Управление государственным
долгом осуществляется посредством следующих
методов:
- рефинансирование - погашение
части государственного долга
за вновь привлеченных средств;
- конверсия - изменение доходности
займа;
- консолидация - превращение
части имеющейся задолженности
в новую с более длительным
сроком погашения. Чаще всего
использование этого приема связано
с желанием государства устранить
опасность, которая может грозить
денежно-кредитной системе в случае массовых
требований по погашению задолженности;
-новация - соглашения между
государством-заемщиком и кредиторами
по замене обстояте6льств в
рамках одного и того же
кредитного договора;
- унификация - решение государства
об объединении нескольких ранее
выпущенных займов;
- отсрочка - консолидация
при одновременном отказе государства
от выплаты дохода по займам;
- дефолт - отказ государства
от уплаты государственного долга.
Основной формой государственного
кредита являются государственные займы,
характеризующиеся тем, что временно свободные
денежные средства населения, предприятий
и организаций привлекаются для финансирования
дефицита государственного бюджета путем
выпуска и реализации государственных
ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами
называются ценные бумаги, удостоверяющие
отношения займа, в которых должником
выступают государство, орган государственной
власти и управления.
В зависимости от способности
обращаться на фондовом рынке государственные
ценные бумаги подразделяются на рыночные
и не рыночные. Наиболее распространенным
типом государственных ценных бумаг являются
рыночные ценные бумаги, которые могут
свободно обращаться и перепродаваться
на вторичном рынке.
Не рыночные государственные
ценные бумаги не могут свободно обращаться
на рынке. Они представляют собой кредит
государству, но в отличие от рыночных
ценных бумаг не могут быть проданы их
владельцем третьему лицу.
В зависимости от срока обращения
государственные ценные бумаги подразделяются
на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные
(до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
Кроме того, ценные бумаги разделяются
на наличные документированные) и безналичные,
в том числе существующие в виде записей
на счетах; по способу выплаты доходов.
Мировой практике известны
несколько способов выплаты доходов по
государственным ценным бумагам, в их
числе:
- установление фиксированного
процентного платежа;
- применение ступенчатой
процентной ставки;
- использование плавающей
ставки процентного дохода;
- индексирование номинальной
стоимости ценных бумаг;
- реализация долговых
обязательств со скидкой (дисконтом)
против их нарицательной цены;
- проведение выигрышных
займов.
В мировой практике чаще всего
используются следующие показатели доходности:
текущая доходность, полная доходность.
Показатель полной доходности
используется для измерения общей ценности
облигаций для инвестора простая и эффективная
доходность к погашению. Эффективная доходность
к погашению учитывает сложные проценты.
Расчет осуществляется методом итерационного
подбора. В данном случае на доходность
влияют следующие факторы:
- первоначальная цена, уплаченная
за облигацию;
- частота выплат дохода
по купону;
- дата погашения облигации;
- основная сумма, которая
должна быть выплачена на дату
погашения;
- реализуемость на рынке
(спрос и предложение);
- кредитный риск.
Данная доходность легко рассчитывается
на специальных калькуляторах или компьютерах.
Перед государством же стоит
важнейшая задача: с одной стороны, заинтересовать
потенциальных инвесторов высокой доходностью
и ликвидностью государственных ценных
бумаг; с другой стороны, снижать затраты,
связанные с обслуживанием государственного
долга, так как затраты по размещению,
рефинансированию, выплате доходов и погашению
долговых обязательств осуществляются
за счет государственного бюджета.
Краткая характеристика отдельных
видов государственных ценных бумаг:
ГКО — Государственные краткосрочные
облигации — именная бескупонная государственная
ценная бумага, выпускается в без документальной
форме. Выпуск оформляется глобальным
сертификатом, хранящимся в Банке России.
ОФЗ — облигации федерального
займа — первые среднесрочные ценные
бумаги, которые появились в Российской
Федерации.
ОГСЗ — облигации государственного
сберегательного займа. Доступны для для
физических и юридических лиц. Цель —
привлечь свободные денежные средства
населения для покрытия дефицита бюджета.
КО — казначейские обязательства.
Цель их выпуска — без эмиссионное финансирование
дефицита федерального бюджета, погашение
государственной задолженности предприятиям
поставщикам по государственным заказам,
сокращение неплатежей в бюджет и т.д.
ОВВЗ — облигации внутреннего
валютного займа, выпущены для урегулирования
внутреннего валютного долга перед юридическими
и физическими лицами.
Решение об эмиссии государственных
ценных бумаг Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации или муниципальных
ценных бумаг принимается соответственно
Правительством Российской Федерации,
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления в соответствии с предельными
объемами дефицита бюджета и государственного
или муниципального долга, установленными
в соответствии с настоящим Кодексом,
законом (решением) о бюджете, а также с
программой внутренних заимствований.
Решение об эмиссии государственных ценных
бумаг Российской Федерации принимается
также в соответствии с Программой государственных
внешних заимствований Российской Федерации.
В решении об эмиссии государственных
или муниципальных ценных бумаг отражаются
сведения, предусмотренные федеральным
законом об особенностях эмиссии и обращения
государственных и муниципальных ценных
бумаг.
Условия эмиссии ценных бумаг
субъекта Российской Федерации и муниципальных
ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве
финансов Российской Федерации.
Стабилизационный фонд Российской
Федерации - часть средств федерального
бюджета, образующаяся за счет превышения
цены на нефть над базовой ценой на нефть,
подлежащая обособленному учету, управлению
и использованию в целях обеспечения сбалансированности
федерального бюджета при снижении цены
на нефть ниже базовой. Под ценой на нефть
понимается цена на нефть сырую марки
"Юралс", определяемая в порядке,
предусмотренном для установления ставки
вывозной таможенной пошлины на нефть
сырую. Под базовой ценой на нефть понимается
цена на нефть сырую марки "Юралс",
эквивалентная 197,1 доллара США за одну
тонну, которая была установлена 1 января
2006 года. (27 долларов США за один баррель).
Источниками формирования Стабилизационного
фонда являются: дополнительные доходы
федерального бюджета, образуемые расчетным
путем за счет превышения цены на нефть
над базовой ценой; остатки средств федерального
бюджета на начало соответствующего финансового
года в порядке, включая доходы, полученные
от размещения средств Стабилизационного
фонда.
Стабилизационный фонд способствует
стабильности экономического развития
страны, является одним из основных инструментов
связывания излишней ликвидности, уменьшает
инфляционное давление, снижает зависимость
национальной экономики от неблагоприятных
колебаний поступлений от экспорта сырьевых
товаров.
Согласно предназначению Фонда
- служить стратегическим финансовым резервом
государства, его средства могут размещаться
в долговые обязательства иностранных
государств, перечень которых утверждается
Правительством Российской Федерации.
Средства фонда могут быть использованы
на покрытие дефицита федерального бюджета
при снижении цены на нефть ниже базовой
цены. Если накопленный объем средств
Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма
превышения может быть использована на
иные цели. Объем использования средств
Фонда определяется федеральным законом
о федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год. На 30 января 2009г. совокупный
объем средств Стабилизационного фонда
составляет 3 851,80 млрд. рублей.
В 2005 году средства Стабилизационного
фонда превысили 500 млрд. рублей, и их часть
была направлена на выплату внешнего долга
Российской Федерации и покрытие дефицита
Пенсионного Фонда Российской Федерации
(30 млрд. рублей было направлено на покрытие
дефицита Пенсионного фонда Российской
Федерации).
Глава 2. Анализ внутреннего
государственного долга
России за 2012-2014 год.
Экономика каждой отдельно
взятой страны представляет собой достаточно
сложную структуру, богатую своими ярко
выраженными индивидуальными чертами.
Наличие отличительных признаков в государственных
бюджетах стран обусловлено различными
причинами, среди которых численность
населения страны, географическое положение
или размеры территории государства. Однако,
несмотря на все разнообразие индивидуальных,
а также локальных признаков, каждой стране
присуще наличие общих, одинаковых характеристик.
Одной из самых важных типических характеристик
любой страны является наличие государственного
долга. В любой стране приходится сталкиваться
с необходимостью прибегать к государственным
заимствованиям с целью мобилизации или
стерилизации денежных средств.
В настоящее время в государственный
долг Российской Федерации входят долговые
обязательства Российской Федерации перед
физическими и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного права,
включая обязательства по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией.
По своей сущности государственный
внутренний долг представляет собой совокупность
кредитно-финансовых отношений, возникающих
с перемещением капиталов из национального
частного сектора в государственный бюджет
на основе их заимствования. Для детального
изучения общего объема государственной
задолженности Российской Федерации рассмотрим
данные, приведенные в таблице 1.2.1.
Объем государственного долга
Российской Федерации на 1 января 2014 года
составил 7 543,78 млрд. рублей и увеличился
по сравнению с объемом на 1 января 2013 года
на 1 024,01 млрд. рублей. Однако если рассматривать
с 1 января 2009 года, то увеличение составляет
4 883,05 млрд. рублей. Иными словами, государственный
долг возрос чуть менее чем в 3 раза. Нужно
брать во внимание, что в экономическом
плане, для Российской Федерации 2009 год
оказался большим испытанием, в связи с длительной
продолжительностью мирового финансового
кризиса.
Анализ данных показывает, что
объем государственного внутреннего долга
на 1 января 2014 года составил 5 722,24 млрд.
рублей, то есть внутренний государственный
долг увеличился с 2009 года на 4 222,42 млрд.
рублей. Основной причиной столь быстрого
роста внутреннего является покрытие
дефицита федерального бюджета. При этом
основным источником является внутренний,
а не внешний долг. Как свидетельствуют
данные таблицы 1.2.1, в структуре государственного
долга в настоящее время отмечается превалирование
его внутренней составляющей. Это обстоятельство
связано с тем, что в последние годы в стране
проводится политика замещения внешнего
долга внутренним. В свою очередь, внешний
долг с 2009 года по 2014 год увеличился на
660,63 млрд. рублей, и тенденция была разнонаправленной.
Так, если с 2009 по 2012 год внешний долг находился
приблизительно на одном уровне, и снижался
по отношению к ВВП, то с 2012 по 2014 года данный
показатель составил прирост на 0,46 процентных
пункта (п.п.) в 2013 и 0,61 п.п. в 2014 году соответственно.
Увеличение внешнего долга, в последние
годы обусловлено заимствованиями на
внешних финансовых рынках путем размещения
государственных ценных бумаг, а также
увеличении объемов предоставляемых гарантий
в иностранной валюте.
Таблица 1.2.1
Динамика и структура государственного
долга Российской Федерации за 2012–2014
год.
Показатели |
на 01.01.12 |
на 01.01.13 |
на 01.01.14 |
Всего государственный долг
Российской Федерации, млрд.руб., в том
числе: |
5 342,95 |
6 519,77 |
7 543,78 |
к ВВП % |
7,5 |
8,29 |
8,45 |
Государственный внутренний
долг РФ, млрд.руб. |
4 190,55 |
4 977,89 |
5 722,24 |
к ВВП % |
5,65 |
5,98 |
5,99 |
Государственный внешний долг
РФ, млрд.руб. |
1 152,4 |
1 541,88 |
1821,54 |
к ВВП % |
1,85 |
2,31 |
2,46 |
Анализируя таблицу 1.2.1, отметим, что
за рассматриваемый период наблюдается
значительное возрастание долговой нагрузки
и снижение долговой устойчивости. В течении
2011–2014 годов отмечается устойчивый рост
показателя государственного долга к ВВП.
Устойчивый рост государственного долга
является причиной роста расходов на обслуживание
государственного долга в общем объеме
расходов федерального бюджета.
Как показывает таблица 1.2.1, на начало
2014 года, объем государственного долга
по отношению к ВВП в России составил 8,45 %,
тогда как во многих странах данный показатель
достигает 50–200 %. Некоторые международные
авторитетные эксперты утверждают, что
превышение данного показателя более
чем на 85 % становится существенным препятствием
для экономического роста. Поскольку государственные
заимствования — важный источник покрытия
бюджетного дефицита, в предкризисный
период снижение государственного долга
России было также существенным образом
связано со сравнительно благополучным
состоянием государственных финансов.
Таблица 1.2.2
Структура государственного
внутреннего долга Российской
Федерации в 2012–2015 год.
Показатели |
на 01.01.12 |
на 01.01.13 |
на 01.01.14 |
Всего государственный внутренний
долг РФ, млрд. руб., в том числе: |
4 190,55 |
4 977,89 |
5 722,24 |
Государственные долговые ценные
бумаги, млрд.руб. |
3 546,43 |
4 064,28 |
4 432,38 |
в % к внутреннему государственному
долгу |
84,6 |
81,6 |
77,5 |
Государственные гарантии,
млрд. руб. |
637,33 |
906,64 |
1 289,85 |
в % к внутреннему государственному
долгу |
15,2 |
18,2 |
22,5 |
Прочие долговые обязательства,
млрд. руб. |
6,79 |
6,97 |
0,01 |
в % к внутреннему государственному
долгу |
0,2 |
0,2 |
- |