Сущность , виды и функции финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
В современной системе финансового контроля нашили воплощение принципы: единство содержания и постановка задачи, регулярность осуществления контроля как внутреннего, так и внешнего с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков.
Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория
5
1.1 Сущность финансового контроля
5
1.2 Функции и сущность финансового контроля
13

Глава 2. Формы, виды и методы финансового контроля
15
2.1 Формы финансового контроля
15
2.2 Классификация финансового контроля
17

Глава 3. Анализ финансов предприятия ООО «УК «ПРОФИ-ДОМ»
3.1 Экономическая характеристика ООО «УК «ПРОФИ-ДОМ»
3.2 Анализ финансового состояния предприятия ООО «УК «ПРОФИ-ДОМ»
3.3 Оценка финансовой устойчивости методом расчета трехкомпонентного показателя и оценка банкротства предприятия 3.4.Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия ООО «УК «ПРОФИ-ДОМ»
22

22
25

29

33
Заключение
35
Список литературы и источников

Файлы: 1 файл

Курсач по Половодовой .docx

— 95.02 Кб (Скачать файл)

Однако объект финансового  контроля не ограничивается проверкой  только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных  и других ресурсов страны, поскольку  в современных условиях процесс  производства и распределения опосредуется денежными отношениями[2].

Эффективность финансового  контроля предполагает необходимость  глубокого экономического анализа  финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств  работы проверяемых организаций.

Одной из форм финансового  контроля выступает контроль рублём, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово – хозяйственной  деятельностью предприятий, объединений, организаций посредством таких  экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и др., при  использовании системы финансирования, кредитования, расчётов. Контроль рублём позволяет определить качество работы предприятий и экономически воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия, её объёма, источников получения (или  причин не получения) выявляет результаты работы предприятия.

На своевременном этапе  произошли изменения в организации  финансового контроля, в его содержании. В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.

Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые  ими специальные контрольные  органы.

Изменилась система контрольных  органов: упразднены органы народного  контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением  власти Президента Российской Федерации  организован президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением  Президента Российской Федерации.

На основании Конституции  РФ 1993 г. (ст. 101 – 103) палаты Федерального Собрания РФ образуют счётную палату РФ. Подобные органы действуют и  на уровне субъектов Федерации.

Сформированы также новые  органы финансового контроля: органы государственной налоговой службы, государственного страхового надзора; функции финансового контроля осуществляют и созданные в 1990 – х. гг. органы федерального казначейства. Широкое  развитие получил контроль в новой  форме – аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями  на платной основе в качестве предпринимательской  деятельности.

Преобразование в системе  банков и их деятельности применительно  к особенностям рыночных отношений  обусловили изменения в контрольных  функциях банков, а также выделение  из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственного контроля и надзора.

Впоследствии меры по совершенствованию  системы органов, осуществляющих финансовый контроль, продолжались: Государственная  налоговая служба РФ, преобразованная  в Министерство РФ по налогам и  сборам, изменена система органов, осуществляющих государственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость укрепления государственного финансового контроля, чему призван способствовать намечены к принятию Федеральный закон «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации».

Проблемы, связанные с  собиранием и расходованием государственных  финансовых ресурсов обусловили создание Межведомственного совета по государственному финансовому контролю, обеспечению  своевременности и полноты сбора  налогов и других платежей в федеральный  бюджет. Целями деятельности Совета определены координация и усиление контроля за поступлением и расходованием  средств федерального бюджета, федеральных  внебюджетных фондов и других государственных  средств. В состав Совета включены руководители финансово – контрольных и  экономических органов, в том  числе министров финансов, Председатель Банка России, руководитель федерального казначейства и др. Председатель Совета – министр финансов. В работе Совета могут принимать участие  представитель Генеральной Прокуратуры  РФ, МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.

К задачам Совета отнесены: формирование тактики и методологии  государственного финансового контроля; определение его основных направлений  и механизма; согласование практических мероприятий по осуществлению государственного финансового контроля; утверждение  программы совместных ревизий и  проверок; подготовка предложений по расширению источников средств федерального бюджета и внебюджетных государственных  фондов, по эффективности государственного финансового контроля; обобщение  и распространение опыта государственного финансового контроля [5].

Совету предоставлены  права: запрашивать от министерств  и других органов исполнительной власти необходимые материалы и  информацию; обсуждать результаты ревизий  и проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, заслушивать  объяснения их руководителей; вносить  предложения в Правительство  РФ.

Законодательство определяет формы взаимодействие органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными  органами в целях усиления его  эффективности, что имеет особо  важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

 

    1. Функции и сущность финансового контроля

 

Любая система функционирует  без значительных сбоев и неполадок  только в том случае, если налажен  механизм контроля за ее деятельностью. Этот механизм позволяет вовремя  выявить нарушения и принять  меры к выправлению ситуации. Финансовая система в данном случае не является исключением: существует отлаженная система  финансового контроля, который можно  охарактеризовать как совокупность мероприятий, направленных на выявление, анализ и пресечение нарушений и  злоупотреблений в сфере аккумулирования  и распределения ресурсов.

Таким образом можно выделить основные функции финансового контроля: (1) предупредительную (аналитическую) и (2) штрафную. В первой функции заложен  позитивный смысл: пресечь правонарушение, выявить самые корни его возникновения  и возможности осуществления, проанализировать и устранить причины такой  возможности. В этом смысле можно  сказать, что финансовый контроль оказывает  благотворное влияние на обучение и  воспитание людей, занятых в финансовой сфере. Вторая функция карательная - ее цель наказать, т.е. заставить лицо (будь то физическое или юридическое, хотя, в конечном итоге, наказанным окажется человек) или нести неблагоприятные  последствия и лишения в связи  с неправомерным поведением. В  этой связи также важно то, что  правонарушитель. Скорее всего, будет  вынужден скомпенсировать обществу (чаще всего, в лице государственных  органов) потери в связи с его  неправомерным поведением. Таким  образом, можно выделить еще одну функцию финансового контроля - (3) восстановительную. К примеру, уплата штрафа в связи с занижением налогооблагаемой прибыли должна, по мысли законодателя, компенсировать потери, которые понес бюджет из-за того, что он не получил эти средства вовремя (т.е. вовремя не была выплачена зарплата учителям, милиционерам, военным, не хватило средств на строительство районной поликлиники, дороги, местный хлебозавод не получил полагающейся дотации, в район наводнения не смог выехать отряд МЧС из-за отсутствия средств на покупку бензина для вездеходов и т.д.). Эту функцию законодательство закрепляет наиболее полно и детально, что логично, поскольку государство (в том числе, его бюджет) является инструментом общества, а инструмент необходимо поддерживать в порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Формы, виды и методы финансового контроля

2.1 Формы финансового контроля

 

 В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового  контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит  от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные  пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с  формированием государственных  ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и  корпоративного бизнеса, если таковые  предопределены общенациональными  экономическими интересами.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и  внешний (аудиторский).

Государственный и негосударственный  виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными  целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление  ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным  образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало  основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное  цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные  принципы, как независимость и  объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными  по сравнению с парламентскими сроками  полномочий руководителей органов  контроля, а также их конституционным  характером. Обьективность и компетентность подразумевают неукоснительное  соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает  постоянную связь государственных  контролеров с общественностью  и средствами массовой информации[6].

Из этих базовых принципов  вытекают и другие, носящие более  прикладной характер, в том числе:

1. результативность;

2. четкость и логичность  предъявляемых контролерами требований;

3. неподкупность субъектов  контроля;

4. обоснованность и доказательность  информации, приведенной в актах  проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых  нарушений);

5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых  преступлениях лиц;

6. согласованность действий  различных контролирующих органов  и др. Принимая законы, прямо или  косвенно затрагивающие систему  организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.

 

2.2 Классификация финансового  контроля

 

 Виды финансового контроля  весьма разнообразны. Их принято  классифицировать по следующим  критериям:

1. Регламент осуществления  - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2. Время проведения - предварительный,  текущий (оперативный), последующий;

3. Субъекты контроля —  президентский, контроль законодательных  органов власти и местного  самоуправления, контроль исполнительных  органов власти, контроль финансово-кредитных  органов, внутрифирменный, аудиторский;

4. Объекты контроля —  бюджетный, контроль за внебюджетными  фондами, налоговый, валютный, кредитный,  страховой, инвестиционный, контроль  за денежной массой.

Под финансовым контролем  понимается наблюдение, определение  или выявление фактического положения  финансовых показателей деятельности по сравнению с заданным. По времени  проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий  и последующий [7].

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и  расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, учредительских документов и т. д. Таким образом он способствует предотвращению неправильного, нерационального  расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также  отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений.

Информация о работе Сущность , виды и функции финансового контроля