд;

е) развитие лизинга оборудования,  при этом субсидии федерального бюджета  на развитие лизинга оборудования субъектами МСП предоставляются на реализацию следующих мероприятий:

- субсидирование части  затрат, связанных с уплатой субъектом  МСП лизинговых платежей из  расчета не более двух третьих  ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на момент уплаты  процентов субъектом МСП;

- субсидирование уплаты  субъектом МСП первого взноса (аванса) при заключении договора  лизинга оборудования;

- предоставление целевых  грантов начинающим субъектам  МСП на создание собственного  дела - субсидий вновь зарегистрированным  и действующим на момент принятия  решения о предоставлении субсидии  действующим менее 1 года индивидуальным  предпринимателям и юридическим  лицам на условиях долевого  финансирования целевых расходов  на уплату первого взноса при  заключении договора лизинга  оборудования в размере, не  превышающем 1,0 млн. рублей на  одного получателя поддержки  - юридического лица или индивидуального  предпринимателя.

Информация о работе Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг)