Сущность и значение государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры кредита, возможностей по погашению долга, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, значение государственного кредита и его развитие в России.
Поставленные задачи: раскрыть содержание государственного кредита, показать его значение, дать определении государственного долга, рассмотреть его виды и источники погашения, проанализировать динамику и структуру внешнего долга РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
Сущность и значение государственного кредита……..5
1.1. Содержание государственного кредита, необходимость и возможность его использования……………………………………………....5
1.2. Виды государственных ценных бумаг…………………………...9
1.3. Классификация займов…………………………………………..12
Современное управление государственным долгом...15
2.1. Государственный долг, его виды, источники погашения …….15
2.2. Виды облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых в настоящее время Министерством финансов РФ…………………………..21
III. Внешний долг РФ………………………………………...28
3.1. Анализ динамики внешнего долга………..…………………….28
3.2. Структура внешнего долга……………………………………...31
3.3. Кредиторы России……………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...35
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 429.63 Кб (Скачать файл)

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований – 10 лет. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы достаточно активно используются в рыночной практике.

Чтобы минимизировать последствия роста внутреннего долга страны, правительство должно предпринимать определённые меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета.

Если государство финансирует  дефицит бюджета путем выпуска  денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

Введение специальных  налогов или повышение налоговых  ставок позволит в краткосрочном  периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный  долг. В долгосрочном временном интервале  это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестрования.

Секвестирование — пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестрованию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестрование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части — прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным — расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестрования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг.

В структуре погашения  долга относительно ровная кривая складывается после 2024 года. Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Центрального банка, который переоформили в ОФЗ. В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков.

2010-2014 года-года пиковых  платежей по внутреннему государственному долгу, в результате экономического кризиса пришлось пересмотреть стратегию управления государственным долгом. 20 ноября 2009 года был принят Государственной Думой, одобренный 25 ноября 2009 года Советом Федерации федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Вследствие кризиса Минфин был вынужден отступить от выбранной ранее стратегии: государственный долг Российской Федерации и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти. В результате чего Минфин планирует выход на рынок внешних заимствований, что приведёт к увеличению внешнего долга к 2013 в 2,77 раза .

 

      1. Виды облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых в         настоящее время Министерством финансов РФ

В настоящее время Министерство финансов РФ выпускает следующие виды облигаций и государственных ценных бумаг, удостоверяющих о займе, в которых должником выступает государство:

1)Государственные  краткосрочные облигации (ГКО) выпускаются Министерством финансов РФ для финансирования государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета.

Основными участниками рынка ГКО  являются дилеры и инвесторы.

Дилерами могут быть только инвестиционные институты и банки, получившие специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО. Дилеры могут совершать сделки от своего имени и за свой счет, а могут выполнять функцию посредника.

Инвесторами могут быть любые юридические и физические лица, приобретающие облигации и имеющие право на владение ими.

Между дилером и инвестором заключается  договор на покупку или продажу  облигаций, в котором указываются  основные права и обязанности  сторон по распоряжению ценными бумагами.

ГКО выпускаются в безналичном  виде, и их учет осуществляется по специальным  лицевым счетам – счетам депо.

2)Облигации федерального займа (ОФЗ) – первые среднесрочные государственные ценные бумаги, появившиеся в Российской Федерации, введены в обращение в июне 1995 г. и выпускались сроком на 1 год и 2 недели, поскольку необходим был срок более года, чтобы ценная бумага считалась среднесрочной. Таким образом, Министерство финансов пыталось удлинить сроки государственных заимствований. А начиная с августа 1997 г. Центральный банк приступил к продаже ОФЗ со сроком обращения более 4 лет.

Введение ОФЗ стало возможным  главным образом из-за падения  уровня инфляции.

Владельцами ценных бумаг могут  быть как юридические, так и физические лица. Министерство финансов РФ утверждает условия всех выпусков:

-  периодичность выпусков;

-  объем и срок каждого выпуска;

-  тип облигаций (именные или на предъявителя);

-  порядок и формы выплаты доходов и погашения;

-  порядок признания выпуска состоявшимся;

-  ограничения на потенциальных владельцев;

-  номинальную стоимость облигаций;

-  размер, периодичность и порядок выплаты процентов;

-  количество выпусков облигаций.

На выпуск оформляется глобальный сертификат, фиксирующий все его  условия. Первый экземпляр глобального  сертификата хранится в депозитарии, а другой – в Министерстве финансов. Все облигации учитываются при помощи записей по счетам депо в депозитариях и субдепозитариях.

Облигации федерального займа являются купонными, и доход по ним выплачивается  один раз в квартал. Величина купонного  дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплат и объявляется по первому купону, но не позднее чем за 7 дней до начала выплаты дохода по предшествующему купону. Проценты по каждому купону исчисляются от даты выпуска облигаций до даты его выплаты и так вплоть до даты погашения облигации.

3)Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускаются в документальной форме, являются ценной бумагой на предъявителя и предоставляют их владельцам право ежеквартального получения дохода, превышающего уровень доходности по другим ценным бумагам.

Облигации выпускались с целью  привлечь свободные средства населения для покрытия дефицита бюджета.

Первая серия ОГСЗ была выпущена в 1995 г. для привлечения большого количества населения и имела  исключительно низкую номинальную стоимость в 100 и 500 тыс. руб.

ОГСЗ выпускаются в бумажной форме. Срок обращения облигаций  составляет один год.

Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации.

При погашении облигаций владельцам выплачиваются номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации.

Процентный доход определяется Министерством финансов на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов (ОФЗ).

ОГСЗ размещаются на закрытых конкурсах. Минимальная заявка на покупку облигаций  составляла 10 млрд руб. Конкурс выигрывали банк или финансовые организации, предложившие более высокую цену. При этом принять  участие в конкурсах могут  все коммерческие банки и финансовые организации, имеющие лицензию на право  распространения облигаций.

4)Казначейские обязательства (КО) – вид размещаемых на добровольной основе среди населения государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Цель их выпуска состоит в  безэмиссионном финансировании дефицита федерального бюджета, погашении государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращении неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т.п.

Министерство финансов выпускает  их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имеют одинаковые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Первыми держателями КО являются федеральные министерства и ведомства, которые распределяют их среди предприятий своей отрасли.

Казначейские обязательства выпускаются  в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо в уполномоченных банках. Все расчеты с покупателями банк осуществляет из выписок со счетов депо, подтверждающих права собственности на КО.

Держатель счета депо может осуществлять следующие операции:

-  погашать кредиторскую задолженность путем перевода КО на счета депо кредиторов;

-  продавать КО юридическим или физическим лицам-резидентам;

-  закладывать КО с целью получения кредитов;

-  обменивать КО на налоговые освобождения;

-  погашать КО с получением процентов.

Министерство финансов осуществляет выпуск КО сериями. Каждый выпуск КО имеет свой уникальный регистрационный номер, который состоит из семи разрядов. Первый разряд номера – буква русского алфавита, указывающая на отрасль народного хозяйства, четыре последующие цифры указывают дату выпуска (день и месяц) и последние – порядковый номер выпущенной серии. Каждая серия оформляется глобальным сертификатом, составленным в двух экземплярах, один из которых хранится в уполномоченном депозитарии, а второй – в Министерстве финансов России.

5)Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) впервые выпущены в 1993 г. В отличие от других государственных ценных бумаг выпуск ОВВЗ не был связан ни с финансированием экономики, ни с финансовым дефицитом бюджета. Они были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР с целью обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами.

Валюта займа – доллары США. Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций – 1, 10 и 100 тыс. долл. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.

К каждой облигации прилагается  комплект из купонов, количество которых  определяется сроком погашения облигации. Последний купон предоставляется  вместе с облигацией, подлежащей погашению.

ОВВЗ – первые валютные облигации  на российском рынке ценных бумаг. Их выпуск был нацелен главным образом на иностранных инвесторов. У российских же покупателей эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом, что вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг.

6)Золотые сертификаты выпускаются Министерством финансов с 1993 г. с целью получения дополнительного дохода государством и покрытия дефицита бюджета.

Сертификаты являлись именными, оплачивались только в рублях и выпускались  номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы.

Первичное размещение золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую заявку в Министерство финансов, перечислить необходимые средства.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки перепродавали золотые сертификаты юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе.

Золотые сертификаты не пользовались популярностью из-за большой номинальной стоимости, недоступной многим юридическим лицам. Реализовать находящиеся в руках сертификаты было практически невозможно, и поэтому банкам разрешалось дробить их и продавать частями. Дробление сертификатов не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т. е. 100 г золота.

Продавались дробные доли сертификатов на фондовом рынке путем выпуска  собственных облигаций, но они в  отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и не имели льгот по налогообложению. Так, за весь 1993 г. было продано только 10% всей суммы эмиссии.

Основными покупателями золотых сертификатов являлись крупные финансовые учреждения, такие как банки «Менатеп», «Российский  кредит», «Промстройбанк», а также «АвтоВАЗ».

Начисление и выплата процентного  дохода и погашение золотого сертификата  производилось Министерством финансов в рублях по курсу Центрального банка  или золотом.

Информация о работе Сущность и значение государственного кредита