Сущность и значение государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры кредита, возможностей по погашению долга, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, значение государственного кредита и его развитие в России.
Поставленные задачи: раскрыть содержание государственного кредита, показать его значение, дать определении государственного долга, рассмотреть его виды и источники погашения, проанализировать динамику и структуру внешнего долга РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
Сущность и значение государственного кредита……..5
1.1. Содержание государственного кредита, необходимость и возможность его использования……………………………………………....5
1.2. Виды государственных ценных бумаг…………………………...9
1.3. Классификация займов…………………………………………..12
Современное управление государственным долгом...15
2.1. Государственный долг, его виды, источники погашения …….15
2.2. Виды облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых в настоящее время Министерством финансов РФ…………………………..21
III. Внешний долг РФ………………………………………...28
3.1. Анализ динамики внешнего долга………..…………………….28
3.2. Структура внешнего долга……………………………………...31
3.3. Кредиторы России……………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...35
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 429.63 Кб (Скачать файл)

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие:

1. Казначейские векселя— краткосрочные  государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, т. е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются.

2. Среднесрочные казначейские векселя,  казначейские боны — казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.

3. Долгосрочные казначейские обязательства  — со сроком погашения до десяти и более лет; по ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т. е. за несколько лет до официального срока погашения.

4. Государственные (казначейские) облигации — по своей природе  и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам. Отдельные виды государственных облигаций, в частности сберегательные облигации, могут распространяться на нерыночной основе.

5. Особые виды нерыночных государственных  ценных бумаг в виде иностранных  правительственных серий, серий  правительственных счетов, серий  местных органов власти.

Любой фондовый рынок полноценен, если он имеет три полноценных сектора: рынок государственных ценных бумаг, рынок муниципальных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг.

Рынок муниципальных ценных бумаг  развивается довольно высокими темпами. На нём появляются крупнейшие эмитенты, такие, как Санкт-Петербург, который привлекает деньги очень похожим на Министерства финансов способом в довольно технологичном режиме. Известно, что Москва объявила о своей программе заимствований. Создают свою систему заимствований Нижний Новгород, Татарстан и целый ряд других территорий.

Муниципальные ценные бумаги — способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.  

Форма выпуска:

а) в виде выпуска муниципальных  ценных бумаг, в виде облигаций или  реже в виде векселей;

б) в виде ссуды по бюджетной  линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов или коммерческих банков)

 

 

      1. Классификация займов

 

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании  правительственных соглашений и  обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Кредиты от правительств иных государств, международных организаций и  финансовых институтов, как правило, оформляются соглашениями. Ценные бумаги приводят в действие средства на финансовом рынке.

В зависимости от места  размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) – и внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы. Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера  использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы  подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства. В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты  дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход  устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться  как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она  может проводиться ежегодно, раз  в полугодие, ежеквартально. При  выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

По характеру погашения  задолженности разделяются два  варианта: одноразовая выплата и  выплата частями.

При погашении частями  может применяться три варианта. Первый – займ погашается равными  частями на протяжении нескольких лет. Второй – займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий – постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий – напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга  различают займы с правом и  без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения  дает возможность государству учитывать  ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный  кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современное управление государственным долгом

 

      1. Государственный долг, его виды, источники погашения

 

Под государственным долгом страны понимают долговые обязательства страны перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Госдолг определяется сложившейся к определенной дате суммой дефицита бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга можно заметить почти во всех странах мира, что является следствием хронической дефицитности государственных финансов, т.е. государственный долг можно определить как задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования дефицита бюджета.

Государственный долг возникает в  тот момент функционирования государства, когда расходы начинают превышать  доходы, т.е. бюджет постоянно находится в дефиците, а его погашение осуществляется не с помощью эмиссии, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета.

Основаниями для образования  государственного долга являются:

  • государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.
  • кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов
  • предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.
  • факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.
  • соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет

Бюджетная, долговая и валютная политика всегда связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно наступает момент, когда заимствования выходят за рамки возможностей государства. Тогда становится необходимо сокращать расходы на социальные, инвестиционные цели и все те сферы деятельности государства, которые не связаны с погашением и обслуживанием долга. В условиях необоснованной бюджетной, денежно-кредитной и курсовой политики государства инвесторы начинают требовать более высокую премию за риск. Особенно это касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.

Далее мы рассмотрим формы  и виды государственного долга на примере Российской Федерации.

Существует несколько  классификаций государственного дога в зависимости от признака положенного в основу данной классификации.

В зависимости от заемщика государственный долг подразделяется:

  • государственный долг Российской Федерации;
  • государственный долг субъекта Российской Федерации;
  • муниципальный долг.

Под государственным  долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным  долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным  долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все свои полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:

  • внутренний долг;
  • внешний долг;

Под внутренним государственным  долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

Под внешним государственным  долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте .

В зависимости от срока  погашения и объема обязательств выделяют:

  • капитальный государственный долг;
  • текущий государственный долг;

Под капитальным  государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим государственным  долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет .

Информация о работе Сущность и значение государственного кредита