Сущность и значение государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры кредита, возможностей по погашению долга, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, значение государственного кредита и его развитие в России.
Поставленные задачи: раскрыть содержание государственного кредита, показать его значение, дать определении государственного долга, рассмотреть его виды и источники погашения, проанализировать динамику и структуру внешнего долга РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
Сущность и значение государственного кредита……..5
1.1. Содержание государственного кредита, необходимость и возможность его использования……………………………………………....5
1.2. Виды государственных ценных бумаг…………………………...9
1.3. Классификация займов…………………………………………..12
Современное управление государственным долгом...15
2.1. Государственный долг, его виды, источники погашения …….15
2.2. Виды облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых в настоящее время Министерством финансов РФ…………………………..21
III. Внешний долг РФ………………………………………...28
3.1. Анализ динамики внешнего долга………..…………………….28
3.2. Структура внешнего долга……………………………………...31
3.3. Кредиторы России……………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...35
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 429.63 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3

    1. Сущность и значение государственного кредита……..5

1.1. Содержание государственного кредита, необходимость и возможность его использования……………………………………………....5

1.2. Виды государственных ценных бумаг…………………………...9 

1.3. Классификация займов…………………………………………..12

    1. Современное управление государственным долгом...15

2.1. Государственный долг, его виды, источники погашения …….15

2.2. Виды облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых в настоящее время Министерством финансов РФ…………………………..21

      III. Внешний долг РФ………………………………………...28

3.1. Анализ динамики внешнего долга………..…………………….28

3.2. Структура внешнего долга……………………………………...31

3.3. Кредиторы России……………………………………………….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...35

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………….37

 

 

 

Введение

Особое место в структуре  финансовой политики государства занимают механизмы её реализации. Под финансовым механизмом подразумевают систему установленных государством способов, методов, рычагов и инструментов воздействия на экономические и социальные, которую реализуют при распределении и перераспределении финансовых ресурсов. Одним из способов реализации финансовой политики является кредит - экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности и возвратности.

Для покрытия своих  расходов в связи с непрерывным  финансированием общественных потребностей государство свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит, т.е. форма кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заёмщика и гаранта.

У государственной формы кредита  долгая история. Такая форма кредита возникла с появлением государства, которое стало использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством зависит от  состояния государственных финансов, наличия и расходования финансовых средств в стране, т.е. с бюджетным дефицитом. По мнению Кейнса бюджетный дефицит является меньшим злом  по сравнению с катастрофическим падением производства в период экономического кризиса. Чтобы вывести экономику из кризиса, он предлагал увеличить расходы государства за пределы текущих доходов. По мере установления международных  экономических связей вместе с внутренним государственным кредитом стала развиваться система международного государственного кредитования.

Актуальность темы обусловлена  тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры кредита, возможностей по погашению долга, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

Цель данной курсовой работы –  рассмотреть сущность, значение государственного кредита и его развитие в России.

Поставленные задачи:  раскрыть содержание государственного кредита, показать его значение, дать определении государственного долга, рассмотреть его виды и источники погашения, проанализировать динамику и структуру внешнего долга РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и значение государственного кредита

 

      1. Содержание государственного кредита, необходимость и возможность его использования

В современных условиях государственный  кредит – это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой. В сфере этих отношений государство выступает в качестве заёмщика средств, а населения, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Также государство может выступать гарантом по обязательствам физических и юридических лиц. На практике это выражается в принятии государством на себя ответственности за погашение обязательств физических и юридических лиц. Другими словами, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако роль государства в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга. В действительности государственные гарантии не нужны первоклассным заёмщикам, способным своими силами привлекать кредитные ресурсы. В механизме гарантирования кредитов нуждаются, прежде всего, недостаточно надёжные заёмщики. Также государство может выступать как кредитор, выдавая кредиты иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Оно может направлять их на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов может быть вызвано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене либо политическими соображениями. Государственные кредиты предоставляются или непосредственно Министерством финансов РФ, или через коммерческие банки.

Государственный кредит бывает внутренним и внешним. В первом случае кредиторами являются юридические  и физические лица – резиденты. Внешним называется кредитам, в котором кредиторами являются нерезиденты.

Внутренний государственный  кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.1

Функционирование внешней  части государственных кредитных  отношений обусловлено постоянным наличием свободных ресурсов на международных финансовых рынках и специально созданных межгосударственных фондов, находящихся в распоряжении международных финансовых организаций.

Государственный кредит находится на стыке двух самостоятельных  экономических категорий – финансов и кредита. С одной стороны, государственные кредитные отношения осуществляются на кредитной основе, поскольку стоимость движется на началах срочности, возвратности и платности. С другой стороны, эти отношения (как и финансы в целом) возникают вместе и в связи появлением политической надстройки (государства) для удовлетворения ее потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. С укреплением государства, с развитием его функций усиливалось целевое назначение, и расширялись границы использования государственного кредита – финансовые  ресурсы публичной власти все в большей мере формируются на долговой основе, и он все чаще и во все возрастающих масштабах используется для обеспечения заимствований других лиц (в виде государственных гарантий) и оказания финансовой помощи другим органам власти, в том числе иностранным правительствам, юридическим лицам и международным организациям (в виде государственных кредитов).

Исторически государственные  кредитные отношения, которые в годы своего становления и развития выражались в государственных внутренних и внешних заимствованиях, приводивших к формированию долгов, с самого начала научными и государственными деятелями рассматривались как элемент публичных финансов.

В. Н. Сумароков в своём фундаментальном труде «Государственные финансы в современной экономике» отметил, что категория государственных финансов является категорией исторической, он анализирует представления о финансах в развитых зарубежных странах и в России советского и постсоветского (т.е. в условиях формирования рыночной экономики) периодов и делает заключение: «Таким образом, от науки «финансы» советского периода остается та ее часть, которая, в принципе, соответствует мировым стандартам. В развитых странах, как известно, под «финансами» понимают экономические отношения, возникающие между государством и частным сектором. Составляющими ее частями являются государственный бюджет, бюджеты местных органов власти, внебюджетные фонды и государственный кредит... Все это вместе современная российская наука о финансах называет «государственными финансами».2

Государственный кредит совмещает  в себе и функции финансов, и  функции кредита. Таким образом, к основным функциям государственного кредита относятся следующие3:

1) образование денежных фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства служит обязательство заёмщика вернуть к определённому моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах, как правило, с помощью рыночных методов при использовании различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том  числе и государственные, формируется  на основе следующих факторов:

- доходности – способности  приносить доход (через проценты, дивиденды, рост курсовой стоимости);

- надёжности – низкой  вероятности понести потери (минимальный  риск невозврата вложенных средств);

- ликвидности – возможности  скорейшего для держателя ценных  бумаг получения денежных средств.

Государственные бумаги считаются, как правило, надёжными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны, прежде всего, для консервативных инвесторов, наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получать относительно небольшой, но гарантированный доход. Как и в России, так и в промышленно развитых странах наиболее распространённой формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая даёт её держателю право получить в определённый срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на неё процентами в оговоренный срок;

2) использование денежных фондов – необходимость возврата привлечённых средств, который осуществляется как за счёт налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счёт механизма рефинансирования, т. е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств;

3) контроль – влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платёжеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении.

Государственный кредит - это самостоятельная экономическая категория, сочетающая в себе черты кредита и финансов. Являясь таковым, государственный кредит исторически (в период своего становления, развития и по сегодняшний день) существует и рассматривается специалистами как звено, форма существования государственных финансов.

 

      1. Виды государственных ценных бумаг

 

В современной рыночной экономике  одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком — как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

В распространении и обращении  государственных ценных бумаг значительную роль играют коммерческие банки, приобретающие  и продающие их на фондовых рынках. Такие банки занимают одно из ведущих мест среди держателей рассматриваемых бумаг. Еще более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки которых проходит очень большое количество государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги —  облигации, казначейские векселя и другие государственные обязательства, эмитируемые центральными правительствами, местными органами власти с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но непременно гарантированные правительством.

 Различают: 

1) рыночные государственные ценные  бумаги — казначейские векселя, ноты, боны. Они свободно продаются и покупаются на денежном рынке;

2) нерыночные государственные ценные  бумаги — сберегательные боны, сберегательные сертификаты и т. п. Они различаются по сроку действия на: краткосрочные облигации — казначейские векселя, на срок от недели до 1 года, среднесрочные — ноты, на срок от 1 года до 5 лет, долгосрочные — боны, на срок более 5 лет. Выпускаются, главным образом, с целью привлечения в сферу государственного кредита сбережений населений. Эти ценные бумаги могут быть в любой момент предъявлены к оплате, но при досрочном предъявлении процентные выплаты по ним резко снижаются.

Информация о работе Сущность и значение государственного кредита